Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Россия Путина: от Таможенного Союза к Евразийскому. Где место Украины?

8 октября 2013, 08:00 3

За двадцать два года, прошедших после распада Советского Союза, Россия сумела предложить бывшим республикам СССР несколько проектов интеграции.

Эти проекты касались как экономического сотрудничества на уровне создания наднациональных органов, так и попыток воссоздания общей армейской структуры для стран СНГ.

При этом каждый из предложенных проектов не был в полной мере реализован, так как бывшие республики СССР очень осторожно относились к любым интеграционным предложениям, исходившим из Кремля. Сейчас Россия пытается добиться развития Таможенного союза и его превращения в Евразийский политический союз. Однако и здесь ей приходится сталкиваться с растущим сопротивлением даже со стороны своих ближайших союзников.

Лукашенко и валютный союз

Хотя Беларусь была одним из «беловежских могильщиков» Советского Союза, в этой республике всегда ощущалась привязанность к России. У белорусов не было особого желания отделяться от Москвы, и поэтому еще в 1993-1994 годах минские власти вели переговоры о переходе страны на российский рубль.

В 1996 году, как раз накануне очередных президентских выборов в России, был подписан договор о создании Сообщества Беларуси и России. Это был (если не считать самого СНГ), первый интеграционный проект на постсоветском пространстве.

Создание Сообщества сопровождалось шумной пропагандистской кампанией, хотя власти обеих стран скромно умалчивали о провале переговоров про создание валютного союза. Вместо практических шагов был сделан поворот в сторону деклараций. Игра устраивала обе стороны, Сообщество было переименовано в Союз, а затем — и в Союзное государство.

Последнее переименование случилось в 1999 году, снова перед президентскими выборами Российской Федерации. С тех пор Союзное государство РФ и РБ живет своей жизнью, которая мало чем проявляет себя в реальности.

Спора нет, многие из нынешних положений Таможенного союза были отработаны еще в ходе российско-белорусского сотрудничества в 1990-е годы. На российско-белорусской границе отменили пограничный и таможенный контроль, а западная граница Беларуси в некотором смысле стала границей РФ. Были созданы некоторые наднациональные экономические органы.

Однако фактического слияния государств так и не произошло. Более того, именно в 2000-е годы Лукашенко стал проявлять больше независимости в своих внешнеполитических действиях, что иногда приводило к резким ухудшениям отношений с Москвой.

Советская армия или новый Варшавский договор?

Наряду с экономическим сотрудничеством Москва и Минск сохранили и военную кооперацию. Россия сумела удержать такой режим сотрудничества еще с несколькими странами бывшего СССР, что привело в 2002 году к созданию Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Однако, ОДКБ так и не стал полноценным военным союзом. Просто каждая из стран-участниц в этом случае решает свои вопросы военно-политических отношений с Россией.

Для Беларуси и Казахстана членство в ОДКБ было уступкой России в обмен на экономическую поддержку. Для Армении военно-политический союз с Россией становился вынужденной необходимостью.

Зажатая между Ираном, Турцией, Грузией и Азербайджаном, Армения находилась в экономической и геополитической изоляции. Война в Нагорном Карабахе ложилась дополнительным бременем на слабую армянскую экономику, и Еревану был хронически нужен крепкий союзник. Тем более, если этот союзник не имеет с Арменией общей границы.

По сходным причинам в ОДКБ вступил и Таджикистан, в силу географических причин уже не опасавшийся российской военной экспансии, но боявшийся остаться один на один с проблемой Афганистана. А вот пребывание в ОДКБ Кыргызстана невольно стало причиной проявления беспомощности этой организации.

В 2010 году в киргизском городе Ош вспыхнула киргизско-узбекская резня. Казалось бы, ОДКБ должен был вмешаться для прекращения конфликта. Однако Россия не захотела посылать своих военных в Ферганскую долину, а у других стран-участниц ОДКБ не было для этого ни военных возможностей, ни тем более желания вмешиваться в чужую драку.

Торговые войны

Таможенный союз (ТС) можно, в целом, считать наиболее успешным проектом в сфере постсоветской интеграции. ТС возник в качестве развития проекта «Единое экономическое пространство» (ЕЭП).

По сути, Таможенный союз представляет собой экономическое объединение Союзного государства России и Беларуси плюс Казахстан. Для того, чтобы ТС превратился в по-настоящему полноценный проект, необходимо участие в нем Украины. Тогда это будет союз четырых наиболее развитых в индустриальном отношении республик бывшего Советского Союза.

Пока что союз трех государств тоже неплохо смотрится как очередная ступенька в воссоздании Советского Союза. И без Украины тут хватает многого для утешения российских имперских амбиций. А амбиции велики. Достаточно хотя бы вспомнить слова Дмитрия Медведева о том, что «ТС прочнее Европейского союза, то, как его участники стартуют с одной экономической площадки». Глава российского правительства, правда, забыл уточнить, что в ЕС входит 28 стран, а в ТС — всего три.

По данным аналитиков, критическая ситуация сложилась на рынке сельскохозяйственного машиностроения ТС, где белорусские производители практически выдавили российские заводы. Кроме того, в ЕЭК отказали Казахстану во введении специальной квоты на ввоз комбайнов по старым таможенным ставкам.

Минпромторг РФ также подготовил проект постановления о дополнительных требованиях к госзаказам на лекарственные препараты. Компания, желающая продать препараты бюджетным организациям, должна предлагать в своей заявке лекарства российского или белорусского происхождения.

В России предпринимались попытки введения ограничения на закупки тканей для производства форменной одежды, а в Беларуси аналогичная ситуация наблюдалась в сфере строительства по государственному заказу. Некоторые казахские предприятия пищевой промышленности не имеют возможности попасть на российский рынок, а поставки нефти в Беларусь ограничивались под предлогом нехватки у РЖД подвижного состава.

Мечта Владимира Путина

Надо понимать, что Евразийский союз — это не просто развитие Таможенного союза, это его принципиально иная сущность. Так же как Советский Союз в свое время бросал вызов западной цивилизации, так же персональный политический проект Путина бросает своеобразный вызов Европейскому Союзу.

Понятно, что ЕС с ЕвразЭСом может всерьез сравнивать только бывший активист движений «Наши» или «Россия молодая». Но Россия с ее идеологией «Третьего Рима» не может заниматься сугубо экономической интеграцией. Для того, чтобы чувствовать себя самодостаточной, российской элите нужен политический гиперпроект, вроде реанимации союза постсоветских государств во главе с Россией.

Однако есть и другая возможность. На «их» Европейский Союз Россия отвечает Евразийским Союзом. Тут сразу можно убить несколько зайцев. Подчеркиваются всемирно-историческая миссия России, ее евразийский, а отнюдь не европейский характер. И в поиске этой альтернативы очень кстати присутствие Казахстана и возможное вступление Армении и Кыргызстана. Кавказские и центральноазиатские режимы политически близки российскому, а общества этих стран не очень жаждут европейской демократии. В этом плане даже белорусские избиратели могут быть более плюралистичными.

Кроме того, Центральная Азия и Кавказ стабильно поставляют дешевую рабочую силу, без которой будет сложно российским работодателям. А в будущем это бесценный ресурс зависимых от государства избирателей, которые не будут голосовать за демократическую оппозицию.

…Москва на данном этапе вряд ли сможет помешать Киеву подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Но отнюдь не исключено, что попытки вернуть нашу страну в сферу прямого российского влияния будут продолжаться. Для Владимира Путина и его окружения возвращение Украины под свой контроль становится стратегической задачей. Без ее выполнения сложно будет говорить об успехе постсоветской интеграции. И Армения с Таджикистаном тут никак не смогут помочь…

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях