Руководство страны уже неоднократно заявляло о том, что дорожно-строительной отрасли и «Укравтодору» предстоит пережить масштабные пертурбации, а украинские дороги ждет капитальная модернизация и ремонт. Как будут реализовываться столь масштабные планы?
Недавно Кабинет Министров обнародовал утвержденную еще в июле «Государственную программу развития автомобильных дорог общего пользования на 2013-2018». Согласно документу, целью программы является обеспечение эффективного функционирования и развития сети автомобильных дорог общего пользования, строительство и реконструкция 1,5 тыс. км автомобильных дорог, проведение ремонта более 24 тыс. км автомобильных дорог. Общая стоимость программы оценивается в 214 млрд грн. В финансировании модернизации будут участвовать, помимо государства, международные финансовые организации, будут привлекаться кредиты и инвестиции.
«Объемы финансирования программы определяются ежегодно при составлении проекта Государственного бюджета Украины на соответствующий год с учетом его возможностей», — говорится в постановлении.
Также документом предполагается продолжение работ по реформированию дорожной отрасли.
В частности, функции стратегического планирования в дорожной отрасли будут переданы от «Укравтодора» Министерству инфраструктуры, контроль за качеством дорожно-строительных работ и габаритно-весовой контроль — Государственной инспекции по безопасности на наземном транспорте.
В ведении «Укравтодора» планируется оставить всего 52 тыс. км автодорог государственного значения. Остальные же 117 тыс. км с 1 января 2014 должны перейти на баланс областных и районных госадминистраций, которые и будут заниматься их ремонтом, проектированием и строительством.
Первое, с чем придется столкнуться местным чиновникам, — это качество полученных на баланс дорог, львиная доля которых преодолела рубеж в 2-3 плановых срока эксплуатации. Глава «Укравтодора» Евгений Прусенко признает, что 100 тыс. км дорог местного значения, которые он собирается передать, нуждаются в капитальном ремонте.
За время независимости транспортные артерии в стране еще не приходили в столь малопригодное для эксплуатации состояние: большинство отработало свой ресурс и не ремонтировались по 40-45 лет и больше. А за последние пять лет было в общей сложности отремонтировано только 5 тыс. км дорожного полотна.
В февральском отчете Мирового экономического форума о глобальной конкурентоспособности эксперты оценили качество украинских дорог в 2,3 балла из 7. К слову, Россия набрала то же количество баллов — 2,3. А Франция, на стоимость трасс которой равняются украинские дорожники, получила 6,5 баллов и заняла первое место в мировом рейтинге по качеству дорог.
Дабы обеспечить бесперебойное финансирование строительства и ремонта, правительство планирует создать Государственный дорожный фонд. Ожидается, что он обеспечит полноту поступлений и их целевое распределение между местными госадминистрациями и «Укравтодором». Преимущество такого фонда по сравнению со специальным фондом госбюджета, из которого сегодня финансируется дорожное хозяйство, в том, что наполняться он будет теми же источниками, но изъять эти средства на какие-либо бюджетные расходы будет нельзя — деньги пойдут исключительно на дорожные работы.
«Ранее дорожный сбор с грузовика, занимающегося международными перевозками, составлял 2,4 тыс. грн, сегодня через акциз мы платим практически 52 тыс. грн. с машины, — рассказывает президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Леонид Костюченко. — По нашим любительским расчетам, через акциз все фуры дают государству порядка 42 млрд грн в год. Если бы эти деньги полностью аккумулировать в целевом фонде, то наши дороги действительно были бы не хуже европейских».
Кроме того, ЕС обязуется выделить Украине 65 млн евро в качестве гранта при условии, что официальный Киев выполнит обязательства по реформированию транспортной отрасли, прописанные в Соглашении об ассоциации, которое, возможно, будет подписано в этом году в Вильнюсе. Озвученная сумма должна поддержать реформы по модернизации дорожного транспорта, авиационного, автомобильного, морских портов и внутренних водных путей.
А еще Европейский инвестиционный банк выделит Украине 200 млн евро на расширение сети трансевропейских дорог.
В рамках реформирования дорожной сферы власть также намерена законодательно закрепить ответственность подрядчиков за качество работ. При этом длительность гарантии будет установлена нормативами. Для земляного покрытия срок службы составит до 10 лет, асфальтово-бетонное покрытие в зависимости от технологии должно прослужить от 3 до 8 лет. Кроме того, гарантия на мосты и путепроводы составит не менее 10 лет. В случае разрушения дорожного полотна до истечения гарантийного срока компаниям придется восстанавливать покрытие за свой счет.
В данном контексте для Украины также был бы интересен опыт Европейского банка реконструкции и развития, который финансирует модернизацию трассы Киев-Чоп уже более 10 лет.
«Выигравший открытый международный тендер подрядчик получает авансовые платежи, но осуществляет поставку товаров и строительство дорожного полотна, сопутствующей инфраструктуры за свои средства, — рассказывает Inpress.ua старший советник представительства ЕБРР в Украине Антон Усов. — Ему не выгодно строить плохо по одной простой причине: мы не примем работу и не рассчитаемся с ним».
Обновленная и реформированная отрасль, считают в правительстве, позволит привлечь инвесторов для строительства дорог. Полным ходом изучается возможность передачи автомобильных путей в концессию, в рамках которой инвестор берет на себя строительство, ремонт и эксплуатацию, а государство предоставляет госгарантии, разрабатывает модель возврата инвестиций и устанавливает размер максимальной платы за проезд по новым участкам.
26 сентября министр инфраструктуры Украины Владимир Козак заявил, что первый конкурс на концессионное строительство дорог будет объявлен уже в марте 2014 года, и будет касаться строительства дороги Львов-Краковец.
В целом «Укравтодор» определил шесть пилотных проектов концессии в дорожной отрасли: дороги Краковец-Львов-Броды-Ровно, Щербаковка-Харьков-Новомосковск, Ульяновка-Николаев-Херсон-Красноперекопск-Симферополь, Одесса-Рени, Запорожье-Мелитополь-Джанкой-Симферополь, первая очередь кольцевой вокруг Киева.
Ожидается, что проезд для автомобилей будет стоить от 0,3 до 1 грн за 1 км в зависимости от вида транспортного средства и условий реализации каждого проекта. При этом будет обеспечен альтернативный проезд по направлениям новых дорог.
«На сегодняшний момент в мире найдется достаточно много крупных инвесторов, которые согласятся построить новые дороги и реконструировать старые и т. д., но на условиях концессии. Их не интересует какие-то там программы, типа совместные, по эксплуатации, — это малоэффективно и малопонятно, чем оно закончится. А вот концессия — это правильно», — отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
«Механизм концессий вполне может работать в украинских условиях, — соглашается координатор реформирования транспортной отрасли при Президенте Украины Александр Кава. — Но я думаю, что его внедрять будет очень и очень непросто, поскольку Украина — страна с относительно низкой плотностью населения по сравнению со странами Восточной Европы, а это обуславливает значительно больший объем инвестиций в концессионный объект и меньший объем потока автомобилей».
Украинские власти собираются перевести дорожно-строительную отрасль на современные европейские стандарты, первым делом увеличив финансирование, а вторым — масштабно реформировав эту сферу. Реализация таких масштабных планов может принести существенную выгоду стране.
Ведь автодороги — это исключительно важная составляющая экономики государства. Насколько удобны, комфортны и безопасны они будут, — от этого во многом зависит как успешное раскрытие транзитного потенциала Украины, так и активизация грузовых перевозок внутри страны.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.