Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Россия не может смириться с потерей Украины, — Валерий Чалый

24 октября 2013, 08:00 4

Украинско-российские отношения пережили три периода трансформации

Вопрос: Валерий Алексеевич, Украина уже 22 года является независимой страной и, естественно, за это время наши отношения с экс-республиками СССР, в особенности с Россией, в определенной степени изменились. Какие этапы формирования украино-российских отношений за время независимости наших стран Вы бы выделили?

Ответ: За это время можно выделить три условных периода трансформации наших отношений с Россией. Во-первых, период с момента распада СССР, где-то до 1997 года, когда был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией. Именно этот договор, по сути, гарантировал суверенитет и территориальную целостность Украине со стороны России. В то же время Украина шла на компромиссы по поводу пребывания Черноморского флота, а также взаимодействия в энергетических вопросах с Россией.

Второй значительный период, я думаю, продолжался где-то до 2004 года. Это было очень непростое время в плане наших отношений с Россией, там была и Тузла как некий сигнал, что угрозы территориальной целостности от России все-таки могут проявляться в той или иной степени. В то же время украинская власть того времени во главе с Леонидом Кучмой пыталась балансировать, идти на компромиссы, полюбовно решать все конфликтные вопросы, а настроения граждан в обществе были достаточно позитивные, как в отношении россиян к Украине, так и в отношении украинцев к России.

Однако 2004 год стал очень сложным для восприятия в России, потому что Оранжевая революция и приход к власти в Украине Виктора Ющенко были восприняты и как угроза существования власти и в самой России. В этот период риторика с двух сторон была достаточно жесткой, однако, с другой стороны, очень многие вопросы экономического характера решались достаточно легко. Пожалуй, именно с этого момента разговоры о братской дружбе между странами отошли на второй план, главную роль в наших отношениях стали играть прагматичные экономические интересы.

Вопрос: Давайте более детально поговорим о первом этапе. Как после распада СССР формировались отношения Украины и России?

Ответ: Первые годы обе страны преимущественно были заняты формированием собственных новых государственных институтов, а также поиском своей стратегии дальнейшего развития. Только после этого на повестке дня появился вопрос взаимодействия двух стран. Тогда нужно было решить множество вопросов, в том числе в сфере разделения собственности, границ, долгов и активов бывшего СССР, вооруженных сил, сохранения кооперационных поставок. Однако поначалу страны решали в основном свои внутренние задачи. Тогда и в России, и в Украине очень много ожиданий было от нового либерального демократического режима, ведь до расстрела Белого дома в Москве в России тоже демократические процессы шли достаточно активно.

Важной темой наших взаимоотношений начала 90-х был вопрос ядерного разоружения. Украина имела третий ядерный потенциал в мире, так что серьезного прессинга со стороны мирового сообщества избежать не было никакой возможности. Россия была выбрана в качестве правопреемника ядерного потенциала СССР, в том числе и вооружений размещенных на территории Украины, взамен же мы получили гарантии от США, Великобритании, Франции, Китая, а также России в соблюдении суверенитета нашей страны, а также некоторую экономическую и финансовую продержку.

Увы, Будапештский меморандум, согласно которому Украина присоединялась к режиму нераспространения в качестве безъядерного государства и получала гарантии суверенитета, территориальной и неприменения давления, в том числе экономического, носит преимущественно декларативный, без соответствующих международно-правовых механизмов, характер.

Вопрос: Каким образом развивались отношения Украины и России в рамках СНГ? Является ли эта организация эффективной сегодня и была ли эффективной вообще?

Ответ: Для начала стоит заметить, что Украина не является членом СНГ. Наша страна является основателем и участником, но не членом этой организации. В связи с этим Украина участвует только в тех проектах в рамках СНГ, в которых есть непосредственная выгода для нас. В то же время в том, что касалось вопросов построения нового интеграционного объединения, например, создания общей системы противоракетной обороны, общих экономических и таможенных структур — все то, что потом превратилось в Таможенный союз, Украина не участвовала и не участвует.

При этом нас всегда интересовали вопросы социальной сферы, защиты прав и интересов граждан, сотрудничества в реагировании на угрозы безопасности, экономического, культурного взаимодействия. Украина не форсировала события в рамках СНГ и никогда не пыталась стать его могильщиком, выйдя из организации, но к сожалению СНГ, особенно в последние годы, мало напоминает сильное и эффективное формирование. Скорее, это форум для встречи лидеров стран, для встречи руководителей ведомств, министерств для решения вопросов, где есть взаимная заинтересованность.

Вопрос: Как изменилась политика России в отношении Украины с приходом к власти Владимира Путина? Как при этом изменилось восприятие Кремлем Украины?

С приходом к власти Владимира Путина, а он уже в разных ипостасях руководит страной, фактически 14 лет, изменилась, в первую очередь, ситуация в самой России. Там выбрана стратегия создания страны, которая бы играла серьезную геополитическую роль в мире и была самодостаточной. При этом предпринимаются попытки вернуть бывшие республики СССР, в том числе и Украину в сферу своего влияния и выступать на мировой сцене от имени нового в том или ином виде воссозданного союза евразийских государств.

С другой стороны, существует негласный договор власти с обществом: пока идет обеспечение социальных стандартов на каком-то определенном уровне, пока идут газовые и нефтяные деньги, большинство населения признает возможность власти устанавливать институты так называемой управляемой демократии с достаточно ограниченными свободами, как политическими, так и свободами в гражданском обществе.

Такие модели рано или поздно оказываются неэффективными в экономическом плане, что приводит к поискам некоего внешнего врага для того, чтобы отвлечь внимание населения от внутренних проблем. На каком-то этапе это было недовольство действиями Беларуси, потом были эпизоды с Туркменией, в последние годы — Грузия. Сейчас есть опасение, что это место может занять Украина.

В Кремле до сих пор не могут признать самостоятельность или независимость Украины и считают, что рано или поздно Украина не только вернется в сферу влияния России, но и в состав единого объединения во главе с Москвой.

Ключевыми фигурами в отношениях Украины и России всегда были президенты

Вопрос: А что касается дипломатических отношений двух стран, как в этом плане формировалось наше взаимодействие с Россией? Каких знаковых послов и дипломатов и с нашей и с российской стороны можно отметить?

Ответ: Всегда ключевыми фигурами в отношениях Украины и России были президенты, что подчеркивает саму систему власти, которая установлена как в Украине, так и в России, за исключением периода президентства Виктора Ющенко, когда инициатива была передана в большей степени премьер-министру Украины. Однако никогда ни МИДы двух стран, ни посольства не играли ключевую роль в наших отношениях. Посольства же выполняли скорее вспомогательную функцию.

Значительную роль играла стратегическая группа по вопросам украинско-российских взаимоотношений при президентах двух стран во главе с Александром Разумковым с украинской стороны и Сергеем Приходько, а затем Сергеем Ястржембским — с российской.

Что касается знаковых фигур, то, естественно, нельзя не отметить Виктора Степановича Черномырдина. Благодаря своему опыту и политическому весу он являлся очень значительным внутриполитическим игроком в Украине и мог влиять на некоторые процессы в нашей стране. Кроме того, Черномырдин выполнял функцию не просто посла, он являлся уполномоченным России по экономическим связям с Украиной.

Вопрос: Какие основные точки соприкосновения можно выделить в наших отношениях с Россией? Какие главные конфликты существуют сегодня между двумя странами?

Ответ: За 22 года повестка дня отношений Украины и России менялась мало. Остался ряд проблем, которые не решены до сих пор. Как я уже говорил, речь идет о вопросах раздела активов Советского Союза, важны также вопросы в сфере энергетики, ведь добыча, транзит и потребители энергоресурсов оказались по разную сторону границ независимых государств.

Периодически поднимается проблема государственных границ, ведь их оформление, в том числе по водным пространствам и разграничение континентального шельфа и исключительных экономических зон еще не завершено. Также я бы отметил проблемы в гуманитарной сфере, когда Россия применяет, так сказать, «мягкую силу», пытаясь осуществлять влияние посредством, например, вовлечения Церкви и медиа. Остро звучит и так называемый Крымский вопрос, связанный с двойным гражданством и пребыванием военной базы России — Черноморского флота на территории Украины со всеми вытекающими последствиями.

Вопрос: О Черноморском флоте, пожалуйста, подробней, какие основные противоречия возникают в этом плане?

Ответ: Здесь ситуация следующая: между руководством России и Украины в свое время был достигнут компромисс, согласно которому ЧФ РФ получил право еще 20 лет дислоцироваться на территории нашей страны. За эти 20 лет Россия должна была создать компенсирующие возможности и подготовить базу для перевода флота на свою территорию. В 2010 году Украина согласилась на пролонгацию пребывания ЧФ РФ на своей территории и соответственно на иностранное военное присутствие еще на несколько десятилетий без каких-либо серьезных компенсирующих механизмов.

Конечно, флот в данном случае не играет какой-то геостратегической роли, в том числе и потому, что Черное море — это закрытое море. Однако очевидно, что в флот обеспечивает иное влияние. В том числе через функционирование российских контрразведывательных структур. Кроме того, Россия участвовала в международных военных конфликтах (вспомнить хотя бы Грузию), а это по международно-правовым правилам может повлечь возможность нанесения ответного удара по стране, с которой осуществляется применение силы. Я уже не говорю о том, что последняя пролонгация срока пребывания ЧФ РФ в Крыму, которая подразумевала формулу «флот в обмен на снижение цены на газ», оказалась для Украины совершенно провальной.

При этом Россия хочет, чтобы у нее были полностью развязаны руки в смысле перевооружения флота. Тем не менее, с учетом того, что, на мой взгляд, эти договоренности (так называемые харьковские соглашения), подписывались и ратифицировались с серьезными нарушениями, я не исключаю, что в любой момент может быть поднят вопрос о денонсации этих договоров. И тогда мы увидим, что на самом деле это была мина замедленного действия под украинско-российские отношения в целом.

Совместные успешные проекты Украины и России можно пересчитать по пальцам одной руки

Вопрос: А что хорошего можно отметить в наших отношениях с Россией за этот двадцатидвухлетний период? Были ли какие-то успешные совместные проекты?

Ответ: Первое, что я бы отметил, это то, что мы сумели выйти из одной страны без каких-либо серьезных конфликтов. В этом плане необходимо выделить фигуры Бориса Ельцина и Леонида Кравчука, а затем и Леонида Кучмы, которые сделали все, чтобы достигнуть определенного компромисса. Если вспомнить опыт разделения Югославии, я считаю, что надо отдать должное и России и Украине за отсутствие конфликтных эпизодов, чего, к сожалению, не удалось избежать на Кавказе и в Приднестровье. Кроме этого, в силу старых кооперационных связей мы до сих пор весьма успешно сотрудничаем в космической сфере, судостроении, а также в авиастроении, в этом плане нам действительно есть что показать.

Однако, если взглянуть на эти 22 года, то действительно, хватит пальцев всего одной руки, чтобы перечислить реально успешные конкурентные крупные проекты.

Вопрос: Как Вы считаете, в каком направлении будут развиваться наши отношения в будущем?

Ответ: Ни Украина, ни Россия до сих пор не прошли процесс самоидентификации, определения своего места на мировой геополитической карте. Как только этот процесс завершится, как только мы забудем о попытках со стороны России втягивания Украины в какое-то новое интеграционное объединение, а Украина в свою очередь перестанет дистанцироваться в связи с этим, только тогда мы сможем по-иному посмотреть на наши возможности.

Многое можно использовать и развивать в будущем совместными усилиями. Речь идет и о сотрудничестве в аграрном секторе, в энергетике, в сфере авиа- и ракетостроения. Хочется верить, что после подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, новый алгоритм взаимоотношений с Россией заработает и мы увидим новые достижения, а не конфликты.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях