После долгих и мучительных дебатов, вызвавших даже грусть у президента ЕС, европейский бюджет на следующие семь лет был все же принят. Однако утвержденный вариант трудно назвать соломоновым решением. Скорее, это минимальный компромисс, который нуждается в дальнейшей отшлифовке между рассорившимися страна Союза. На фоне распрей Старого Света вопрос финансовой помощи Украине в случае подписанию ею Соглашения об ассоциации стал еще более туманным, отмечает Владимир Нестеров в материале «Бюджет ЕС или Неудавшееся «похищение Украины»» на информационно-аналитическом портале Inpress.ua.
Главной революцией в бюджетном процессе Евросоюза стало первое в истории сокращение бюджетных расходов, чего удалось добиться благодаря давлению Великобритании и Нидерландов.
«Депутаты утвердили уровень расходов на 2014-2020 годы, предложенный еще в начале февраля 2013 года, и с которым они тогда категорически не соглашались, — на уровне 960 млрд евро. При этом в рамочном 7-летнем бюджете выплаты установлены на уровне 908,4 млрд евро. В том числе 124 млрд евро предназначены в качестве помощи новым членам Евросоюза. Понятно, что Украина к «новым членам» не относится, и по этой причине в списке получателей она отсутствует. Парламент согласился на первые в истории ЕС бюджетные сокращения. По настоянию Дэвида Кэмерона они были утверждены в размере 38 млрд евро, что на 3,7% меньше текущего бюджета на 2007-2013 годы. В то же время одобренный проект бюджета предусматривает выделение более крупных сумм на научные исследования и инновации» – отмечает автор.
Также, в частности, утвержден главный финансовый документ Европы и на следующий год. Он принесет прежние внушительные затраты на дотации фермерам, что на руку главному потребителю данных субсидий – Франции, а также программу в размере 3,9 млрд. евро по поддержке и созданию рабочих мест, обучению и трудоустройству европейской молодежи.
«В ЕС сейчас насчитывается почти 19 млн. молодых безработных людей. Между прочим, еще в июне на эти цели предполагалось выделить 8 млрд. евро. Что получается: спасали банки, бюджеты, евро, а человеческий капитал спасти не желают. Сокращение вложений в человеческий капитал только подчеркивает непростую финансово-экономическую ситуацию в ЕС и отсутствие особой уверенности в том, что она улучшится. А пока, по итогам сентября, рост в еврозоне почти нулевой – 0,1%» – пишется в статье.
Смотря на цифру в 960 млрд евро, у Нестерова возник резонный вопрос: за счет каких тогда средств ЕС намеревался возместить украинские потери в случае создания ассоциации? Ведь Николай Азаров оценивал переходные затраты в размере 160 млрд евро, а Виктор Янукович – практически в половину семилетнего бюджета Евросоюза. Объясняя данную нестыковку, автор приводит мнение итальянской газеты Corriere della Sera, где отмечается «скидывание» украинского вопроса на Польшу и Прибалтику, когда три крупнейшие экономики еврозоны решали свои насущные проблемы.
Сам же Нестеров считает, что источник для выделения необходимых компенсаций Киеву у ЕС все же имеется.
«Выход из этой ситуации был, и вполне реальный. Это финансирование Украины за счет созданного в ЕС Европейского стабилизационного механизма (ESM). Общий объем капитала ESM — 700 млрд евро. 80 млрд евро — это прямые взносы 17 стран-учредителей ESM. Остальное — гарантии и поручительства. Это уже что-то. Назначение ESM — оказание помощи т. н. «проблемным странам» Евросоюза» – заключил автор.
Что касается текущих проблем Европы, то пока ее раздирают банковские скандалы. Так, финансовый сектор ЕС ждет большая зачистка: неплатежеспособные учреждения будут закрыты в рамках амбициозного плана по созданию единой банковской системы и разрешению ситуации с проблемными кредиторами. Однако сторонам надо еще найти консенсус в самом сложном вопросе: кто будет принимать решения о ликвидации неугодных финучреждений и за какие средства это будет осуществляться.
Тем временем, надзорные органы Великобритании, США, Швейцарии, Гонконга и Германии подозревают в махинациях на валютном рынке банковскую элиту планеты. Расследование идет уже с апреля 2013 года, проверяются, в частности, немецкий Deutsche Bank, американский Citigroup, британский Barclays и швейцарский UBS. На эту четверку приходится свыше половины всех валютных сделок в мире.
Напомним, что в Евросоюзе разразился финансовый скандал. Банк Barclays сообщил в Еврокомиссию о манипулировании его коллегами, среди которых такие известные финучреждения, как Deutsche Bank, HSBC, Credit Agricole, Royal Bank of Scotland, значениями процентной ставки EURIBOR. Теперь нарушителям спокойствия грозит рекордный штраф в общем размере более 1,5 млрд евро.
Исландия, некогда поразившая мир заявлением о банкротстве всего государства, намерена списать ипотечные кредиты населению, чтобы помочь семьям, пострадавшим от экономического кризиса 2008 года. Законопроект еще предстоит рассмотреть парламенту, но у депутатов нет причин не голосовать за него.
А вот Ирландия уже в текущем году сообщила о выходе из $91-миллиардной программы взятия на поруки. Три года назад страна не могла занять на рынках капитала ни цента, а теперь объявила о переходе на самофинансирование и о начале новой эры, подав пример экономического исцеления для остальной еврозоны.
По словам министра финансов страны Майкла Нунана, ирландское правительство отказалось от льготных денег, чтобы избавиться от навязываемых кредиторами требований.
Отметим, что Европейский Союз рассматривает возможность стимулирования стран к долгосрочным экономическим преобразованиям путем предоставления им кредитов по ставкам ниже рыночных, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на представителя ЕС.
В настоящее время предложение находится на ранней стадии обсуждения. Его целью является стимулирование реформ в сфере трудовой политики, профессиональной подготовки и судебной системы.
Экономика еврозоны вырастет на 0,8% в 2014 г. после снижения на 0,3% в 2013 г.
Всемирная торговая организация констатирует, что мировой кризис продолжает лихорадить экономики большинства стран. Международная торговля переживает глубокий спад, и на ВТО возлагается большое количество задач по контролю и стабилизации ситуации.
Подробнее о противоречиях членов Евросоюза читайте в материале Андрея Майбороды «Европа без границ и народов — безликое будущее ЕС» и Владимира Нестерова «Жизнь вне зоны: почему Лондону не нужен евро».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.