Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украинский автодор: концессия и еще раз концессия

3 октября 2013, 07:30 1

Правительство задумало грандиозную дорожную реформу, проведение которой является условием вступления в ассоциацию с Евросоюзом. Большая часть отечественных магистралей будет передана в управление местным властям, а в стране со следующего года начнет воплощаться в жизнь концессионный механизм строительства транспортных артерий. За какие средства будет осуществляться данная масштабная программа и насколько реально осуществление задуманного, попробовала узнать Наталья Яковлева в статье «Европейские дороги в Украине — сказки или быль» на информационно-аналитическом портале Inpress.ua.

С целью обеспечить бесперебойное финансирование строительства и ремонта правительство планирует создать Государственный дорожный фонд, отмечает автор.

«Ожидается, что он обеспечит полноту поступлений и их целевое распределение между местными госадминистрациями и „Укравтодором“. Преимущество такого фонда по сравнению со специальным фондом госбюджета, из которого сегодня финансируется дорожное хозяйство, в том, что наполняться он будет теми же источниками, но изъять эти средства на какие-либо бюджетные расходы будет нельзя — деньги пойдут исключительно на дорожные работы» — пишется в статье.

К тому же источниками финансирования дорожной реформы Украины станут европейские кредиты, а также поступления от дорожного и утилизационного сборов, которые, по мнению президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Леонида Костюченко, в размере порядка 42 млрд грн в год могут обеспечить дороги не хуже европейских.

Параллельно власти устрожают нормы ответственности подрядчиков за качество дорожного полотна. При этом длительность гарантии будет установлена нормативами, подчеркивает Яковлева.

«Для земляного покрытия срок службы составит до 10 лет, асфальтово-бетонное покрытие в зависимости от технологии должно прослужить от 3 до 8 лет. Кроме того, гарантия на мосты и путепроводы составит не менее 10 лет. В случае разрушения дорожного полотна до истечения гарантийного срока компаниям придется восстанавливать покрытие за свой счет».

А со следующего года можно ожидать настоящую революцию в транспортной отрасли — в Украине грядут платные дороги, построенные на концессионных началах.

«В целом „Укравтодор“ определил шесть пилотных проектов концессии в дорожной отрасли: дороги Краковец — Львов — Броды — Ровно, Щербаковка — Харьков — Новомосковск, Ульяновка —Николаев — Херсон -Красноперекопск — Симферополь, Одесса — Рени, Запорожье — Мелитополь —Джанкой — Симферополь, первая очередь кольцевой вокруг Киева.

Ожидается, что проезд для автомобилей будет стоить от 0,3 до 1 грн за 1 км в зависимости от вида транспортного средства и условий реализации каждого проекта. При этом будет обеспечен альтернативный проезд по направлениям новых дорог» — пишет автор, приводя затем слова экспертов, делающих упор на важности концессионного механизма строительства дорог в украинских реалиях.

Напомним, что, по мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, ремонт отечественных дорог очень важен, а вариант с концессией является оптимальным для контроля состояния нашего автодора.

«Ремонтировать надо очень много. Но все-таки мне кажется, в этой программе самое правильное и умное то, что планируется привлекать других инвесторов. Я думаю, что если мы говорим вообще о перспективах украинских дорог, то надо двигаться в рамках концессий. Можно зарубежных, можно наших», — заявил наш собеседник.

«Следующий момент — берем пример мировой экономики. Мы видим, что это очень хорошо работает, но только где есть действительно правильная, четкая концессия. На сегодняшний момент в мире найдется достаточно много крупных инвесторов, которые согласятся построить новые дороги и реконструировать старые и т. д., но на условиях концессии. Их не интересуют какие-то там программы, типа совместные, по эксплуатации — это малоэффективно и малопонятно, чем оно закончится. А вот концессия — это правильно.

К сожалению, и в советские времена дороги были ужасные, и сейчас они оставляют желать лучшего. Все попытки за счет государства решать этот вопрос не дают результатов. Поэтому вариант с концессией — оптимальный», — подчеркнул Охрименко.

Отметим, что Мининфраструктуры обещает закончить текущий ремонт дорог к зиме. Об этом сообщил на брифинге министр инфраструктуры Владимир Козак.

«Еще до зимы обязательно отремонтируем», — сказал Козак, отвечая на вопрос журналистов, когда будет завершен ремонт дорог.

По его словам, на эти цели выделено 1,5 млрд грн.

Как ранее сообщал Inpress.ua, по оценкам водителей, состояние дорожного покрытия, культура поведения водителей и пешеходов больше всего влияют на безопасность на украинских автодорогах.

Об этом 25 сентября сообщил генеральный директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто, ссылаясь на данные опроса водителей относительно их отношения к уровню безопасности и причинам аварийности на автомобильных дорогах Украины, который провел КМИС.

«По оценкам водителей, больше всего на безопасность движения влияют состояние дорожного покрытия, культура поведения водителей и пешеходов, работа дорожных служб, разметка дороги и регулирование дорожного движения», — сказал Паниотто.

По мнению респондентов, добавил он, деятельность ГАИ, штрафы и состояние внешней среды (реклама, вывески и тому подобное) меньше всего влияют на безопасность движения.

Кстати, в силу сложностей с бюджетным финансированием, основные проводимые ремонтные работы на дорогах ограничены ямочным и текущим мелким ремонтом, тогда как требуется капитальная замена верхнего слоя покрытия. Чтобы привлечь больше средств для поддержания дорожного хозяйства в порядке, в Укравтодоре, воспользовавшись гарантиями со стороны государства, решили выйти на рынок займа.

А пока водители и их «железные кони» становятся жертвами дорог, по которым они ездят. Напомним, 20 сентября на Подольском спуске в Киеве участок дороги ушел под землю. В образовавшуюся яму глубиной 3 метра едва не угодил Renault, водителю потребовалась медицинская помощь, и он доставлен в одну из киевских больниц. За рулем автомобиля находилась девушка.

К слову, президент Украины Виктор Янукович сказал во время общения с представителями СМИ в Луцке, что строительство новых дорог будет приоритетом государственной политики в 2014 году. Он также добавил, что инвестирование в строительство дорог будет одной из главных задач власти. Президент заявил, что со следующего года начнется реконструкция городских дорог.

Подробнее о состоянии отечественного автодора читайте в статье Натальи Яковлевой «Восток — Запад, или Транзитный потенциал Украины».

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях