Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Мы и Они. Секреты общественной транспортной системы мира

6 ноября 2013, 09:00 0

Уже давно прошли те времена, когда люди пересекали большие расстояния на лошадях и повозках, и уж тем более «на своих двух». В мире современных технологий мы не представляем своей жизни без развитой транспортной системы. И даже незначительные сбои в этой системе мы уже воспринимаем как нарушение своего личного комфорта.

Транспорт (от лат. «перемещаю», «перевожу»), как кровеносная система мирового хозяйства, соединяет континенты и страны, города, села и улицы. Все транспортные средства, предприятия и пути сообщения образуют мировую транспортную систему. Пожалуй, ни одна из отраслей и компаний не может существовать вне ее.

Сегодня Inpress.ua поделится краткой информацией о некоторых особенностях общественного транспорта в разных странах: автомобильного и железнодорожного, подземного и надземного, водного и канатного.

Автомобили по праву называют транспортом ХХ века: в мире примерно 4/5 пассажиров перевозится именно этим видом транспорта. Под конец прошлого века мировой автомобильный парк насчитывал почти 500 млн автомобилей. Около 80% из них приходилось на развитые страны.

Железнодорожный транспорт отличается объемом перевозок, их разнообразием, независимостью от погоды и дешевизной. Общая длина железных дорог в мире составляет более 1,2 млн километров. Половина из них приходится на шесть самых крупных по размерам стран: Россию, Китай, США, Канаду, Индию и Австралию. По количеству перевозимых грузов первое место в мире занимает Российская Федерация (почти половина всех перевозок).

 Украина

В Киеве на 1 тыс. населения приходится около 300 автомобилей. Средние показатели по Украине — около 170 авто на 1 тыс. человек.

В настоящее время в столице функционируют все традиционные виды наземного общественного транспорта: автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутные такси и даже фуникулёр. Также совсем недавно была запущена городская электричка. Трамвай является одним из самых старых среди всех видов транспорта. Ведь именно в Киеве впервые (в Российской империи) в 1892 году был введён в эксплуатацию трамвай на электрической тяге.

Что касается троллейбусов, то Украина — лидер по протяжённости их маршрутов. Самый длинный троллейбусный маршрут в мире составляет 86 километров, а проходит он в Крыму между Симферополем и Ялтой.

 Польша

В Варшаве на 1 тыс. населения приходится 570 автомобилей. Средний показатель по стране — около 430 авто на 1 тыс. человек.

В Польше развиты все виды транспорта, но основным является железнодорожный. По грузообороту железных дорог страна занимает одно из ведущих мест в Европе.

 Венгрия

В Будапеште на 1 тыс. населения приходится около 350 автомобилей.

С троллейбусами в венгерской столице связана интересная история. Они в Будапеште появились в 1949 году. Первому троллейбусу сразу дали номер 70, в честь 70-летнего юбилея Сталина. Сейчас троллейбусов с номером меньше «70» в Будапеште нет.

 Италия

В Италии около 600 автомобилей на 1 тыс. населения. В столице на 1 тыс. человек приходится около 700 авто.

Здесь наиболее популярен и удобен автобусный транспорт. Билеты на него можно приобрести в табачных и журнальных киосках. Однако путешествие итальянским поездом считается наиболее комфортным — почти в каждом, даже в самом маленьком городке есть вокзал. Билеты можно купить в кассах вокзала, в автоматах и в интернете. Но прежде чем сесть в поезд, стоит не забыть прокомпостировать их в желто-оранжевых компостерах.

 Белоруссия

В этой стране на 1 тыс. населения приходится около 300 автомобилей.

В транспортном комплексе Беларуси большую часть перевозок осуществляет железнодорожный и автомобильный транспорт. Через страну проходят важные пути из Восточной в Западную Европу.

 Чехия

В столице Чехии на 1 тыс. населения приходится около 520 автомобилей.

Наиболее развитая транспортная сеть в Праге — трамвайная. В центральной и близлежащих частях города на трамвае можно доехать практически куда угодно.

Перед тем как зайти в общественный транспорт столицы (автобус, трамвай или метро), необходимо приобрести билет. Билет для всех видов транспорта один и его можно приобрести несколькими способами. Самый простой и распространенный — через автоматы. Вторым достаточно удобным способом является SMS-билет. Его можно приобрести, просто отправив SMS-ку на определенный номер. Правда, с одним ограничением — данная услуга работает только с SIM-карт чешских операторов.

Первая троллейбусная линия начала свою работу 29 августа 1936 года. Самое бурное развитие троллейбусной логистики было зафиксировано в 1950 году, когда 179 троллейбусов на 11 маршрутах (протяженностью более чем в 67 км) перевозили около 75 миллионов человек в год. В 1960-х годах троллейбусные маршруты постепенно начали отменять. Последний троллейбус Шкода 8TR с № 51 перевозил пассажиров 15 октября 1972 года на маршруте Orionka — Страговский стадион.

Первые автобусы в Праге появились в 1908 году. Но они не выдерживали технических нагрузок, поэтому регулярная эксплуатация автобусных маршрутов была запущена аж в 1925 году, на маршруте Záběhlice — Vršovice длиной 3,5 км. В 1930 году насчитывалось 86 автобусов на 12 маршрутах, с пассажирооборотом в 15 миллионов человек в год. Для автобусов были назначены трехзначные номера. Сегодня здесь таких маршрутов около 150, их протяженность — более 1,8 тыс. км.

В ночное время автобусы дублируют линии метро, которое работает до полуночи.

А еще в начале 2013 года в Чехии приняли новый закон о наземном транспорте, в соответствии с которым граждане, имеющие водительские права категории «В», теперь смогут по этим же правам ездить на мотоциклах с объемом двигателя до 125 куб. см.

 Германия

В Берлине на 1 тыс. населения приходится около 300 автомобилей.

В Германии развиты все виды транспорта, но ведущая роль в перевозках пассажиров и грузов принадлежит все-таки автомобильному. Что касается железнодорожной сети, по плотности особенно выделяется ее восточная часть.

Интересно, что немецкий барон Карл фон Дрез в 1818 году сконструировал и запатентовал прототип велосипеда. У этого механизма была деревянная рама, металлические колёса и руль, но не было педалей. Для того, чтобы запустить механизм в действие, нужно было отталкиваться ногами от земли. Фамилия изобретателя в названии велосипеда не закрепилась, зато дала название дрезине — устройству для передвижения по рельсам с механической тягой. Так именно здесь появился данный вид транспорта.

 Франция

Во Франции на 1 тыс. населения приходится около 250 автомобилей, в целом по стране этот показатель достигает цифры в почти 500 авто на 1 тыс. жителей.

Франция — родина известного всем термина «шофер». Только изначально так называли людей, которые не управляли транспортным средством, а подбрасывали уголь или дрова в топку машинного отделения. В буквальном переводе с французского языка chauffeur означает «кочегар, истопник».

Так как двигателем первых автомобилей была паровая машина, водителям приходилось её растапливать, поэтому по аналогии с кочегарами паровозов их тоже стали называть шофёрами.

 Великобритания

На Британских островах на 1 тыс. населения приходится около 460 автомобилей, в ирландском Дублине — это 400 авто на 1 тыс. жителей, в Лондоне — 320 авто на 1 тыс. человек.

Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки грузов и пассажиров внутри страны. Главные транспортные магистрали сходятся к промышленным центрам, среди которых и Лондон.

В 1896 году между английскими городами Брайтон и Роттингдин начало курсировать необычное транспортное средство под названием Daddy Long Legs — «помесь» трамвая и парома.

Для того, чтобы проложить железную дорогу по суше на этом маршруте, необходимо было огромное количество инженерных конструкций. Инженер Магнус Волк предложил проложить рельсы прямо по дну моря. В итоге общая длина пути составила 4,5 км. Платформа с пассажирами возвышалась над рельсами на четырёх опорах длиной по 7 метров. Данное транспортное средство имело флаг, спасательную шлюпку и другие морские атрибуты, так как формально считалась судном. Сообщение было отменено в 1901 году, когда около Брайтона решили поставить новые волноломы, а переносить пути посчитали слишком затратным делом.

А еще совсем недавно в Великобритании впервые представили публике машину Bloodhound SSC, которая должна побить рекорд скорости в мире. В настоящий момент закончена работа над аэродинамикой 12,8-метрового аппарата, над технической составляющей пока работают мастера.

На первых испытаниях, которые пройдут через два года, Bloodhound SSC опробуют в разных режимах движения. Планируется проверка, сможет ли машина разогнаться до 480 км/ч. Ну а потом ее запустят «бить» рекорд. Создатели хотят превзойти символическую цифру в 1000 миль в час (1609 км/ч).

Изобретательные британцы также сконструировали самый маленький автомобиль, который назвали «Wind Up». Размеры ее — 104х130х66 см, наивысшая скорость — 60 км/ч.

 Индия

Здесь на 1 тыс. населения приходится не более 20 автомобилей. Большинство дорог — узкоколейки, а автомобильные дороги часто не имеют твердого покрытия.

При этом, транспорт в Индии развит достаточно хорошо. Самой главной частью наземного транспорта тут является, пожалуй, автобусный — он обеспечивает порядка 60% всех перевозок. Так же здесь быстро растут объемы перевозок морским транспортом.

По протяженности железных дорог Индия находится среди пяти ведущих стран мира. Интересно то, что в этой стране важно не купить билет, а умудриться сесть по этому билету на свой транспорт, вместиться в вагон. Непонятно, связано это с перенаселением страны или с несовершенством системы железно-дорожного сообщения.

 Япония

В стране Восходящего солнца на 1 тыс. населения приходится более 600 автомобилей.

Вместе с Йокогамой Токио как главный политический, финансовый, промышленный и научный центр Японии, образуют огромную городскую агломерацию. Столица, которая в 1923 году была полностью уничтожена землетрясением и пожарами, насчитывает сейчас более 8,5 млн человек населения и около 6 млн автомобилей.

Перевозку около 90% грузов в Японии осуществляет автомобильный транспорт. Средняя скорость пассажирских железнодорожных экспрессов достигает 120 км/час.

Здесь построен самый большой в мире туннель «Сейкан» – между островами Хонсю и Хоккайдо, который только под водой протянулся на 23 км. Морской транспорт обеспечивает почти все внешнеторговые связи. Именно он занимает почетное место среди мировых лидеров по грузоподъемности.

В городе Осака стоит здание Гейт Тауэр, через которое проходит надземное скоростное шоссе. В 1983 году владельцы земли под зданием решили перестраивать имеющуюся здесь недвижимость, но столкнулись с запретом городских властей. После проведения длительных переговоров с корпорацией, прокладывающей шоссе, «хозяева» достигли компромисса. 16-этажную высотку построили так, чтобы дорога проходила сквозь неё – в промежутке между четвертым и восьмым этажами. В самом здании на этих этажах находятся только лестницы и лифты. Шоссе в месте пересечения окружено специальной конструкцией, защищающей дом от шума и вибрации.

Стоит отметить, что в Японии нет обычных наземных троллейбусов. Зато в этой стране есть уникальные подземно-троллейбусные линии. Построены они специально для обслуживания горного туристического маршрута между городами Татэяма и Омати.

В 1973 году на железной дороге Японии были впервые использованы поезда с наклоняющимися при повороте вагонами, позволяющими проходить повороты на большей скорости. Их первоначальная технология не была усовершенствована и вызывала морскую болезнь у пассажиров. Поэтому от нее решили отказаться.

Современные системы, основанные на цифровой обработке сигналов и позволяющие активно управлять наклоном каждого вагона, устранили эту проблему, и сейчас такие поезда используются в полутора десятках стран.

Регулярное движение высокоскоростных поездов впервые началось в 1964 году, и тоже в Японии.

 Канада

На 1 тыс. населения в стране кленового листа приходится более 600 автомобилей.

Основной вид сухопутного транспорта — железнодорожный. В этой стране существует два типа дорог: трансконтинентальные (вдоль границы с США), пересекающие Канаду с запада на восток, и «вертикальные», осуществляющие связь с сырьевыми районами севера.

Железнодорожный транспорт занимает первое место в стране по перевозке грузов, автомобильный лидирует в перевозке пассажиров.

 США

В Соединенных Штатах на 1 тыс. населения приходится более 800 автомобилей.

Лос-Анджелес называют «автомобильной столицей» мира не зря. Здесь две трети улиц и площадей заняты автомобильными стоянками. В среднем на каждого жителя приходится по две машины. Здесь зарегистрировано на 1,8 млн авто больше, чем самих жителей.

В транспортной сети США ведущую роль играют автомобильные магистрали, которые в разных направлениях пересекают весь материк. По ним перевозится грузов больше, чем по железным дорогам. Дороги отличного качества соединяют даже отдельные фермы в стране.

В 1896 году одна из американских железнодорожных компаний устроила шоу — преднамеренное столкновение двух поездов на полном ходу. На «спектакль» было продано 40 000 билетов, а для зрителей был построен временный городок. Однако инженеры неправильно рассчитали силу взрыва, и толпа не была отведена на достаточно безопасное расстояние, в результате чего три человека погибли и ещё несколько пострадали.

Нельзя не вспомнить об изобретении канатного трамвая в Сан-Франциско. Идею разработали два конструктора в 1873 году. Первый — производитель тросов по имени Эндрю Смит Хэллидай, второй — Уильям Эппелшей-меру Хэллидай, придумавший систему с паровой машиной и вагонами, которые цеплялись к канату с помощью специального рычага. Сами канаты были очень интересны с инженерной точки зрения, их тросы из стальной проволоки имели джутовую сердцевину. Эта система являлась лучшей для крутых спусков и подъемов вплоть до 1920-1930 годов.

Интересно то, что этот канатный трамвай до сих пор продолжает перевозить пассажиров (после некоторых реконструкций), но в движение его приводит именно старая система. Трамвай пользуется необыкновенной популярностью как среди туристов, так и местных жителей.

 Россия

Сейчас в Москве 380 автомобилей на тысячу жителей. Перегруженность московских дорог составляет 42%.

Страна занимает первое место в мире по грузообороту железнодорожного транспорта (41%). По территории России проходит самая длинная в мире магистраль — Транссибирская, пересекающая страну с запада на восток.

Стоит упомянуть об Октябрьской железной дороге, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. Сейчас — это совокупность прямых линий, хотя раньше существовал небольшой криволинейный изгиб между Окуловкой и Малой Вишерой.

Существует легенда, что при проектировании дороги император Николай I лично начертил прямую линию между двумя столицами, а изгиб возник из-за того, что карандаш обогнул приложенный к линейке палец. На самом деле в том месте был перепад высот, что затрудняло движение составов, движимых маломощными паровозами. Для того, чтобы не добавлять им дополнительный локомотив, и был создан объезд.

В 1970-х годах в связи с непростой транспортной ситуацией в Волгограде назрела необходимость в метро, однако этот город не был тогда мегаполисом, и метро ему было не положено. Выход нашли, вырыв три подземные станции под самыми оживлёнными перекрёстками и пустив по ним так называемый скоростной трамвай, который ездил как по тоннелям, так и по обычным улицам. Существовала еще одна сложность: трамваев с дверьми по обеим сторонам вагона не существовало. Поэтому для обеспечения прибытия трамвая на платформу исключительно правой стороной тоннели под землёй построили соответствующим образом. Подобная система скоростного трамвая позже была построена и в украинском городе Кривой Рог.

А еще в Москве до 2002 года действовало правило — во время ремонта троллейбусных или трамвайных линий запускать по этому маршруту автобус № 0. В 1995 году был начат ремонт линии на проспекте Мира, но затем её закрыли навсегда. А вот временный автобус № 0 ходит до сих пор по маршруту Рижский вокзал — метро Белорусская.

30 сентября нынешнего года в столице России появился наземный транспорт с Wi-Fi. Правда, пока сеть работает в тестовом режиме, воспользоваться ей могут пассажиры 25 маршрутов — 16 троллейбусов, 6 трамваев и 3 автобусов.

 Китай

В Китае зарегистрировано более 240 млн автомобилей. Здесь насчитывается 18 городов, в каждом из которых имеется более 1 млн автовладельцев.

Транспорт на просторах Китая имеет очень большое значение. Почти 50% перевозок обеспечивают железные дороги. В западных районах все еще велика роль гужевого транспорта, а по использованию велосипедов страна не имеет себе равных в мире.

Цинхай-Тибетская железная дорога в Китае считается самой высокогорной в мире. Ее высота — более пяти километров. Для этой дороги разработаны составы со специальными вагонами, в которых осуществляется подача кислорода. Помимо этого, каждый пассажир должен надеть индивидуальную кислородную маску.

 Мексика

В Мексике средний показатель количества автомобилей по стране — около 280 авто на 1 тыс. населения.
На развитие транспортной сети значительное влияние оказало соседство с США. Основное значение в стране принадлежит сухопутному транспорту.

Главные железные дороги и автомобильные магистрали простираются в меридиональном направлении — к границе с США. Отсутствие путей сообщения широтного направления затрудняет развитие хозяйства Мексики.

 Австралия

На 1 тыс. населения приходится более 750 автомобилей.

Самую лучшую систему общественного наземного транспорта, пожалуй, имеет Сидней. Здесь популярны двухэтажные автобусы, монорельсовая дорога, которая считается не столько транспортом, сколько аттракционом. Также здесь предусмотрен бесплатный транспорт — автобусы. №555 — курсирующий по центру, №430 — вокруг станции Когара (Kogarah) и №900 — по районам Парраматта (Parramatta) и Village to Village (только по четвергам и пятницам).

А Мельбурн является городом с самой крупной трамвайной сетью. По 28 линиям протяженностью в 254 км «ходит» 500 трамваев. В год трамваями Мельбурна, курсирующими с 1885 года, пользуются 175 млн человек. 

Мы и Они. «Чокнутая @», или Вольности и запреты в виртуальном мире планеты

Мы и Они. Тюрьмы мира: от «царства смерти» до «пятизвездочной» темницы

Мы и Они. Где лошади носят пальто, а коровы — скафандры

Мы и Они. Детсад: грязный ребенок — счастливый ребенок?

Мы и Они. Как не спать, но видеть сны, столкнуться со смертью, но остаться в живых

Мы и Они. Как не застрять в автомобильной пробке

Мы и Они. Плата за ЖКХ: как потратить, чтобы сэкономить

Мы и Они. Учительское счастье: между призванием и признанием

Мы и Они. Как платят за подземку в разных странах мира

Мы и Они. На чем и почем разъезжают в разных странах

Мы и Они. День рождения: Порка в поле против вальса в пятнадцать пар

Мы и Они. Штрафы в пользу потерпевших, «идиотен-тест» и парковки на детских площадках

Мы и Они. Курить — только дома, или За сигарету — в тюрьму

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях