Сегодня состояние транспортной инфраструктуры Украины оставляет желать лучшего. Время показало, что ни выигрышное место на карте, ни развитая дорожная сеть, ни наличие незамерзающих портов пока не помогли нашей стране в должной мере реализовать свой пропускной потенциал, по которому она занимает одно из первых мест в Европе.
Основная характеристика этих возможностей — коэффициент транзитности — для Украины составляет 3,75 из 5 возможных. Длительное отсутствие эффективной политики в этой сфере переместило наше государство на последние места в рейтингах международных перевозчиков, однако в последние годы ситуация начала меняться.
В 2010 году Украина заняла 102 место (из 155 государств) в «Рейтинге логистической эффективности» (LPI) Всемирного банка.
В тоже время, уже в 2012 году наша страна значительно улучшила свои показатели — 66 позиция. Кроме того мы попали в группу из 10 стран, которые продемонстрировали наибольшее улучшение показателей за последние два года. При этом в отчете отмечалось, что на фоне глобального экономического спада прогресс в осуществлении торговой логистики в мире замедлился.
А ведь еще в 2010 эксперты ВБ прогнозировали, что в ближайшие 5-10 лет Украина вряд ли станет региональным логистическим центром. В основном из-за больших расходов на перевалку грузов и чрезмерного регламентирования деятельности транспортных госструктур. Среди главных недостатков называлась коррупция на границе, упорная борьба с которой позволит решить половину всех проблем, возникающих у экспортеров.
Что же изменилось? По всей видимости, немаловажную роль сыграло утверждение украинским правительством в октябре 2010 «Национальной транспортной стратегии до 2020», которая была разработана при поддержке ЕС с участием профсоюзов и общественности.
Документ определяет следующие основные направления развития этого сектора украинской экономики:
Фактически по ряду положений этот документ направлен на улучшение как раз тех критериев, которые заложены в рейтинге ВБ. К слову сказать, по данным следующего исследования этой организации в 2014году мы сможем оценить эффект от вступления в июле 2012 в силу Таможенного кодекса.
Позитивные изменения отметили также и в Брюсселе. В июле 2012 представитель Посольства ЕС в Украине Ханс Райен выразил высокую оценку эффективности работы Киева во внедрении Национальной транспортной стратегии.
Годом позже уже коллега Райена Эндрю Расбаш заявил, что после выполнения Украиной обязательств по реформированию транспортной отрасли, прописанных в Соглашении об ассоциации, страна в качестве гранта получит 65 млн евро на дальнейшее развитие этого сектора.
Также, по его словам, Европейский инвестиционный банк намерен выделить нашему государству 41 млн евро на управление авиационным транспортом и 200 млн евро на расширение сети трансевропейских дорог.
В тоже время, несмотря на улучшение условий логистики объем товаров, проходящих через территорию Украины, снижается — в 2012 году он составил лишь 124,9 млн тонн, что на 30% меньше показателей 2009 г.
К примеру, за рассматриваемый период транзит трубопроводным транспортом (62% от общего объема) упал на 39% — до 77 млн тонн, железнодорожных грузоперевозок (33%) — на 8,7%, до 41 млн тонн.
Такая ситуация обусловлена, в первую очередь, запуском газопровода «Северный поток», а также политикой России по защите собственных логистических возможностей и снижением использования украинских портов для перевалки грузов стран Таможенного союза, в том числе зерна.
А вот грузоперевозки автомобильным транспортом показали рост объемов транзита до 4,8 млн тонн в 2012 г. (+45% по сравнению с 2009 г.). Судя по динамике последних лет, в будущем их доля (пока она достаточно невелика — 3,8%) в общем объеме будет увеличиваться. Насколько это будет проходить быстро и эффективно, зависит от решения ряда вопросов, а именно...
Сегодня Украина имеет 99 транзитных автомагистралей. Однако практически все они проходят через населенные пункты, что значительно ограничивает скорость движения. Также проблемным остается проезд по Киеву из-за невысокой пропускной способности мостов через Днепр.
Кроме того, наш дорожный сервис также оставляет желать лучшего. В настоящее время на украинских трассах функционирует 869 стоянок для автомобилей. Это около 25 тыс. машино-мест, из которых только менее половины (10,5 тыс.) предназначены для грузового транспорта. Причем они, оценкам вице-премьер-министра Александра Вилкула, могут вместить лишь треть всех проходящих фур. При этом на них отсутствуют такие элементарные удобства, как душ или кафе.
Правда, в этом направлении есть небольшие подвижки. В 2006 году Украина присоединилась к Европейскому соглашению о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в соответствии с которым обязалась обеспечить комфортные условия пребывания дальнобойщикам.
Но первый (и пока единственный) в стране TIR-паркинг для большегрузного автотранспорта внутреннего и международного назначения, отвечающий западным нормам сервиса и безопасности, появился на кольцевой дороге Борисполь — Бровары только в июле текущего года. На территории комплекса, рассчитанной всего на 50 фур, установлена современная система охраны: контроль и автоматическая регистрация, видеонаблюдение и освещение машино-мест. Также в наличии есть трансформаторная подстанция для питания рефрижераторов, комнаты отдыха и стирки, душ, интернет, кафе и церковь.
Работа в этом направлении продолжается. По словам Александра Вилкула, в Киеве и области уже определены 15 участков для создания подобных стоянок. Всего же Украине нужно около 200 современных TIR-паркингов вблизи всех областных центров. Строительство будет проходить на условиях государственно-частного партнерства: «Укравтодор» берет на себя подъездную дорогу и площадку, а частные компании — инфраструктуру.
Автомагистрали, наряду с железной дорогой и трубопроводами, — это главные артерии страны, на которых жизнь не затихает ни днем, ни ночью. От того, насколько быстро и легко по ним передвигаются транспортные потоки, зависит развитие экономики государства.
При условии успешной евроинтеграции Украины и одновременного сближения со странами Таможенного союза существуют все шансы, что нашей стране удастся-таки создать эффективную логистическую структуру и наконец разморозить свой транзитный потенциал, избежав выпадения из системы международных перевозок.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.