Отечественные политики так долго говорят о самом масштабном кризисе в новейшей украинской истории, что позабыли о необходимости предлагать собственные решения. Спор между «Батькивщиной» и УДАРом об особенностях возвращения к Конституции 2004 года – лучшее тому подтверждение. Рискну предложить собственный вариант антикризисной стратегии, который может показаться утопичным, при этом напомнив, что Украина все больше напоминает Муму в лодке у Герасима.
Первое и главное. Необходимо понимание, что решения, способные вывести страну из системного кризиса, не могут быть приняты в одночасье, и не способны понравиться всем участникам политического процесса. Именно сегодня украинские политики сдают экзамен на право называться государственными деятелями, а их решения – должны быть воспринятыми не только согражданами, но и мировым сообществом.
Субъекты принятия решений. На сегодня ими являются президент и 447 парламентариев. За всеми стоят избиратели, голосовавшие в ходе общенациональных выборов. Либо мы признаем за этими людьми право принимать решения в интересах страны, либо соглашаемся с революционной целесообразностью в исполнении «Правого сектора» и других подобных организаций. Наши политики – вялые, несовершенные, многие из них коррумпированы, но других у нас сегодня нет.
Критерий большинства. Все парламентские решения должны приниматься конституционным большинством, независимо от того, голосуется «обычный» закон или изменения к Конституции. На сегодня только таким образом парламентарии могут попытаться вернуть свой и Верховной Рады авторитет и снизить температуру общественного недовольства по всей стране.
Посредники. Участники украинского политического конфликта не доверяют друг другу, и на это есть немало оснований. Привлечение иностранных посредников выглядит сегодня маловероятным, поскольку США, ЕС и Россия и без того имеют разное видение перспектив и методов урегулирования в Украине. Хочу напомнить, что предстоятель УПЦ КП Филарет отметил нормализацию отношений с Виктором Януковичем, а священники УПЦ МП сумели остановить противостояние на улице Грушевского. Церковь пользуется наибольшим доверием среди украинских общественных институтов, а большинство политиков бравируют набожностью.
Конституция 2004 года. Возвращение к этой редакции Основного Закона выглядит возможным, реальным, но исключительно промежуточным решением. Оно должно быть четко обусловлено временными рамками для разработки новой Конституции, принятие которой вполне вероятно до назначенных на март 2015 года президентских выборов.
Референдум. Ныне действующий долгожданный закон о всеукраинском референдуме был принят в ноябре 2012 года, причем за него голосовали многие парламентарии, завершающие свою карьеру. Сегодня первоочередным решением Верховной Рады, после возвращения к Конституции 2004 года, должно стать принятие адекватного закона о всеукраинском референдуме и достижение публичной договоренности между представителями власти и оппозиции о признании его решений и проведении под международным (например, ОБСЕ) контролем. На референдуме гражданам Украины предстоит определить матрицу развития страны: выбрать между парламентско-президентской и президентско-парламентской республикой, подтвердить унитарный характер Украины и определить численность парламентариев, отменить (подтвердить целесообразность) областных и районных администраций. После этого проект Конституции получит заданное направление, которое специалисты-конституционалисты смогут оформить в проект Основного Закона достаточно быстро. Принятие Конституции осуществляется Верховной Радой.
Правительство. Во главе с техническим премьером, не располагающим президентским рейтингом, превышающим арифметическую погрешность, и очевидными отношениями зависимости с кем-либо из претендентов на президентское кресло. Аналогичные требования – к министрам, а силовики должны уравновешивать друг друга. Найти 15-20 специалистов, отвечающих этим критериям, – вряд ли проблема для 45-миллионной страны. Новый Кабинет Министров должен получить месяц на разработку программы реформ, ориентированной на выведение страны из кризиса.
Сила данного слова. Одновременно с принятием новой Конституции необходимо принятие согласованного решения о проведении парламентских выборов во второй половине 2015-го – первом квартале 2016 года на основе партийных списков с региональными предпочтениями, реформировании судебной системы, проведении амнистии капиталов и обеспечении привлекательного инвестиционного климата. Как и было сказано выше – конституционным большинством от нынешнего состава Верховной Рады.
P.S. Хотя указанная инициатива выглядит на первый взгляд утопичной, сегодня сложно представить более реалистичный сценарий выхода из системного кризиса украинской государственности. Конечно, если наши слуги народа не хотят больше кровопролития и стремятся сохранить Украину в нынешних границах.
Читайте также:
Евгений Магда. Дело на 15 «ярдов»
Евгений Магда. Тимошенко бьет с носка и никому не верит
Евгений Магда. Арсений на обочине
Евгений Магда. Кто «утопит» Рыбака?
Евгений Магда. Украина в Мюнхене: вопросы и ответы
Евгений Магда. Подстрекатель из Кремля
Евгений Магда. Украине рано подавать на развод с собой
Евгений Магда. Ва-банк для Яценюка
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.