Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Германия: политический ландшафт накануне выборов

20 сентября 2013, 14:00 0

Парламентские выборы в стране, являющейся лидером Европейского Союза, всегда вызывают повышенный интерес, а сейчас, когда до выборов остается несколько дней, — тем более...

Действующие лица

Кто примет участие в выборах? Девять политических сил, представленных сегодня в федеральном парламенте — бундестаге или, как минимум, одном из земельных ландтагов, допущены к выборам «автоматически». Это Христианско-демократический союз (ХДС), Христианско-социальный союз (ХСС), Свободная демократическая партия (СвДП), Социал-демократическая партия (СДПГ), «Зелёные», Левая партия, Пиратская партия, «Свободные избиратели» и Национал-демократическая партия (неонацисты).

А далее избирательная комиссия во главе с Родерихом Эгелером сделала выбор из 58 партий — кандидатов, отобрав из них около трети, оказавшихся, по ее мнению, достойными участия в избирательной борьбе. Среди них оказались сразу три политические силы коммунистов — Марксистско-ленинская партия Германии, Германская коммунистическая партия и Коммунистическая партия Германии. Однако последняя из них решила не участвовать в предвыборной гонке.

В выборах также примут участие «Правые» известного неонациста Кристиана Ворха, «Партия» сатирика Мартина Зонеборна, PBC — «Партия верных Библии христиан», Семейная партия, Партия пенсионеров, защитники животных, республиканцы, Феминистская партия, «Партия здравого смысла», «Партия неголосующих» и созданная только в феврале текущего года «Альтернатива для Германии», критически настроенная по отношению к идеям европейского объединения и единой валюты. Всего в избирательной кампании принимают участие 34 политические партии и объединения.

Чтобы принять участие в выборах, партиям, не попавшим на выборы «автоматически», надо было собрать и представить в земельные или окружные избирательные комиссии по месту регистрации списки подписей своих сторонников. Согласно Федеральному закону о выборах, это или две тысячи подписавшихся, или 0,1% имевших право голоса на последних выборах в бундестаг.

Свыше тридцати партий и объединений либо не получили «добро» от избирательной комиссии, либо не смогли собрать нужное количество подписей.

Ангела Меркель настроена на победу

Предвыборная программа христианских демократов — это сама Ангела Меркель. Недавно американский журнал Forbes составил традиционный ТОП-100 самых влиятельных женщин мира. Первое место в этом рейтинге заняла канцлер Германии Ангела Меркель. Первое место в этом перечне она впервые заняла в 2006 году. С тех пор только один раз, в 2010 году, Меркель уступила его другой женщине — Мишель Обаме. Все другие разы Меркель была на первом месте, то есть семь раз за восемь лет.

Лидирует Меркель и среди кандидатов в канцлеры ФРГ. К началу августа ее деятельность на посту канцлера поддерживали 68% немцев, свидетельствуют результаты опроса, проведенного исследовательским институтом Infratest Dimap.

Бывшая «студентка, комсомолка», хотя и не спортсменка, из ГДР, физик по образованию, 59-летняя Ангела Меркель собирается в третий раз стать канцлером Германии. Для избирательной кампании она избрала стратегию «асимметричной демобилизации электората». Суть ее состоит в ослаблении противника за счет демобилизации его электората. Происходит это путем смещения центра ХДС влево. Меркель атакует СДПГ, «воруя» ключевые требования социал-демократов — от введения минимальной почасовой зарплаты (8,5 евро) до пособий родителям.

И у нее получается. Мой старинный приятель, один из менеджеров шведской компании Vattenfall, отвечающей за энергоснабжение в Берлине, говорит, что лозунги ХДС и СДПГ в последние недели перед выборами настолько совпадают, что партии трудно отличить друг от друга, они — словно братья-близнецы.

В такой ситуации часть сторонников СДПГ либо будут голосовать за «полевевших» консерваторов (чтобы канцлером стала опытная Меркель, а не вызывающий сомнения лидер социал-демократов Пеер Штайнбрюк), либо вообще не пойдут на выборы. А зачем, спрашивается, ходить, если ХДС обещает то же самое, что и СДПГ?!

Избирателям импонирует, что за восемь лет правления Ангелы Меркель безработица в ФРГ снизилась с 5 до 3 млн человек. Немцы видят, что Германия устояла в урагане мирового финансово-экономического кризиса. Преобладание в экспорте сложной продукции с высокой долей добавленной стоимости, диверсификация самого экспорта помогли немецким производителям укрепить свои позиции на мировых рынках.

ХДС собирается и далее оказывать помощь средним и мелким семейным фирмам, предоставлять льготы особенно энергоемким предприятиям, страдающим от роста цен на электричество, содействовать карьерным амбициям женщин, добиваться расширения присутствия женщин на верхних этажах власти и крупного немецкого бизнеса. Предполагается выделение 25 млрд бюджетных евро на модернизацию транспортной инфраструктуры, то есть авто- и водных магистралей, а также аэропортов и железных дорог.

Что касается будущей правительственной коалиции, Меркель считает оптимальным сохранение союза с либералами из СвДП, с которой у ХДС, по словам канцлера, наибольший общий знаменатель. Но, поскольку свободные демократы на сей раз рискуют не преодолеть пятипроцентный барьер, союз с ними Ангела Меркель не называет единственно возможным. По той же причине она воздерживается от острой критики политических соперников. В первую очередь социал-демократов, с которыми, в случае чего, как это уже бывало, придется идти на создание «большой коалиции».

Меркантильный кандидат социал-демократов

Социал-демократы не смогли найти в своей среде достойного продолжателя Брандта или хотя бы Шредера. Кандидатом от СДПГ стал 66-летний Пеер Штайнбрюк, бывший министр финансов в правительстве «большой коалиции» ХДС/ХСС и СДПГ в 2005-2009 годах. Сам факт работы под руководством Меркель стал в глазах избирателей аргументом против Штайнбрюка. Ведь как можно критиковать решения правительства, в котором ты был министром?!

Штайнбрюк также умудрился нажить себе имидж сноба и любителя высоких зарплат. Например, он назвал зарплату канцлера ФРГ непривлекательной. 100 тыс. евро в год — это действительно скромная зарплата. Хотя Виктор Янукович, будучи президентом Украины, получает еще меньше — 97 тыс. долларов в 2012 году. Он, правда, отыгрывается на литературных гонорарах — 1,9 млн долларов в том же году. Однако не всем президентам или канцлерам дано обладать литературным даром в такой же мере, как нашему.

Тем не менее, жалобы такого рода немцам не пришлись по вкусу. В самом деле, если зарплата канцлера тебе не подходит, так почему же ты рвешься на эту должность?!
 С другой стороны, оказалось, что Штайнбрюк частенько выступал с докладами на мероприятиях крупных банков, за что в 2012 году получил от банкиров больше одного миллиона евро. И это социал-демократ, чья уже одна партийная принадлежность велит ратовать за социальную справедливость!

Далее выяснилось, с его же слов, что он «не стал бы пить красное вино дешевле пяти евро за бутылку». Не хочешь — не пей. Но зачем же об этом заявлять на всю страну, особенно тем избирателям, месячная зарплата которых в разы меньше, чем гонорар за одно выступление Штайнбрюка перед банкирами?!

Главная интрига выборов

Основная борьба за победу на выборах и получение права на формирование правящей коалиции развернулась между хорошо знакомыми нам политическими партиями.

По опубликованным 16 сентября данным исследования, проведенного социологическим институтом INSA, консервативный блок ХДС/ХСС может заручиться поддержкой 38% избирателей. СДПГ — ведущая оппозиционная сила ФРГ — получит, предположительно, 27%, а их союзник — партия «зеленых» — примерно 11%. Левая партия может рассчитывать на 8% голосов.

По четыре процента наберут СвДП и партия «Альтернатива для Германии». Партию пиратов, которая выступает за легализацию «пиратства» в интернете и против контроля официальными инстанциями личных данных граждан, могут поддержать 3% избирателей.
 Таким образом, в настоящий момент оба политических лагеря, правящий и оппозиционный — ХДС/ХСС и СвДП с одной стороны, СДПГ, «Зеленые» и Левая партия — с другой, имеют примерно одинаковый рейтинг.

Выравнивание шансов двух политических лагерей придает выборам особую интригу. ХДС/ХСС, конечно, окажется главным бенефициарием выборов. Но кого Меркель придется привлекать в качестве младшего партнера к созданию правящей коалиции?

Скорее всего, Ангеле Меркель, опирающейся на блок ХДС/ХСС, придется выбирать из двух возможных коалиций — с СДПГ или «Зелеными». Но обе коалиции чреваты серьезными проблемами. Между «Зелеными» и ХДС/ХСС много принципиальных разногласий — от взглядов на альтернативную энергетику и однополые семьи и до вопросов по приему мигрантов и отношений к т. н. «авторитарным режимам».

Значительно ближе друг к другу позиции ХДС/ХСС и СДПГ, однако такой союз может оказаться «даром данайцев» для социал-демократов. Находясь в правительстве, СДПГ не сможет принципиально критиковать ХДС/ХСС на следующих выборах.

Участие в «большой коалиции» с ХДС/ХСС привело к падению рейтинга СДПГ с 33% в 2005-м до 23% в 2009 году. Новое повторение пройденного может, чего доброго, вообще поставить крест на 150-летней истории германской социал-демократии, переведя СДПГ в разряд второстепенных партий.

А свято место, как известно, пусто не бывает. За счет «утратившей лицо» СДПГ может выдвинуться Левая партия. Левые предлагают в своей предвыборной программе альтернативу CДПГ, которая остается в системе созданного при ее участии «финансово-спекулятивного капитализма» и движется в сторону социал-либерализма , вешая на уши гражданам избирательную лапшу в виде «левой» риторики.

Левые настаивают на демонтаже политической власти крупных корпораций, публичном контроле за банковской системой в европейском масштабе, возрождении социального государства и приоритетном спасении социальной сферы в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, упразднении НАТО.

Однако, с учетом относительного социального благополучия большинства граждан ФРГ и основанной на этом популярности Меркель, время левых, очевидно, еще не наступило. По этой же причине социал-демократы, допустив коалиции с левыми в некоторых землях, не приемлют такого варианта на федеральном уровне. Коалиционная формула Rot-Rot-Gruen («СДПГ — Левая партия — Зеленые») в этом политическом сезоне вряд ли возможна. Хотя она имела бы шансы на успех. Даже при всем внешнем великолепии ХДС/ХСС и их лидера Меркель.

Бавария Германии не пример

Накануне прошли выборы в ландтаг Баварии — крупнейшей федеральной земли ФРГ, на которых уверенную победу с результатом 47,7% голосов одержал ХСС, входящий в правящую коалицию.

Свободные демократы, прежний коалиционный партнер ХСС в баварском ландтаге, набрали лишь 3,3% голосов, оставшись за бортом ландтага. Социал-демократы смогли заручиться поддержкой 20,6% избирателей. Партия «зеленых» получила 8,9% голосов. Левая партия набрала 2,1%. «Пираты» вышли на уровень 2%.

Однако голосование в Баварии нельзя считать репетицией предстоящих всеобщих парламентских выборов. Дело в том, что в Баварии не представлен ХДС — ведущая сила нынешней правящей коалиции. С другой стороны, Левая партия, «зеленые» да и СДПГ рассчитывать на серьезный успех в баварском «заповеднике» консерватизма не могут. Поэтому все будет решаться 22 сентября.

Украина и выборы в Бундестаг

Как выборы в Германии могут сказаться на евроустремлениях Украины? Начнем с интересов Ангелы Меркель. Она хочет войти в историю в качестве спасителя ЕС в годы жесточайшего кризиса. Поэтому считает себя ответственной и за судьбу Европы, и за авторитет Евросоюза. Это многое объясняет.

Если получится полноценно вовлечь Украину в европейскую орбиту да еще при условии выполнения Киевом предъявленных ему требований, то будут достигнуты и стратегические экономические, и тактические политические цели. ЕС не только получит доступ к важным сырьевым ресурсам, но и повысит свой авторитет распространителя и защитника демократии. Поэтому Меркель нужна Украина в качестве партнера ЕС, но не члена этого сообщества — об этом речи нет.

Говорят, Ангела Меркель настолько увлеклась этими соображениями, что освобождение Юлии Тимошенко, на чем она ранее настаивала, теперь отошло на второй план. Хотя, заметим, известный немецкий политолог, старший советник президента германо-российской Внешнеторговой Палаты Александр Рар на днях в интервью одному из украинских изданий подчеркнул: «Пункт Тимошенко, во всяком случае, у канцлера Меркель в голове, остается. Для нее это принципиальный вопрос, и украинское руководство, как мне кажется, это знает».

* * *

И последний штрих о предстоящих выборах. Германские аналитики полагают, что на исход выборов могут повлиять партии «Пираты», «Альтернатива для Германии», которые, даже если и не преодолеют пятипроцентный барьер и не войдут в бундестаг (хотя некоторые шансы у них сохраняются), абсорбируют часть голосов и тем самым повлияют на расклад политических сил перед формированием будущей правительственной коалиции. Все решит явка избирателей, поствыборная арифметика.

Как подчеркивал Вилли Брандт, выборы решаются не в конторах тех, кто создает общественное мнение и манипулирует им. Они не будут определяться более или менее ловкими рекламными трюками. Их исход решается в сердцах и умах сограждан.

Возможно, в Германии так и бывает...

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях