Украинская газотранспортная система (ГТС) является достаточно прибыльным сооружением, а переговорный процесс о создании консорциума по управлению и модернизации украинской ГТС сегодня отошел в тень из-за подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Россия очень заинтересована получить контроль над украинской ГТС, поскольку это даст ей возможность транспортировать по ней газ из новых месторождений в Сибири в течение последующих 20 лет. Добыча сланцевого газа западными компаниями — позитивный сигнал для Украины, однако государству следует внимательнее следить за экологическими последствиями «сланцевой революции». Об этом эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук заявил во вторник, 1 октября, в эфире онлайн-студии «Inpress-клуб» в ходе беседы на тему: «Украина — энергетический хаб: мифы и реалии», сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что украинская газотранспортная система (ГТС) является прибыльным сооружением, а также отмечает важность того, в чьей собственности она окажется в дальнейшем.
По мнению эксперта, переговоры о создании консорциума по управлению и модернизации украинской ГТС сегодня отошли в тень Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом и возможного присоединения страны к Таможенному союзу, ЕврАзЭс и другим пророссийским структурам.
«Украина не очень готова к участию в ТС, как и к членству в ЕС, поэтому, чтобы не касаться таких глобальных тем, для России сегодня важнее тема контроля над украинской ГТС — создание консорциума, который даст возможность России не строить „Южный поток“ и затем не тратить колоссальные деньги на строительство „Северного потока“. И если украинская ГТС станет участником „Газпрома“, то Россия сможет успокоиться и реализовывать дальнейшие проекты по добычи газа в Западной Сибири, транспортировать его по ГТС Украины и Беларуси на протяжении как минимум следующих 20 лет», — считает эксперт.
Говоря о добыче сланцевого газа, Юрий Корольчук отметил, что, с одной стороны, приход западных инвесторов в Украину является позитивным сигналом. В то же время, по его мнению, пока еще нет достоверных данных о том, что в стране существуют промышленные запасы сланцевого газа. Кроме того, полагает специалист, очень важно следить за последствиями добычи сланцевого газа для украинской экологии.
«Надо, чтобы государство контролировало этот процесс. В первую очередь, следило за влиянием добычи сланцевого газа на экологию, чтобы добывающие компании придерживались технических норм, в частности, цементировали скважины перед бурением. Также надо, чтобы они выделяли деньги и поддерживали общую инфраструктуру — ремонтировали дороги, по которым ездит тяжелая техника, чтобы не уничтожался чернозем, который перед бурением снимается, и так далее. Соглашения, которые подписываются, довольно лояльны к инвесторам в лице Shell и Chevron. С одной стороны, хорошо, что они пришли сюда, но, с другой стороны, государство не должно так легко уступать им в некоторых моментах», — убежден эксперт.
Юрий Корольчук также обращает внимание, что даже США, которые добывают сланцевый газ с 2002 года в промышленных объемах и очень преуспели в этой технологии, все еще не столкнулись с возможными будущими экологическими проблемами и не знают, какими они будут на самом деле.
«Посмотрите историю. Начали добывать газ, нефть — проблемы начали „вылазить“ после 30-40-50 лет: появились угольные отвалы, некоторые скважины законсервировали, думали, что там уже нет газа, а они начинали неожиданно давать газ, и в некоторых местах на Западной Украине даже можно огороды поджигать. Со сланцевым газом проблема еще в том, что там надо будет очень много скважен, они быстро истощаются, экологические последствия действительно неизвестны, потому что водоносные горизонты находятся на глубине 500 м, а газ добывается на глубине 2 км. Теоретически мы не знаем, какие будут экологические изменения через 50 лет, об этом только Бог знает. В один „прекрасный“ момент сланцевый пузырь может лопнуть и компании перестанут его добывать, потому что убытки будут колоссальные», — подчеркнул эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Напомним, что Украина ведет с Россией длительные переговоры о снижении цены на газ, которую Киев считает несправедливой. Москва в обмен добивается контроля над украинской ГТС. Стороны не исключают создания консорциума по управлению ГТС.
В то же время Украина пока не определилась, каким должен быть формат будущего газового консорциума: двусторонним между Украиной и Россией или трехсторонним, с привлечением Евросоюза, однако постоянно настаивает на евроинтеграции.
В апреле Кабинет Министров утвердил законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины», позволяющий приватизацию НАК «Нафтогаз-Украина» и ее дочерних компаний.
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий заявил, что Украина может позволить себе продать более половины акций газотранспортной системы.
Тем временем европейский комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер заявил, что ЕС, Украина и Россия должны найти трехстороннюю формулу сотрудничества по дальнейшей судьбе украинской газотранспортной системы (ГТС).
Вопросы приватизации украинской ГТС в обмен на снижение цены газа для Украины также затрагивались во время встречи президентов Виктора Януковича и Владимира Путина в Сочи в конце мая.
Эксперты считают, что в ходе визита лидеры двух стран обсуждали условия, по которым украинские власти готовы уступить России контроль над магистральными газопроводами, а контроль над распределительными газопроводами передать группе ВЕТЭК российского предпринимателя Сергея Курченко. Пойти на уступки российской стороне Украину вынудили как проблемы с наполнением бюджета, так и продолжающийся спад на рынке металлопродукции.
Напомним, в 2012 году Украина провела три конкурса на заключение соглашения о разделе продукции (СРП) по добыче сланцевого газа: по Юзовскому (Харьковская и Донецкая области), Олесскому (Львовская и Ивано-Франковская области) и Скифскому (глубоководный шельф Черного моря) участкам.
Победителями конкурса на разработку Олесского участка стала американская Chevron, Юзовского — англо-голландская Shell, Скифского — консорциум во главе с американской ExxonMobil (40%, оператор), Shell (35%), австрийской OMV в лице румынской «дочки» Petrom (15%) и НАК «Надра Украины» (10%).
20 сентября Ивано-Франковский областной совет на внеочередной сессии согласовал проект соглашения о разделе продукции (СРП) между государством Украина, компанией Chevron Ukraine B.V. и ООО «Недра Олесская» при добыче углеродов на участке Олесская на территории Ивано-Франковской области. Однако решение облсовета вступит в силу только после выполнения ряда условий.
Ранее компания Chevron заявила о намерении проводить разведывательное бурение на Олесской площади на протяжении пяти лет. Технический директор Chevron Ukraine B.V. Габриель Гримальди заявил, что компания планирует сначала пробурить несколько вертикальных разведывательных скважин, чтобы взять для анализа образцы сланцевой породы.
17 января 2013 года Харьковский облсовет одобрил проект соглашения о разделе углеводородов с компанией Shell, которые будут добываться на участке Юзовская, часть которого расположена на территории области. После этого оппозиция заявила, что перед голосованием у депутатов облсовета не было возможности ознакомиться с проектом соглашения.
13 сентября украинская компания «Надра Юзовская» и Royal Dutch Shell подписали операционное соглашение, которое фактически разрешает начать работу на Юзовском месторождении газа. По условиям конкурса, на первом этапе Shell вложит в разведку около $500 млн, а в целом инвестирование в промышленную разработку и установку коммуникаций на Юзовском месторождении оценивается соглашением в $10 млрд.
26 сентября Кабинет Министров подписал договор с американской компанией ExxonMobil относительно заключения соглашения о разделе углеводородов в пределах участка Скифский (шельф Черного моря). Подписание состоялось в Нью-Йорке (США) в присутствии президента Украины Виктора Януковича.
Документ с украинской стороны подписал министр энергетики Эдуард Ставицкий. Кроме представителя компании ExxonMobil документ также подписали представители компании Shell, Omvpetrom CA.
Ставицкий рассказал журналистам, что в соответствии с соглашением будут проведены сейсмические работы с целью определения зон для последующего бурения скважин. Он прогнозирует, что это будет две скважины, которые будут пробурены в последующие год или два.
«Все зависит от того, как будут позволять и погодные условия, и от того, как пройдут сейсмические работы», — сказал министр. Он также заметил, что, по подсчетам консорциума, который сегодня подписал соглашение, эти скважины позволят добывать 8-10 млрд кубометров в год сланцевого газа.
Ставицкий заметил, что добыча на таких месторождениях может начаться не раньше, чем через три года после сейсмических работ.
Справка
Газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире. Общая протяжность газопроводов (без учета новых объектов), которые эксплуатирует компания, составляет 37,1 тыс. км, в том числе магистральных газопроводов — 22,2 тыс. км и газопроводов-отводов — 14,9 тыс. км. Количество газораспределительных станций (ГРС) составляет 1449.
Сланцевый природный газ (англ. shale gas) — природный газ, добываемый из горючих сланцев и состоящий преимущественно из метана. Для добычи сланцевого газа используют горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта и сейсмическое моделирование.
Добыча по технологии гидроразрыва заключается в том, что в пробуренную скважину под высоким давлением закачивается раствор (99% — вода и песок, 1% — химреагенты), что приводит к появлению трещин в газоносном пласте. Это позволяет сланцевому газу выходить в больших количествах из своих «кладовых».
Более подробно об истории, способах, а также особенностях добычи сланцевого газа в Украине читайте в статьях Евгения Морина «Сланцевый газ без истерик и прикрас» и «Сжиженный газ не доплывет до нас».
О перспективах и проблемах проекта газопровода по дну Черного моря «Белый поток» читайте в статье Евгения Морина «„Белый поток“ — виртуальный газопровод для Украины».
Более подробно о необходимости снижения энергетической зависимости Украины от России читайте в статье Дениса Скворцова «Энергетическая безопасность по-украински: уголь, шельф и реверс».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.