Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украинская «труба» все так же важна для России и ЕС

27 ноября 2013, 11:16 0

Важность сотрудничества Евросоюза, России и Украины очень высока. Одним из основных направлений взаимодействия остается транспортировка российского газа в ЕС через Украину. Возможности отечественной газотранспортной системы позволяют обеспечивать бесперебойную подачу «голубого топлива» в страны Европы. Поэтому создание трехстороннего консорциума для обновления украинской ГТС является очень выгодным для всех, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Украина примет участие в саммите инициативы Восточное партнерство, который состоится 28-29 ноября в Вильнюсе (Литва), чтобы обсудить вопрос о проведении трехсторонних консультаций с Европейским Союзом и Россией для восстановления взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической сфере. Об этом сообщил премьер-министр Украины Николай Азаров. Также, по его словам, в следующем месяце Украина и Россия сядут за стол переговоров, чтобы составить «дорожную» карту развития отношений.

Такие переговоры особенно актуальны, учитывая заинтересованность Украины, России и Евросоюза создать трехсторонний консорциум для модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). «Переговоры по созданию консорциума мы не прекращали», — отметил министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. Он акцентировал, что вопрос об изменении права собственности на ГТС в повестке дня не стоит. 

Как заявил вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко, транзит газа через украинскую территорию надежный, он осуществляется в полном соответствии с заявками, которые подают ОАО «Газпром» и европейские страны. «Украина полностью выполняет свои обязательства», — констатирует он.

Что касается создания трехстороннего газотранспортного консорциума, то, по мнению экспертов, это перспективный вариант газового сотрудничества. Он будет учитывать интересы страны-поставщика (Россия), транзитной страны (Украина) и стран-потребителей газа (члены Евросоюза), пишет Информационно-аналитический бюллетень КМУ.

При этом целесообразно участие с европейской стороны не только газовых компаний — покупателей российского газа, типа E.ON Ruhrgas AG, Gaz de France, Eni, ОМV и т.п., но и финансовых институтов, подконтрольных ЕС (таких как Европейский инвестиционный банк), а также подконтрольных всем заинтересованным государствам по цепочке Россия — Украина — ЕС (таких как Европейский банк реконструкции и развития).

Учитывая стратегическое значение украинской газотранспортной инфраструктуры для обеспечения энергетической безопасности Европы, которое подтверждают в Евросоюзе, Кабинет Министров намерен реализовать комплекс мер для создания на базе ГТС газового хаба, который будет играть ключевую роль в обеспечении стабильной работы европейского энергорынка.

Эксперты указывают, что практически на границе со странами, входящими в ЕС, расположена уникальная система ПХГ с общей активной вместимостью, превышающей 31 млрд куб. м газа. Учитывая этот фактор, создание хаба на территории Украины может быть чрезвычайно интересным как для Украины, так и для стран ЕС, в первую очередь, расположенных в Восточной и Центральной Европе.

Премьер-министр Украины Николай Азаров убежден, что у нашей страны есть большие возможности играть важную роль на европейском континенте, поскольку она обладает уникальным геополитическим расположением и значительными запасами углеводородов.

По расчетам экспертов ведущей британской консалтинговой компании Mott MacDonald, сравнительно недорогие ремонты позволят поддерживать украинскую ГТС в нормальном рабочем состоянии до полной модернизации. По их данным, реконструкция и модернизация потребует привлечения НАК «Нафтогаз Украины» как минимум 4,8 млрд  долл. США инвестиций за семь лет.

В НАК «Нафтогаз Украины» общую стоимость реконструкции украинской ГТС оценивают в 5,3 млрд  долл. США. Такие инвестиции позволят обеспечить транзит газа в Европу в объеме 145 млрд куб. м в год до 2030 года.

Эксперты подчеркивают, что модернизация ГТС Украины — самый дешевый по экономике вариант поставок российского газа в Европу.

Как сообщал Inpress.ua, несмотря на начало строительства российской стороной газопровода Южный поток, Украина имеет все шансы сохранить за собой ныне существующий транзит российского газа. Так, создание газотранспортного консорциума на базе ныне действующей ГТС может дать возможность перекачивать основные объемы голубого топлива и сохранить основные договоренности по транзиту российского голубого топлива.

Россия стремится к стабильному обеспечению Европы газом и одновременно с этим старается обойтись без участия Украины в транспортировке газа. Строительство газопровода «Южный поток» обеспечит бесперебойное снабжение стран ЕС «голубым топливом». Но при этом украинская газотранспортная система остается стратегически важной частью транспорта газа благодаря большим объемам перекачки. Поэтому дальнейшее сотрудничество Украины и России в газовой сфере является одним из приоритетных направлений партнерства двух стран.

Напомним, что договоренность о возобновлении поставок газа в Украину была достигнута 16 ноября в ходе рабочей встречи председателя правления «Нафтогаза Украины» Евгения Бакулина с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером, в ходе которой стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в газовой сфере.

Ранее 8 ноября вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко заявил, что Украина в полном объеме выполняет условия контракта по обеспечению транзита российского газа в европейские страны. В то же время он подчеркнул, что в случае формального подхода российской стороны к отношениям в газовой сфере Украина оставляет за собой право применить аналогичный подход в вопросе обеспечения транзита в пиковые периоды.

Однако, несмотря на завышенную цену на российский газ и падение объемов его импорта в Украину в подземных хранилищах НАК «Нафтогаз Украины» находится достаточно газа, чтобы украинская газотранспортная система обеспечила его надежную транспортировку в страны Европейского Союза и поставки потребителям на отечественном внутреннем рынке в течение зимы 2013-2014 года.

Оптимальное равновесие между Западом и Востоком – его формулу Украина ищет не только в период современной истории, но и делала это ранее. Наша страна обладает выгоднейшим транзитным положением, через ее территорию проходят торговые маршруты, связывающие Европу с Азией, ЕС с Таможенным союзом.

Также заметим, что приостановка Киевом подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС снижает риски усиления экономического давления со стороны России, что может оказать позитивное влияние на экономику Украины.

Отметим, что падение экспорта товаров из Украины в Россию началось со второго квартала 2012 года и длится уже шесть кварталов подряд, в целом за это время поставки упали на $4,2 млрд, следует из данных Госстата.

О причинах решения Кабинета Министров Украины приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС читайте в статье Игоря Лесева «Не говорите мне прощай: Украина и ЕС – пауза на пороге Вильнюса».

О крайне напряженной политической обстановке в Украине в преддверии саммита ЕС в Вильнюсе читайте в статье Артема Ивановского «Между ЕС и Россией: в шаге от ассоциации «игра нервов» на пределе».

Об основных проблемах снижения энергетической зависимости Украины от России и компании «Газпром» читайте в статье Дмитрия Марунича «Украина имеет шанс снизить зависимость от «Газпрома».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях