Украина имела шанс подписать соглашение об ассоциации с ЕС в Вильнюсе, но было принято другое решение...
Назвать решение правительства Украины «О приостановлении процесса подготовки к заключению Соглашения об ассоциации с ЕС» совсем уж сенсационным, пожалуй, не получится. Слишком наэлектризованным был весь путь Украины к Вильнюсу, в котором политики и геополитики было на порядок больше, чем здравого экономического диалога. Шок был бы в любом случае. Подписали б — начались агрессивные истерики на Востоке. Не подписали б — все окончилось грандиозным скандалом на Западе. Поэтому, «предупредить» мир за неделю до конфуза — еще не самый плохой выход для Киева. Причем речь-то идет о приостановлении сближения, а не об отказе от европейского вектора во внешней политике.
Ситуация подвешена абсолютно для всех сторон. В полупозиции находится ЕС, не зная, что делать дальше — психануть или попытаться все же как-то, хотя бы на словах, пообещать компенсировать Украине многомиллиардные убытки, которая она несет уже СЕЙЧАС. Непонятна ситуация и для России, которой уже порядком поднадоели постоянные лавирования Киева между Западом и Востоком. Наконец, тяжелее всех сейчас Украине. Впечатляющий полуторогодовой евроинтеграционный марш-бросок оголил все тылы.
Единственная сторона всего этого патового положения, для которой сейчас наступили яркие дни — это украинская оппозиция. На протяжении последнего полугода представители «Батькивщины», УДАРа и «Свободы» делали все возможное, чтобы не допустить подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Их единственный «евроинтеграционный козырь» в 2015 году буквально до последних дней исходил на нет… и тут такой подарок от правительства Николая Азарова.
Если по сугубо внешним факторам провести беглый сравнительный анализ между ЕС и ТС, то в качественном превосходстве последнего не убедили бы даже говорящие медведи. Европа — это действительно показатель высочайшего уровня жизни. Эстетски потрясающая архитектура, совершенно (!) ровные дороги, высокие технологии… На этом фоне страны Таможенного союза со своей специфической демократией и экономикой, построенной на 90% за счет бессовестной ренты природных богатств, выглядят настоящей архаикой. А потому стремления Виктора Януковича привести Украину в более предсказуемую и на порядок успешнее, чем на Востоке, семью европейских стран, выглядят вполне объяснимо.
Другое дело, что весь этот западноевропейский рай остается для внешних партнеров, которым и является Украина, недоступным глянцем. ЕС для Украины превратился в аналог таких себе дорогих ухоженных и невероятно капризных девчушек, которые любят, чтобы ими восхвалялись, им угождали… но вот трогать их нельзя. 800-страничный договор о зоне свободной торговле, который был составлен в Брюсселе ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в пользу одной стороны — ЕС, как раз и напомнил позицию «глянцевых баб». Нам все, т. е., свободный доступ на ваш рынок, а вам — квоты и спецуказания, как что производить и по каким особым нормативам.
В принципе, в долгоиграющей перспективе все это выглядело для Украины крайне здорово и многообещающе. Брюссель из Украины с ее образом сельского парубка, попытался сделать эдакого европейского метросексуала. Будут у вас теперь и духи французские, и костюмы итальянские, и машины немецкие… Однако за всем этим словесно-визуальным гламуром не виделось одного — компенсации за КОНКРЕТНЫЕ потери, которые начала нести Украина, став жертвой полномасштабной «торговой войны» имени Российской Федерации.
Прямые потери от закрытия рынка СНГ для украинских производителей в 2013 году должны будут составить астрономические суммы. Только к сентябрю текущего года товарооборот уменьшился почти на 6 млрд долл. В качестве же «компенсации» Брюссель сразу после саммита в Вильнюсе готов был выделить… 800 млн долл. в виде кредита. При этом гарантий о предоставлении 15-миллиардного кредита по линии МВФ так до сих пор и не получено.
Для примера, Польша перед подписанием соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом, в общей сложности в качестве кредитов и прямых инвестиций, получила 50 млрд долл. (это были докризисные миллиарды). И даже при такой существенной «подушке безопасности» Польша так и не смогла сохранить свои судоверфи, металлургию и угольную промышленность. Однако Варшава уже в 1999-м ТОЧНО ЗНАЛА, что через 5 лет ее берут в Евросоюз. И это было, по крайней мере, равноценной заменой — убийство своей промышленности взамен членства в Евросоюзе.
Что получает Украина в 2013-м, кроме абстрактных обещаний стать «ближе к европейским стандартам», пока что не очень понятно. О членстве в Евросоюзе (даже гипотетическом годе) ВООБЩЕ не говорится. Безвизового режима также никто не обещает. Доступ на рынки Запада остается относитиельно закрытым. И даже финансовой помощи в виде кредитов никто не гарантирует. По сути, Киев получил только массу обязательств перед Западом и остался бы один на один в «торговой войне» с Россией.
Но что показательно, даже при таких неравномерных условиях, к началу Вильнюсского саммита украинская сторона выполнила практически все условия ЕС, кроме одного. Юлия Тимошенко на свободе так и не оказалась. И здесь тоже каждая из сторон переговоров действовала своеобразно своим интересам.
Банковая уже год пытается выйти из этой истории, по крайней мере, с наименьшими репутационными потерями для себя. Освободить ее «просто так» — это значит собственноручно разрушить свою же линию обвинения, согласно которой Тимошенко является главной виновницей кабальных газовых контрактов с Россией. Тех самых контрактов, за которые в 2010 году Арсений Яценюк с парламентской трибуны требовал посадить ЮВТ в тюрьму.
Амнистировать Тимошенко на данном этапе тоже не получается. Во-первых, она не отбыла половины срока заключения. А во-вторых, заключенная САМА должна написать прошение о помиловании. Но этого нет, потому что Юлия Владимировна считает себя политзаключенной. А на Банковой считаю ровно наоборот. И чтобы одна из сторон не прогибалась, необходимо искать компромисс.
А вот в стане самой оппозицией делалось все возможное, чтобы Тимошенко таки не вышла на свободу. Законопроекты об освобождении ЮВТ, которые предлагали Арсений Яценюк и Виталий Кличко, конкурировали между собой по уровню кичевости и нелепости. Трактовки, вроде: «...визнати Тимошенко непідсудною українському законодавству», — это высший пилотаж издевки над самой Юлией Владимировной. А потому в провале всех голосований по освобождению Тимошенко есть огромная доля вины и самой «оппозиционной тройки».
Настоящий праздник сейчас только в стане Яценюка, Кличко и Тягнибока. Юлия Владимировна по-прежнему в тюрьме, а украинская сторона фактически сорвала подписание ассоциации в Вильнюсе — о таком можно было только мечтать. Еще буквально пару дней назад делегаты от оппозиции летали по европейским столицам, убеждая представителей ЕС не допустить подписания договора на саммите. Теперь ситуация развернулась на 180 градусов, и оппозиция снова оказалась в удобной для себя риторической нише. Европа — хорошо, Россия — зло, Юле — волю.
А вот пауза, которую взяли на Банковой, приятной для Януковича и Ко назвать точно не получится. Экономический прагматизм понятен для промышленников, а также для людей, которые что-то ПОЛУЧИЛИ, а НЕ ПОТЕРЯЛИ. Объяснить своему избирателю, что он по-прежнему работает на этом заводе благодаря приостановке срыву соглашений в Вильнюсе — не самое простое дело. Потому что человек УЖЕ имеет это рабочее место. А вот понять ему — избирателю — почему Украина то «идет в Европу», то «пока что не идет», куда сложнее.
Еще сложнее будет Януковичу и Ко «вырулить» на международной арене. С одной стороны, есть Россия, которая думает, что «клиент готов». А с другой — обиженный и прагматичный Евросоюз, для которого буквально за неделю до дня Х «обломился» 45-миллионный рынок сбыта товаров.
Впрочем, слишком уж драматизировать сложившуюся ситуацию не стоит.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.