В новостях все чаще стали появляться сообщения о вводимых в России ограничениях в отношении украинских товаров. Давайте разберемся, действительно ли наша страна является невинной жертвой коварного агрессора?
Условно торговые ограничения можно разделить на три группы:
1. Ограничения, связанные с применением инструментов торговой защиты. К ним относятся антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры.
2. Ограничения, связанные с санитарными правилами, соответствием качества и защитой прав потребителей.
3. Нетарифные ограничения, связанные с прохождением таможенных процедур.
Наиболее значимое для украинских производителей ограничение касается металлургии. Напомним, что в июле Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана объявил о решении не продлевать действие соглашения о поставках украинской трубной продукции. Автоматически такое решение приведет к установлению антидемпинговых пошлин на некоторые виды украинских труб от 19% до 38% в зависимости от их вида и предприятия-производителя.
Формально решение о прекращении действия соглашения выглядит вполне обоснованно. Упомянутый договор предусматривал беспошлинные поставки в рамках согласованных квот, однако квотирование не соответствует правилам Всемирной торговой организации, членами которой являются как Украина, так и Россия. Поэтому решение об отказе от квотирования выглядит вполне логичным и предсказуемым. Хотя следует отметить, что приведение правил торговли трубной продукцией в соответствие с нормами ВТО произошло наименее выгодным для украинских производителей способом.
В свою очередь Киев также принял ряд решений, существенно ограничивающих экспорт ряда российских товаров.
В частности, в этом году Украина применила специальную пошлину в отношении импорта легковых автомобилей, в том числе из России. Размер ущерба от примененной меры Москва оценила в 36,1 млн долл.
Также наша страна начала пересмотр антидемпинговых мер в отношении российских минеральных удобрений, что автоматически означает продление срока их действия еще на год с перспективой увеличения размера пошлины (в настоящее время она составляет 9,76-11,91%) и дальнейшего продления на последующий пятилетний период.
Кроме того, российские экспортеры угля столкнулись с такими ограничениями, как квотирование импорта коксующихся углей и запрет на поставки кокса. Эти ограничения были введены Украиной, несмотря на прямой запрет подобных действий Соглашением ВТО и Договором о зоне свободной торговли СНГ.
Время от времени на торговом фронте вспыхивают локальные «молочные», «мясные», «сырные» войны. Совсем свежим примером является «кондитерский» конфликт, связанный с запретом импорта продукции марки Roshen.
Как правило, подобного рода ограничения связаны с обвинениями в несоблюдении украинскими экспортерами тех или иных норм российского законодательства в сфере защиты прав потребителей и соответствия качества продукции.
Предыдущий опыт показывает, что, если проблема являлась надуманной, сторонам достаточно быстро удавалось договариваться о разрешении спора. В тех случаях, когда претензии были обоснованны, наши компании предпринимали необходимые меры для их устранения, что в результате приводило к повышению качества продукции, в чем, безусловно, был заинтересован не только российский, но и отечественный потребитель.
И снова подобные действия со стороны России и Таможенного союза не являются односторонними. Следует вспомнить недавние шаги Украины, связанные с ограничением импорта белорусской молочной и мясной продукции.
Кроме того, Киев активно использует инструментарий санитарной защиты. В качестве примера можно привести недавнее решение о запрете импорта и транзита кормов и зерна из ряда российских регионов (Сибирского, Северного и Южного федеральных округов). Причиной такого запрета является распространение заболевания животных ящуром на этих административных территориях России.
На днях на «торговом» украинско-российском фронте было использовано новое оружие массового поражения. Принцип его действия основан на прохождении таможенных процедур по особому сценарию, предусматривающему осмотр груза, проверку и проведение экспертизы сопровождающих документов и т. д. и т. п.
На практике это приводит к задержке товара на таможенных складах на срок до 20 дней, а также к связанным с этим дополнительным расходам, которые в конечном счете отражаются на увеличении стоимости украинской продукции на российском рынке, а следовательно, на уменьшении ее конкурентоспособности.
Наиболее наглядно такой способ защиты внутреннего рынка описан американским публицистом Стивеном Шлосстейном:
«Итак, вы хотите ввезти в нашу маленькую изолированную островную страну несколько роялей? Нет проблем! Мы верим в свободу торговли и никаких квот или тарифов на рояли не имеем, но (следите за руками!) от вас потребуется соблюсти несколько таможенных формальностей. Во-первых, все документы должны быть заверены главным инспектором таможен, а он очень занятой человек... Во-вторых, все рояли нужно осмотреть. Никогда не знаешь, а вдруг их изнутри точит червь, который, чего доброго, набросится на наши местные рояли... К сожалению, мы маленькая страна, и у нас есть только два квалифицированных инспектора по роялям, и оба очень старые и больные люди... Ну, думаю, вы все поняли. В общем, привозите к нам столько роялей, сколько захотите».
Данный отрывок иронически описывает торговую политику, проводимую Японией в 70-80-х годах прошлого века в отношении импортных товаров, в том числе происхождением из США. Напомним, что тогда конфликт был исчерпан сразу же после того, как США объявили о намерении предпринять аналогичные меры в отношении японских товаров. А премьер-министр Японии перед объективами телекамер покупал в магазине американские товары.
Как видим, таможенные проволочки не являются российским ноу-хау, подобное оружие было уже неоднократно использовано в истории торговых конфликтов, и было найдено эффективное противодействие. Вопрос лишь в том, станут ли украинские власти использовать такую форму защиты.
Если глубоко проанализировать историю мировых торговых конфликтов, то мы увидим, что в подавляющем большинстве упомянутые нами ограничения служили эффективным инструментом в борьбе за рынки сбыта.
При этом мы практически не встретим примеров, когда применение таких санкций привело к достижению политических результатов.
Этот тезис важен в контексте того, что в последнее время много экспертов, комментируя действия России, направленные на ограничение импорта украинских товаров, обосновывают их тем, что в таким образом Москва намеревается вовлечь Киев в Таможенный союз, а также не допустить сближения Украины с ЕС и подписания Соглашения об ассоциации.
Если это действительно так, то выбранная тактика более чем странная. Ведь любые ограничения приводят к тому, что производители в результате переориентируют свои экспортные поставки на другие страны. Соответственно, их заинтересованность в дальнейшем развитии торговли с Россией будет лишь уменьшаться. Напротив, они станут выступать за создание более либеральных торговых режимов с теми странами, в которые они переориентируют экспорт своей продукции.
Подобных примеров в недавней истории «торговых войн» на территории СНГ найдется множество. Можно вспомнить истории с ограничением Россией импорта рыбных консервов из стран Балтии, вин и коньяков из Грузии и Молдовы, минеральной воды из Грузии, фруктов из Молдовы и т. п. В результате производители из этих стран предприняли необходимые меры по диверсификации экспорта и уменьшению зависимости от рынка России. Теперь балтийские консервы, молдавские и грузинские вина можно встретить в магазинах многих стран, в том числе и в Украине.
Вот только инициированные Москвой торговые ограничения не способствовали дальнейшему сближению Грузии, Молдовы, Латвии, Литвы и Эстонии с Россией. Напротив, балтийские государства интегрировались в общий рынок ЕС, Грузия и Молдова создают с ЕС зону свободной торговли и ориентируют своих производителей на новые рынки сбыта.
Таким образом, практика применения торговых ограничений является откровенно слабым аргументом в пользу дальнейшей интеграции и, как правило, приводит к прямо противоположным результатам.
Но каковы бы ни были причины торговых конфликтов, Украине необходимо иметь эффективную внешнеэкономическую систему защиты своих интересов (как на уровне государства, так и на уровне крупных предприятий), и тогда можно будет смело говорить «…привозите к нам столько роялей, сколько захотите» (с).
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.