Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Ассоциация с ЕС. Украина — не первая, но впереди многих

7 октября 2013, 12:00 1

Делая решительный шаг по пути евроинтеграции наша страна опередила многие государства, чьи отношения с Евросоюзом имеют более длительную историю...

На днях газета TheNewYorkTimes писала: «Мы с нетерпением ждем первого шага Украины к членству в ЕС». По мнению издания, Восточное партнерство ЕС стало «вестибюлем» для потенциальных новых стран-членов, включая Украину.

И как раз «Украина — первая из стран Восточного партнерства, которая должна сделать следующий шаг: заключить Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом».

Европа живет лучше Америки

Больше половины европейцев полагают, что политика жесткой экономии, начатая странами ЕС после финансового кризиса, не была достаточно успешной. Об этом свидетельствуют данные последних опросов общественного мнения, проведенные Gallup. Лишь 5% опрошенных полагают, что принятые меры по борьбе с последствиями кризиса дают свой результат. 34% респондентов утверждают, что для достижения успеха необходимо еще время.

В странах Южной Европы, наиболее пострадавших от кризиса, большинство граждан считают, что есть более эффективные меры, чем жесткая экономия. По данным опроса, такого мнения придерживаются 94% граждан в Греции, 81% в Португалии и 80% — в Испании.

Тем не менее, по многим параметрам социально-экономическая ситуация в объединенной Европе значительно лучше, чем в Соединенных Штатах, которые, казалось бы, на фоне не преодоленной до конца рецессии в большинстве стран ЕС, должны были бы преуспевать со своими 2,5% роста ВВП.

Сегодня в США насчитывается 250 «городов-призраков». Среди них оказался даже Детройт, город, в котором создавались культовые автомобили компаний Ford, General Motors, Chrysler. Когда-то это был четвертый по величине город в США с населением в 2 млн человек, сейчас осталось меньше 700 тысяч. В июле 2013 года город объявлен банкротом с миллиардными долгами.

Администрация президента Обамы только тем и занимается, что «оптимизирует» социальные расходы. Самое «модное» направление — продовольственная помощь неимущим и малообеспеченным слоям населения с помощью продуктовых карточек. Получается намного дешевле, чем раздача денежной помощи. В конце 2012 года продуктовые карточки имели около 50 млн американцев. Богатейшая страна мира стала государством «пайкового капитализма».

Как предполагается, федеральный бюджет США будет сведен с дефицитом около одного триллиона долларов, что больше 5% ВВП. Как видно, уровень бюджетного дефицита США остается крайне высоким на фоне стран Европейского союза, хотя они также имеют немалые долговые и финансовые проблемы.

Да и о «городах-призраках» и продуктовых карточках в Европе не слышно. Даже в обедневшей за годы кризиса Греции пособие по безработице худо-бедно, но составляет эквивалент 360 долларов в месяц, то есть больше, чем средняя зарплата в Украине. На икру не хватит, но на красное вино с маслинами и козьим сыром — вполне достаточно.

Вообще, читая или слушая новости из Европы, не следует забывать, что родиной нынешнего мирового финансово-экономического кризиса является отнюдь не старый континент, а Соединенные Штаты с неумеренным интересом их капитала к тому, чтобы зарабатывать, ничего не производя и даже не вкладывая.

Очевидно, именно эти экономические соображения играли не последнюю роль в выборе украинской власти между Таможенным и Европейским союзами. Тем более к такому выбору подталкивало, если говорить честно, инфантильно-агрессивное поведение России.

Ассоциации бывают разные…

Надо сказать, что Украина — не первая страна, идущая на ассоциацию с Европейским Союзом.

Существует несколько вариантов соглашения об ассоциации с ЕС. Первое — это соглашение о стабилизации и ассоциации, которое ранее было подписано с рядом балканских государств. Речь идёт об Албании, Боснии и Герцеговине, Черногории, а также Сербии, являющимися потенциальными кандидатами на членство в Евросоюзе. В начале марта 2012 года за Сербией официально закреплен статус кандидата на вступление в Европейский Союз. Македония тоже является действующим кандидатом на принятие в ЕС.

Соглашения о стабилизации и ассоциации подразумевают твёрдое намерение этих стран в будущем присоединиться к Евросоюзу. В договорённостях ЕС с каждым из этих государств прописаны общие права и обязанности, суть которых состоит в том, что они постепенно создают с ЕС зону свободной торговли, а также проводят политические реформы, нацеленные на принятие европейских стандартов с тем, чтобы в этой области как можно плотнее сблизиться с Евросоюзом. Параметры каждого соглашения могут варьироваться в зависимости от особенностей того или иного государства.

Ещё один вариант соглашения об ассоциации с Евросоюзом, подразумевающий перспективу членства в этой организации — это договор, который был подписан между ЕС и Турцией. В 1963 году этой стране была предоставлена перспектива членства в ЕС.

Сейчас Турция является кандидатом на вступление в Евросоюз и с ней ведутся (правда, ни шатко ни валко) соответствующие переговоры. В Европе поговаривают, что против членства решительно настроен Берлин, уже испытавший фактор Ислама в лице иммигрантов-мусульман из Турции на собственной «шкуре».

Другой тип договоренностей, предоставляющий перспективу членства в ЕС — это так называемые европейские соглашения, которые были заключены между Брюсселем и странами Центральной и Восточной Европы, позднее вошедшими в Евросоюз во время его последних расширений.

Остальные типы соглашений об ассоциации перспективу членства в ЕС не предоставляют. Из числа таких соглашений можно выделить договорённости Брюсселя со странами Средиземноморья (Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Иордания, Израиль, Палестинская Автономия и Ливан).

У Евросоюза также действуют соглашения о партнёрстве и сотрудничестве со всеми странами СНГ, включая Россию, но они не являются договоренностями об ассоциации и не подразумевают перспективы вступления в ЕС.

Качественно иной уровень

Формально не предусматривает перспективы членства и Соглашение об ассоциации, которое будет подписано в конце ноября с Украиной. Тем не менее, оно имеет существенные отличия от соглашений, к примеру, с Египтом или Тунисом.

Обычно граждане Украины, говоря о Соглашении, обращают внимание на два момента: углубление экономических связей с ЕС путем создания всеобъемлющей зоны свободной торговли и «европеизацию» правовой и гуманитарной сферы в целом нашей страны.

Однако Соглашение предусматривает еще и укрепление политического сотрудничества. В преамбуле Соглашения записано, что стороны обязуются «развивать и укреплять политический диалог, целью которого является углубление политической ассоциации и усиление диалога по вопросам международной безопасности». То есть, фактически речь идет о формировании единой внешнеполитической линии дипломатии ЕС и Украины.

Понятно, что на такое столь тесное сотрудничество не может претендовать большинство стран, имеющих те или иные соглашения об ассоциации с ЕС. Нельзя же серьезно говорить о единой внешней политике с Палестинской Автономией или Египтом.

Тем более, что порой в этих вопросах обнаруживаются расхождения между самими членами ЕС, пусть даже не обязательно на официальном уровне.

Например, сейчас, когда по вине республиканцев США на некоторое время остались без бюджета, в большинстве европейских стран спокойно следят за развитием событий. Зато в Германии некоторые государственные чиновники откровенно ухмыляются. Мол, американцы даже с собственным бюджетом разобраться не могут, а еще пытаются указания давать — типа «как обустроить Европу».

Экономическая арифметика

Что касается экономического сотрудничества, то создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, благодаря которой, по мнению некоторых экспертов, объем экспорта Украины в страны ЕС может со временем увеличиться в два раза, само говорит за себя.

Важно, что в пределах зоны произойдет снижение средневзвешенной ввозной таможенной пошлины с 6% до 0,06%. Причем для некоторых товарных позиций это снижение будет очень большим. Например, сейчас пошлина на сельскохозяйственную продукцию составляет 23%, а уменьшится почти до 0%. Пошлина на текстильную продукцию, составляющая 11%, тоже снизится до нуля.

Соглашение предусматривает снижение ввозных пошлин для украинских товаров пищепрома — с 23,2% до 0,7%, химпрома — с 4,2% до 0%, металлургии — с 2,1% до 0%, легкой промышленности — с 11,2% и 5,9% до 0%. Правда, традиционно не обошлось и без «ложки дегтя». Соглашением предусмотрены тарифные квоты — определенное количество товаров будет ввозиться по новым правилам, а сверх квоты — по действующим сейчас пошлинам.

Следует отметить, что для вступления в силу соглашение должно быть ратифицировано всеми странами ЕС. Этот процесс может растянуться на годы. Например, действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Евросоюзом, подписанное в 1994 году, вступило в силу только в 1998 году. Но тогда ЕС насчитывал 15 стран-членов, а сегодня — 28. Еще сложнее сложится с ратификацией, если в Украине, благодаря недостаточно конструктивному поведению оппозиции, снова возникнут «проблемы с демократией».

Поэтому еще на этапе подготовки Соглашения Киев и Брюссель договорились о том, чтобы сущностные положения документа приобрели силу до завершения формальных процедур. Соглашение предусматривает возможность временного применения тех его положений, которые являются исключительной компетенцией Евросоюза. Речь идет о разделе относительно свободной торговли, возможно, с некоторыми исключениями.

ЕС импортирует в семь раз больше товаров, чем страны Таможенного союза. Заработная плата в ЕС в три с половиной раза выше. Поэтому потенциально выгода от свободной торговли с ЕС больше, чем от подобных договоренностей с Таможенным союзом.

Однако и украинским предприятиям придется поработать, чтобы завоевать место на европейском рынке. То есть, после подписания Соглашения неминуемы экономические следствия «первого этапа интеграции», которые, по оценкам экспертов, скажутся главным образом на промышленных районах страны.

Поэтому нужна «смягчающая подушка» в виде внешней финансовой помощи. Тем более, что возможны экономические санкции со стороны России, на которую приходится 25% украинского экспорта.

Неизбежность сложного переходного этапа признают и в Украине. Как на днях подчеркнул премьер-министр Николай Азаров, «Евросоюз должен делать шаги, которые устраняют, я бы сказал, дискомфорт для украинской внешней торговли». Оказывается, в ЕС необходимость подобных шагов понимают. Помощь уже обещана, и немалая — цена вопроса составляет 30 млрд долларов.

Если все это соответствует действительности, официальный Киев сегодня может смотреть в будущее с достаточным оптимизмом.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях