Автомобиль «Запорожец» всем своим видом олицетворял проблемы советской автомобильной промышленности. В условиях, когда все лучшие разработки касались военной сферы, в сфере потребительской было заметное отставание от западных образцов. И с каждым годом это отставание все больше увеличивалось, что вызывало у советских людей разочарование в собственной стране, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
В этот день, 1 октября, в 1960 году с конвейера сошёл первый автомобиль «Запорожец», получивший в народе прозвище «горбатый».
Запоро́жец — марка советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье (позднее — Запорожский автомобильный завод, в 1960-1993 годах входивший в производственное объединение «АвтоЗАЗ»).
Под маркой «Запорожец» производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно:
В 1960-1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965, и с 1962 года — ЗАЗ-965 А;
В 1966-1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966 В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968 А и ЗАЗ-968 М.
В СССР автомобиль «Запорожец» пользовался популярностью в значительной степени за счёт относительной дешевизны (на середину 1970-х — около 3-3,5 тысяч советских рублей; в то же время «Москвичи» и разные модели «Жигулей» стоили от 5 до 7,5 тыс. рублей), свободной (как правило) продажи без очередей и наличия целого ряда модификаций с измененными механизмами управления для инвалидов с отсутствующими конечностями. Кроме того, «Запорожцы» отличались хорошей проходимостью за счёт большого дорожного просвета, гладкого, ровного днища и повышенной нагрузки на ведущую ось, а также простотой в обслуживании и ремонте, что делало их в большой степени пригодными для эксплуатации в сельской местности и отдалённых районах страны.
Необычная по советским меркам конструкция автомобиля нередко вызывала неодобрительное отношение автолюбителей и послужила поводом для появления многочисленных шуток и анекдотов. Конвейерная судьба «Запорожца» не отличается от судьбы большей части восточноевропейских моделей автомобилей шестидесятых годов. Если первое поколение (модель ЗАЗ-965) было вполне современным на момент освоения в производстве, и даже снято с конвейера ранее своего итальянского прототипа, то второе (ЗАЗ-966/968) уже было вторично по отношению к первому в техническом плане и, в условиях роста кризисных явлений и последовавшей постепенной стагнации экономики СССР, выпускалось в течение десятилетий без существенных модернизаций.
В семидесятые и восьмидесятые же годы, на фоне повсеместного отказа от доминировавшей на европейских микролитражных автомобилях заднемоторной схемы, а также общего быстрого развития дизайна и технологий в отрасли, «Запорожец» окончательно устарел и уже не пользовался большим спросом даже на внутреннем рынке.
После распада СССР, в условиях общего экономического кризиса, ЗАЗ в 1994 году прекратил выпуск «Запорожцев», тем не менее сохранившиеся экземпляры можно увидеть на улицах пост-советских государств до настоящего времени.
Об этом заявил председатель правления акционерного общества «ЗАЗ» Сергей Филипенко.
«Всё это приведет к повышению зарплаты рабочих, созданию новых рабочих мест и позволит заводу выйти из кризисной ситуации и удвоить объемы производства», — сказал Филипенко.
По его словам, в 2014 году руководство предприятия намерено модернизировать модельный ряд, начать экспорт автомобилей экологического класса «Евро-5» на европейский рынок, приступить к выпуску ЗАЗ VIDA Facelift в кузове седан и VIDA-пикапа.
К слову, в Украине стремительно сокращается производство автомобилей. При том, что в стране осталась тройка лидеров по производству машин различного назначения, многие автозаводы свернули темпы производства. По сравнению с прошлым годом показатели в целом по стране упали на 46%.
Как ранее сообщал Inpress.ua, осенью в стране ожидается повышение стоимости автомобилей. Новый экологический налог (утилизационный сбор) коснется всех частей украинского автомобильного рынка.
Отметим, что корпорация «Богдан» готова инвестировать около $1 млн в создание новых производств по разборке и утилизации автомобилей во исполнение вступившего в силу закона об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств.
Об украинских спецпошлинах на импорт автомобилей читайте в статьях Олега Шинкаренко «Спецпошлина на импортные авто: старые грабли?» и Ярослава Снигура «Украинский автопобор — экологией и не пахнет».
Читайте также:
На ядерном заводе случилась авария: 200 погибших
В Сирии произошел военный переворот
Чернобыльская АЭС начала работать
Мир оказался в шаге от ядерной зимы
Россия теряет Крым: английский флот занял Балаклаву
На Крещатике произошла серия терактов
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.