Почему-то принято считать, что выбор одного из этих вариантов обеспечит Украине решение всех проблем. На самом же деле ни то ни другое решение нельзя считать идеальным.
Как известно, 31 мая премьер-министр Украины Николай Азаров и глава Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко подписали меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) – составляющей Таможенного союза (ТС) и Украиной. Теперь Киев сможет участвовать в работе этого органа – хоть и без официального статуса наблюдателя, но с правом совещательного голоса и возможностью подавать рекомендации.
Позиция представителей Европейского Союза (ЕС) по этому поводу была достаточно ясной – сотрудничество Украины и Таможенного союза не должно противоречить обязательствам Украины как партнера ЕС.
Украинское руководство, конечно же, поспешило заверить европейских коллег в желании подписать Договор об ассоциации с ЕС и прилагающийся к нему Договор о зоне свободной торговли в ноябре этого года. В то же время представители Украины также подчеркнули важность сотрудничества с Российской Федерацией и другими странами-членами ТС.
Эти достаточно противоречивые заявления заставляют задуматься и о том, каковы выгоды и риски для Украины от активизации сотрудничества с Таможенным союзом, и о том, какие плюсы и минусы обещает нам более тесное сближение с ЕС. Итак, сопоставим экономико-политические риски и выгоды каждого проекта.
В последнее время все чаще можно услышать мнение, что Украине нужен статус не наблюдателя, а официального члена Евразийской экономической комиссии. Это означает продолжение поступательного сближения Украины с ТС – вплоть до полной интеграции. И для подобных заявлений есть основания. Ведь, по наиболее общим оценкам, 35% экспорта Украины приходится именно на Россию, Беларусь и Казахстан.
Более того, как бывшая составляющая СССР, Украина сохранила с Россией общие производственные цепочки в таких высокотехнологических отраслях, как авиастроение, ракетно-космическая индустрия, атомная энергетика (топливные элементы для АЭС) и др. Известно, например, что доля российских производителей практически в каждом из этих секторов составляет около 50%. Поэтому если таможенные сборы будут отменены, как говорят российские эксперты, то продукция украинских предприятий этих, да и ряда других отраслей, станет более конкурентоспособной.
Немаловажным фактором, стимулирующим интеграцию Украины в ТС, является цена на газ и нефтепродукты. Так, российская сторона постоянно подчеркивает, что в случае вступления Украины в Таможенный союз цена на газ снизится с нынешних 430 долларов за тысячу куб. м до 160-200 долларов. Это позволит сэкономить 4,5 млрд долларов. В случае отмены экспортных тарифов на нефть экономия составит 3 млрд долларов. При отмене экспортных тарифов на нефтепродукты – 500 млн долларов. Итоговая экономия, таким образом, может достичь 8 млрд долл.
Данные шаги позитивно отразятся на таких мощных экспортных отраслях Украины, как химическая промышленность, на предприятиях горно-металлургического комплекса и ряде других секторов. В результате ежегодное увеличение ВВП Украины от интеграции в ТС в долларовом эквиваленте составит 5 млрд.
Но стоит сказать и о долгосрочных последствиях. Высокая цена российского газа уже стимулирует Украину интенсифицировать добычу собственного газа, развивать энергосберегающие технологии и альтернативную энергетику.
Конечно, альтернативная энергетика в обозримой перспективе не станет достаточно эффективным инструментом снижения энергозависимости Украины. Однако модернизация теплоэлектростанций и перевод их на уголь могут сэкономить около 6 млрд куб. м газа в год.
Так, в 2012 году потребление газа уже было сокращено на 12 млрд куб. м. и составило 33 млрд куб. м., а не 52 миллиарда, которые пыталась навязать Россия, к тому же по самой дорогой в Европе цене.
В долгосрочной же перспективе такие шаги могут способствовать повышению конкурентоспособности украинской экономики, поскольку мотивируют внутренних производителей использовать имеющиеся ресурсы более рационально. Но если Украина будет получать газ по цене 150-200 долларов, то все вышеперечисленные инициативы перестают быть нужными и Украина будет отброшена в развитии своего энергетического сектора на несколько десятилетий назад.
На первый взгляд преимуществом интеграции Украины с ТС также могли бы стать исключения из режима свободной торговли, который сейчас действует на территории России, Беларуси и Казахстана. Это особенно важно, например, для украинской сахарной отрасли, поскольку с 2010 года Украина не экспортирует сахар в Россию.
Более того, в отношении украинского сахара применяются количественные ограничения. Например, квота на импорт украинского сахара в Казахстан составляет всего 54,5 тысячи тонн. Казалось бы, выгоды от создания преференций для этой отрасли, равно как и для перечисленных выше секторов, очевидны.
Однако следует отметить, что в случае присоединения Украины к ТС, то есть принятия единой действующей в рамках ТС тарифной сетки, ей будет необходимо согласиться с введением ставок тарифов на импорт из других стран-членов Таможенного союза. То есть к товарам, импортированным в Украину, будут применяться единые таможенные тарифы, действующие в рамках ТС. При этом из-за необходимости корректировки своих обязательств перед членами Всемирной торговой организации, членом которой Украина является с 2008 года, Украина должна будет выплатить около 5 млрд долларов компенсации своим партнерам по ВТО.
Существует еще одна важная особенность ТС – создание фонда, в который будут поступать средства, пусть даже от значительно более низких таможенных сборов.
Так, ни для кого не секрет, что около 40% доходов государственного бюджета Украины составляют средства, которые перечисляет украинская таможня: НДС, акциз и импортная пошлина. Это 110 миллиардов гривен в год. При вхождении Украины в Таможенный союз таможенные границы снимаются и таможенный контроль становится общим. Это означает, что каждый год 110 миллиардов гривен не попадут в украинский бюджет напрямую, а пойдут в некий «общий фонд таможенных сборов».
У России в рамках ТС – 57% голосов, у Казахстана и Беларуси – только по 21,5%, при этом все принятые ТС решения становятся обязательными для выполнения на территории всех стран-участниц Таможенного союза. Нетрудно догадаться, кто будет диктовать правила игры при распределении этих средств…
В случае полноценного вступления Украины в Таможенный союз украинскому руководству придется передать часть своих полномочий таким наднациональным органам, как Высший евразийский экономический совет (ВЕЭС) и Евразийская экономическая комиссия.
Заметим, что решения ВЕЭС принимает путем консенсуса сторон и они являются обязательными для всех стран-участниц ТС.
Опять же, учитывая, что Россия в рамках ТС имеет 57% голосов, а Казахстан и Беларусь только по 21,5% нетрудно догадаться, кто будет диктовать правила игры.
Тем не менее сближение с ТС может открыть Украине новые политические возможности. Так, присоединение к такому мощному экономическому союзу, которым является ТС, станет четким сигналом для Румынии и Молдовы.
Определенные политические силы в этих странах не скрывают своих территориальных претензий в отношении Северной Буковины и Южной Бессарабии, входящих в состав Украины.
В соответствии с планом европейских политиков, зона свободной торговли (ЗСТ) с ЕС как составляющая Договора об ассоциации направлена на то, чтобы предоставить Украине «долю во внутреннем рынке ЕС». Чтобы привлечь Украину в ЗСТ с ЕС, Еврокомиссия постоянно подчеркивает, что отменит более 98% тарифов. По мнению европейских экспертов, это позитивно отразится на украинском экспорте, в результате чего прирост ВВП Украины может достичь 5%.
Но это – оптимистический сценарий. Так, официальные лица ЕС старательно избегают говорить о том, что значительная часть наших производителей – промышленные и наукоемкие сектора, да и ряд других, не выдержат конкуренции. В результате Украине гарантировано падение уровня производства в этих отраслях и рост общего уровня безработицы. По предварительным данным, сокращение поступлений в бюджет от отмены таможенных пошлин составит 600 млн долларов.
В качестве значимого аргумента в пользу дальнейшей интеграции Украины в ЕС является «вхождение страны в высокотехнологические рынки». На данном этапе интеграции трудно точно оценить последствия данного шага. По сути он означает введение более высоких стандартов качества для товаров, производимых в Украине, и совершенствование бизнес-технологий. Общий позитивный эффект этого шага будет виден только в долгосрочной перспективе. И ответ на вопрос, почему Украина выбирает «европейское» направление развития, лежит скорее не в экономической, а в геополитической плоскости.
При вступлении в зону свободной торговли с ЕС, как и в случае с Таможенным союзом, Украине придется передать часть полномочий наднациональному органу – Совету Европейской ассоциации свободной торговли.
В отличие от Таможенного союза, в котором Россия имеет «контрольный пакет», этот орган принимает решения простым большинством голосов. В этом случае у руководства Украины, пусть и с небольшой долей вероятности, есть возможность создавать выгодные альянсы и более эффективно влиять на принятие решений.
Очевидно, что и дальнейшее сближение с Таможенным союзом, и создание зоны свободной торговли с ЕС будут означать для Украины частичный отказ от суверенитета. Заметим, что в отличие от ЗСТ с Евросоюзом экономические выгоды сотрудничества Украины со странами ТС ясны и хорошо калькулируемы, а их реализация будет способствовать росту ВВП и оздоровлению нашего внешнеторгового сальдо.
Однако стоит принимать во внимание и политические риски Таможенного союза. Действующее украинское руководство вряд ли сможет их принять (особенно накануне президентских выборов 2015 года), несмотря на все потенциальные экономические выгоды.
В то же время экономические выгоды от создания зоны свободной торговли с ЕС представляются для Украины достаточно сомнительными. Нашей стране практически гарантировано падение уровня производства и увеличение уровня безработицы. Но это среднесрочные последствия. В долгосрочной перспективе экономика Украины просто будет поставлена перед необходимостью улучшить производственные стандарты, а значит, стать более совершенной.
Зато, в отличие от Таможенного союза и его ярко выраженного лидера – России, которая благодаря 57% голосов в отдельных случаях сможет навязывать свою волю миноритарным участникам – Беларуси и Казахстану, Совет Европейской ассоциации свободной торговли состоит из представителей нескольких относительно равновесных и конкурирующих между собой центров влияния – Германии, Франции и «альянса малых стран».
К тому же решения в организации принимаются простым большинством голосов, что уже допускает возможность несколько большего влияния на принятие решений.
Украинское руководство привлекает и то, что полноценная реализация всех положений Договора об ассоциации Украины с ЕС будет требовать достаточно длительного периода, на протяжении которого директивы центральных органов ЕС будут иметь для Украины скорее рекомендательный, нежели обязательный характер.
Еще одним немаловажным привлекательным фактором является то, что реализация всех положений ЗСТ с ЕС значительно разнесена во времени. Этот период может растянуться на несколько избирательных циклов. За это время политико-управленческий корпус Украины значительно обновится.
Но удастся ли при этом национальной промышленной буржуазии сохранить реальную власть в стране и помогут ли ей в этом вечные колебания между Западом и Востоком? Вот вопрос, который пока остается без ответа…
Комментарии
4О каком "контрольном пакете" говорит этот автор, и о каких долгосрочных перспективах в ЕС трындит этот умник если подписав "Соглашение об ассоциации..." Украина за кратчайшее время потеряет все, что осталось от разрушенной и разворованной экономики страны и станет просто рынком сбыта и дешевой рабочей силы Европы о чем сотни лет мечтали "добрые европейские дяди" и захватчики...! И это уже давно подтверждено Историей и сомнению не подлежит! Вот, о чем надо звонить в колокола и на каждом шагу рассказывать об этом нашим умным и глупым украинцам, а не обещать манну небесную и халяву в Европейском Союзе !
А Кто пустит Украину в ЕС? Только ассоциация возле порога ЕС. Немцы не будут кормить 45 млн ленивых соседей.
Украина только в ЕС !!!!
Интересно бы узнать Александр Шаян из за своей необознаности пишет всякие глупости или он специально читателей вводит в заблуждение а проще врет.
Так вот это в ТС решение принимается с одобрения всех членов ТС и любое государство может заблокировать не выгодное для себя решение. Автор утверждает почему то обратное "В отличие от Таможенного союза, в котором Россия имеет «контрольный пакет», что это такой за необразованный аналитик? Заказная статейка проплаченная ЕС. Когда же перестанут прохиндеи обманывать простых украинцев?