В своем ежегодном послании к парламенту президент Виктор Янукович заявил о необходимости снижения энергетической зависимости Украины от России. Попробуем разобраться, как заявления о снижении потребления российского газа соотносятся с действиями нынешней власти.
Заметим, что о необходимости снижения зависимости от российского газа руководство страны заговорило не сразу.
Еще будучи кандидатом в президенты, Виктор Янукович обещал избирателям установить дружественные и взаимовыгодные отношения с Москвой и добиться снижения цены на российский газ.
Первые шаги нового президента в этом направлении не заставили себя долго ждать. Уже через несколько месяцев после своего избрания, в апреле 2010-го, Янукович подписывает с российским президентом Дмитрием Медведевым так называемые «Харьковские соглашения» о продлении пребывания Черноморского флота России в Крыму в обмен на стодолларовую скидку на российский газ для Украины.
Позднее, в мае 2012-го, украинский премьер Николай Азаров признает, что «Харьковские соглашения» в действительности не снизили для Украины цену на газ. «Это была арендная плата за пребывание Черноморского флота. Но это была передышка», — скажет он.
Однако после «Харьковских соглашений» переговоры о дальнейшем снижении цены на российский газ так и не сдвинулись с мертвой точки.
К 2012 году наши власти уже поняли, что снижение цены на российский газ возможно лишь при условии серьезных уступок — будь то интеграция Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана или же передача «Газпрому» контроля над газотранспортной системой.
Поскольку к немедленным шагам в этом направлении руководство страны отнюдь не готово, то снижение зависимости от России и диверсификация поставщиков газа становятся одним из главных приоритетов его энергетической политики.
В настоящее время действия власти по решению этой проблемы можно условно разделить на три направления:
• снижение потребления газа;
• увеличение собственной добычи газа;
• диверсификация поставщиков газа.
А теперь рассмотрим все по порядку...
«Мы переводим все наши ТЭЦ на уголь. На это будет нужен приблизительно год, но мы эту работу уже начали...» — министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко, январь 2012 г.
Снижать потребление газа правительство решает за счет перевода украинских теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) с газа на уголь.
По словам члена Наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрия Корольчука, для перевода ряда украинских ТЭЦ не требуется капитальных вложений, поскольку изначально они проектировались для использования угля. В целом для перевода всех украинских ТЭЦ на уголь, по оценкам Корольчука, необходимо до 4,5 млрд долл.
Уже в августе 2012-го премьер-министр заявит о переводе шести ТЭЦ с газа на уголь, а также о подготовке к переводу на уголь еще пяти ТЭЦ.
Работа по замещению газа углем продолжается. Кстати, по словам президента, до конца 2013 года в Украине начнется строительство четырех заводов по газификации угля. Средства на их сооружение должен выделить Государственный банк развития Китая. Принципиальная договоренность о кредите была достигнута в конце 2012-го. Изначально называлась сумма в 3,65 млрд долл., однако позднее ряд СМИ со ссылкой на «Вестник государственных закупок» сообщили о 2,4 млрд долл.
Перевод ряда ТЭЦ на уголь уже дает свои результаты — согласно прогнозному балансу распределения газа в текущем году, для предприятий тепловой энергетики будет выделено 6,3 млрд куб. м газа. Это означает, что по сравнению с 2012-м потребление газа тепловой энергетикой фактически снижается на 1,8 млрд куб. м.
«Правительство Украины успешно выполняет задание президента по увеличению собственной добычи газа». Вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко, май 2013 года.
Вслед за снижением потребления Украина постепенно начинает наращивать и собственную добычу «голубого топлива».
По прогнозам правительства, объем добычи газа в 2013 году составит порядка 22,05 млрд куб. м, что на 6,4%, или 1,32 млрд куб. м, больше аналогичного показателя 2012 года.
Увеличение объемов добычи должны обеспечить компании «Укрнафта», которая осуществляет добычу в Днепровско-Донецком и Прикарпатском бассейнах, а также «Черноморнефтегаз», разрабатывающий участки на Черном море.
В планах «Черноморнефтегаза» увеличить в текущем году добычу газа на 40% и довести ее до 1,650 млрд куб м. До 2015 года компания планирует добывать до 3 млрд куб. м.
В ближайшее время в Черноморском регионе может появиться новый игрок — компания Vanco Prykerchenska. В июне 2013 года Печерский районный суд Киева утвердил мировое соглашение между Украиной и компанией Vanco Prykerchenska по Прикерченскому участку шельфа Черного моря. По словам президента Vanco Prykerchenska Джима Брауна, в ближайшие восемь лет компания планирует инвестировать в разработку шельфа 1 млрд долл.
Большие планы украинское руководство также возлагает на начало добычи в Украине так назыаемого «нетрадиционного» газа и привлечение к этому процессу международных компаний.
Так, в январе 2013 г. Украина подписала с британско-голландской корпорацией Shell соглашение о разделе продукции по добыче сланцевого газа на территории Харьковской и Донецкой областей. На начальной стадии Shell планирует направить в разведку месторождений порядка 410 млн долл. Если добыча газа окажется рентабельной, инвестиции в проект могут превысить 10 млрд долл.
Разработкой нетрадиционного газа в Украине также намерена заняться американская компания Chevron. В мае 2012 г. Chevron стала победителем конкурса на разведку и освоение Олесского месторождения, которое находится на территории Львовской и Ивано-Франковской областей. Однако до сих пор компания не может начать разведку участка. Причина — отказ местных властей предоставить Chevron соответствующее разрешение.
Заметим, что по самым оптимистичным оценкам экспертов, его добыча может начаться не ранее 2015 года, выход на промышленные объемы — перспектива 7-10 лет. Вместе с тем фактор нетрадиционного газа для Украины в ближайшее десятилетие может стать определяющим как в снижении энергозависимости от России, так и в реструктуризации всей системы потребления и распределения газа в стране.
К слову, согласно последнему отчету Управления энергетической информации США о технически извлекаемых запасах сланцевого газа, Украина занимает третье место в Европе и тринадцатое в мире по залежам сланцевого газа. Их оценили в 3,6 трлн куб. м.
Заявления украинского руководства о необходимости диверсификации поставщиков газа начали переходить в практическую плоскость осенью 2012-го. Именно тогда «Нафтогаз Украины» заключил соглашения с немецкой компанией RWE Supply&Trading GmbH о реверсных поставках газа.
Первые поставки газа начались в ноябре, до конца 2012-го Украина импортировала из Европы всего порядка 24,7 млн куб. м. Транзитером выступила Польша. Можно сказать, что это был всего лишь пробный мяч. Однако прецедент был создан — Украина на практике доказала, что может не только экспортировать газ, но и при необходимости импортировать газ из Европы.
В планах Киева на 2013 год закупить у RWE 1,3 млрд долл. Транзит газа в настоящее время идет через Польшу и Венгрию. RWE также готова начать поставки газа через Словакию.
По словам главы RWE Стефана Юдиша, открытие реверсного потока из Словакии позволит Украине закачивать газ из Европы в свои газовые хранилища. Это даст возможность Украине в будущем использовать свои хранилища для накопления европейского газа для собственных нужд или же предоставлять свои хранилища в аренду европейским компаниям.
Добиться реверсных поставок из Европы Украине удалось благодаря участию Киева в энергетическом сообществе, о чем вполне конкретно в мае 2012 года сказал еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер.
В «Газпроме» считают, что Украина физически не имеет возможности осуществлять реверсные поставки газа из Европы. По словам главы российского монополиста Алексея Миллера, Киев фактически не импортирует газ, а использует для своего виртуального реверса транзитный российский, что является нарушением действующих контрактов.
В «Нафтогазе» и RWE утверждают, что все поставки газа осуществляются законно.
Впрочем, в начале 2013 г. «Газпром» уже предъявил Киеву счет на 7 млрд долл. за недобор газа в 2012-м, на что в «Нафтогазе» заявили, что заблаговременно, как того предполагает контракт, уведомили российскую сторону о снижении закупок.
Что же касается цен, то, согласно данным Государственной службы статистики, «немецкий» газ для Украины в первом квартале 2013 г. обошелся в 390 за тыс. куб. м, в то время как российский — 420 долл. за тыс. куб. м.
В данном разделе можно было бы затронуть и тему LNG-терминала, который украинские власти намереваются построить на берегу Черного моря. Однако оснований говорить о реальных перспективах реализации этого проекта практически нет. В настоящее время одной из главных преград в успешной работе LNG-терминала является позиция Турции. Вернее, ее несогласие предоставить свои проливы для танкеров со сжиженным газом для украинского терминала, о чем в июне 2013 г. заявил посол Турции в Украине Мехмет Самсар. По его словам, прохождение таких танкеров является слишком опасным для турецких проливов и городов.
«Фактически на сегодня безальтернативность широкого сотрудничества с Россией определяется критической зависимостью украинской экономики от российских энергоносителей», — президент Украины Виктор Янукович, июнь 2013 г.
Подводя итог, можем с уверенностью сказать — Украина действительно снижает потребление российского газа.
Сегодня, конечно же, еще рано говорить о серьезных результатах, однако можно уже говорить о тенденции. В 2011 году Украина закупила около 40 млрд куб. м газа, в 2012-м эта цифра уменьшилась до 33 млрд куб. м, прогноз на текущий год — 27 млрд куб. м.
Вместе с тем зависимость от российского газа остается критической, и в ближайшие годы переговоры по цене на газ будут определяющими во взаимоотношениях двух стран.
Но тот факт, что Украина сдвинулась с мертвой точки и демонстрирует пусть недостаточно быстрое, но постепенное снижение зависимости от «газовой иглы», дает надежду на то, что цена новой скидки будет не настолько высока, как того бы хотелось в Кремле...
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.