Оппозиция намерена вернуть политическую систему Украины в русло Конституции 2004 года. К каким последствиям может привести вступление в действие прежней редакции Основного закона и возвращение во власть «полевых командиров» оранжевой революции?
28 января на внеочередном заседании Верховной Рады Украины оппозиция добилась принятия решения о формировании так называемой «временной депутатской комиссии», задачей которой является разработка и подготовка к вступлению в силу норм Конституции периода «оранжевой революции». Напомним, что 8 декабря 2004 года украинский парламент принял печально известный законопроект №2222, вошедший в историю национального законотворчества под названием «закон о политреформе» и полностью изменивший структуру государственной власти.
В своем спиче на сцене «Евромайдана» 24 января Арсений Яценюк мотивировал необходимость возвращения к конституционной модели десятилетней давности тем, что таким способом будет восстановлено «народовластие», а в Украине «больше не будет царя». Как водится, толпа на «майдане» встретила известие о грядущем «народовластии» дружным восторженным ревом. Кто имел возможность наблюдать события «оранжевой революции», тот помнит, что точно таким же ревом сопровождалось аналогичное объявление той же толпой на том же «майдане» десять лет назад.
Поэтому при попытке осмыслить вероятные последствия этого «конституционного дежавю» незачем фантазировать и гадать на кофейной гуще. Надо только вспомнить реальное содержание «закона о политреформе» и фактические последствия его практического применения.
Итак, согласно Конституции 2004 года, президент Украины становится значительно менее весомой фигурой в структуре исполнительной власти. Часть ключевых полномочий президента переходит к премьер-министру и парламентскому большинству: президент не может назначать премьер-министра, но назначает министра иностранных дел, министра обороны и министра внутренних дел.
Кабинет Министров становится высшим органом в системе исполнительной власти, по согласованию с парламентским большинством назначает директоров Службы государственной безопасности (СБУ) и Национального банка, но при этом президент имеет право назначать губернаторов, приостанавливать действие постановлений правительства и досрочно распускать Верховную Раду.
Даже неискушенному в тонкостях юриспруденции человеку понятно, что подобная модель управления заведомо приведет сначала к административной неразберихе, смешению компетенций, а затем к ожесточенной борьбе за контроль над государственным аппаратом между двумя центрами власти — президентом и премьером.
В результате введения в действие принятых 8 декабря 2004 года конституционных поправок взрыв внутри «оранжевой» политической команды произошел всего через два месяца с момента триумфального избрания Виктора Ющенко президентом. Между ним и Юлией Тимошенко началась борьба за контроль над СБУ. Теоретически закон о «политреформе» помещал госбезопасность в сферу влияния премьера. Однако тогдашний секретарь Совета национальной безопасности и обороны Петр Порошенко решил пойти другим путем и разработал проект создания новой спецслужбы — Национального бюро расследований, которое должно было совместить в себе полномочия СБУ, Генпрокуратуры и МВД.
В ответ действующий глава СБУ Александр Турчинов стал раскручивать дело о коррупции в ближнем окружении президента, фактически объявив войну вчерашним соратникам по «майдану». И отставка Тимошенко с поста премьера в сентябре 2005 года ничего не решила, а только привела к консервации конфликта.
Непрекращающиеся политические кризисы, ежегодные выборы-перевыборы, усиливающийся административный хаос и прогрессирующее ухудшение экономической ситуации — это реальные плоды Конституции 2004 года. В конце концов, ситуация, создавшаяся в результате действия «революционной» редакции Основного закона, стала настолько нестерпимой, что Ющенко, сам же и протолкнувший «политреформу» через Верховную Раду, заговорил о… диктатуре!
Напомним, в сентябре 2008 года, когда между президентом и вновь вскочившей в кресло премьера Тимошенко произошел новый конфликт, Ющенко выступил со следующим обращением к народу: «Руками БЮТ, Партии регионов и коммунистов принят антиконституционный закон о Кабмине, устанавливающий диктатуру премьер-министра. Глава правительства назначается антиконституционно. Указы президента Украины и решения СНБО игнорируются. СБУ подчиняется правительству и депутатам».
Как водится, Юля за словом в карман не лазила и в ответном обращении заявила: «Я намерена добиваться распределения полномочий президента и правительства так, как это предусмотрено Конституцией. Задача нашей фракции в парламенте — добиться отделения президентского окружения от СБУ, которое сегодня превратилось в репрессивный орган против политиков, неугодных президенту. Чтобы вернуть принцип верховенства права, разрушить монополию секретариата президента и силовых структур, нам обязательно нужны новые изменения Конституции».
Все эти события представляют собой весьма красноречивую информацию к размышлению о том, что ожидает страну в результате возвращения к Конституции 2004 года. Понятное дело, что оппозицию, для которой основополагающим принципом является «чем хуже — тем лучше», все это полностью устраивает. Что же, простаки на «майдане», сегодня предвкушающие наступление «эры народовластия», в перспективе через довольно короткий отрезок времени смогут в полной мере ощутить последствия конституционного дежавю. Но прозрение, как всегда, придет слишком поздно.
28 января президент Украины Виктор Янукович подписал указ об отставке премьер-министра Николая Азарова и всего прежнего состава Кабмина. «Майдан» встретил это известие с ликованием. Собравшиеся там радостно рассуждают о том, что дни «банды Яныка» у власти сочтены. Но при этом как-то в стороне остается вопрос о том, кто же придет во власть на волне революции?
В данном случае опять имеет место дежавю десятилетней давности. Да, в первом ряду политических лидеров оппозиции стоят вроде бы новые люди. Но рядом с ними на сцене «майдана» находятся слишком хорошо знакомые по 2004 году личности — Петр Порошенко, Юрий Луценко, Александр Турчинов и прочие «полевые командиры» «оранжевой революции». Можно ожидать, что рано или поздно на свободу выйдет и немедленно подключится к процессу Юлия Тимошенко. И опять украинская история пойдет по второму кругу, с участием все тех же лиц.
Заметим, что и в отношении вероятных последствий повторного пребывания у власти перечисленных выше политиков гадать не приходится. Факты — упрямая вещь. И эти факты недвусмысленно говорят сами за себя.
Накануне голосования в день третьего тура президентских выборов в декабре 2004 года Порошенко выступил со следующим заявлением: «Панове, с завтрашнего дня в Украине будет торжествовать правда, будет торжествовать честь, будет торжествовать закон. Я всех вас с этим поздравляю». Прошло чуть более полугода с того момента, как он занял одну из ключевых должностей в государстве.
5 сентября 2005 года вышедший со скандалом в отставку с поста руководителя Секретариата президента Александр Зинченко во всеуслышание заявил на пресс-конференции, что «секретарь Совета национальной безопасности Украины Петр Порошенко цинично реализует свой план использования власти в собственных корыстных целях».
15 сентября того же года уже с предъявлением конкретных фактов выступил Турчинов, которого двумя неделями ранее с подачи того же Порошенко выкинули в отставку с должности директора СБУ. «Окружение президента занималось вымогательством, и Ющенко об этом знал. Высшие должностные лица, в частности секретарь СНБО Петр Порошенко, занимались вымогательством и взяточничеством», — объявил он. Далее перечислялись многочисленные факты коррупционных махинаций, вроде «отжима» у законных владельцев элитной недвижимости в центре Киева по улице Грушевского 9-а.
Порошенко не замедлил выступить с ответными разоблачениями, рассказав журналистам, что Турчинов сам замешан в коррупции и, кроме того, связан с некой весьма темной тоталитарной сектой, которую «крышевал», находясь на посту директора СБУ.
Кроме того, Порошенко вбросил в масс-медиа компромат на покровительствовавшую Турчинову Юлию Тимошенко, не отказав себе и в удовольствии лично поучаствовать в этой кампании. Так, 5 октября 2005 года в интервью газете «Сегодня» он заявил: «Я звонил ей лично и говорил: «Юлия Владимировна, ответственно заявляю, что цифры, которые вам предоставляет Терехин о наличии в стране 900 тысяч тонн сахара, — туфта! В Украине нет сахара, и через два месяца разразится сахарный кризис».
Конечно, можно обвинить Порошенко в злопыхательстве. Но, объективности ради, следует признать, что, говоря о полной некомпетентности главной героини «майдана-2004», он нисколько не преувеличивал. Ревальвация, реприватизация, рост цен, кризисы (бензиновый, мясной, сахарный) — вот чем запомнился украинцам кабинет Тимошенко.
Напомним, что предприниматели, собравшиеся в сентябре 2005 года на конгрессе в Харькове, встретили новость об отставке Тимошенко бурными аплодисментами. История с пребыванием «леди Ю» на посту главы правительства — это классическая аксиома о том, что революционеры хорошо умеют бороться за власть, умеют организовывать массовые беспорядки и заваливать улицы баррикадами, но после взятия власти обнаруживают абсолютную неспособность к какой-либо созидательной, конструктивной, полезной работе.
Конечно, дело убеждений каждого верить в то, что Виталий Кличко или Арсений Яценюк «не такие», что они после победы на выборах принесут в страну благополучие, процветание, жизнь «как в Европе». Я в этом смысле скептик и пусть будущее рассудит меня со стоящими на «майдане» людьми.
В завершение хотелось бы провести еще одну очевидную параллель между событиями дня сегодняшнего и событиями 2004 года. Это высочайший уровень революционного энтузиазма народных масс. Во всех интервью журналистам оппозиционных телеканалов простые украинцы, стоящие на баррикадах на «майдане» или участвующие в штурмах зданий облгосадминистраций в регионах, с почти религиозной убежденностью повторяют: «Мы боремся за лучшее, европейское будущее для Украины и для наших детей».
Ровно то же самое, в таком же эмоциональном, можно сказать — экзальтированном тоне говорили люди на «майдане» во время «оранжевой революции». Они точно так же поднимались на борьбу с «бандой Януковича» во имя светлого европейского будущего, скорое наступление которого им щедро обещали с весьма похожей сцены политики, многие из которых снова стоят на сцене «майдана» сегодняшнего. Эйфория революции имеет свойство полностью уничтожать способность массового сознания к критическому восприятию действительности. На том стояли и стоят все революции прошлого и те, которые произойдут в будущем.
Парадоксальная схожесть настроений масс с 2004 годом не может объективно не ставить вопроса о том, как скоро на смену этой эйфории придет тяжкое похмелье. Виктор Ющенко во время «оранжевой революции» вызывал почти религиозное благоговение масс. Я хорошо помню, как летом 2004-го, когда начал распространяться фейк об «отравлении» лидера оппозиции, люди на улицах в отчаянии заламывали руки: «Ющенко отравили! Что теперь с нами будет?»
Проходят считанные месяцы после победы «оранжевой революции». И вот один из ближайших соратников Ющенко констатирует: «Коррупция и взяточничество в окружении президента обрели масштабный характер. Там создано такое «ООО», которое занимается исключительно обслуживанием своих интересов».
А вот как после разоблачительных выступлений Зинченко охарактеризовал положение в стране сам Ющенко: «40-45% экономики Украины находится в тени. Скоро в бюджете может не оказаться денег на выплату заработной платы. Ситуация с контрабандой наркотиков, беженцами, торговлей людьми остается на уровне прошлого года. Там конь не валялся», — сказал он.
В еще более замечательных выражениях описала составлявших свиту Ющенко лидеров «национальной революции» Юлия Тимошенко: «Президент предложил мне пожать руки политическим противникам. А как я их пожму, если они вечно заняты. Тырят что-то в державе».
Кто может дать гарантию, что руки нынешних лидеров «майдана» после взятия власти будут заняты честным, безукоризненным трудом на благо украинского народа? Оставим этот вопрос открытым…
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.