Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

«Майданирование» нации, или «Голодные игры» с народом

24 февраля 2014, 14:10 3

Странно слышать, как пожилой человек, не пользующийся интернетом, слово в слово повторяет шаблонные фразы о рабах, банде, революции и совке. Странно, но неудивительно: интернет практически сравнялся с телевидением по еженедельному времени использования. По данным исследования TNS Ukraine, больше, чем интернету (63,8%) граждане доверяют только родственникам и знакомым (75,8%). А они, соответственно, черпают новости из социальных сетей. Круглосуточно находясь в обществе себе подобных в онлайне и в «реале», люди отказываются от критического мышления и анализа.

Поддаваясь массовому психозу, следуя установкам своих групп, без оглядки на завтрашний день, они полностью приняли упрощенную картину мира, основанную на эмоциях и откровенной манипуляции. И даже отдавая себя полностью делу революции, перечеркнули любую «перезагрузку страны».

Плыть по течению

Никто уже не вспомнит, с чего начиналась очередная украинская революция. Первоначальные цели и мотивы не имеют сегодня никакого значения, как завтра потеряют смысл цели сегодняшние. Сообщества в социальных сетях колышутся вслед за ураганными порывами новостей. И этот маятник затягивает все больше и больше людей, крутящих ленты социальных сетей.

Законы массовой психологии работают здесь так же, только быстрее. Стремясь уменьшить количество раздражителей и находиться среди тех, кто тебя хвалит, ты чистишь «френдленту». Коллективы единомышленников входят в сообщества, питаются только той информацией, которую сами считают правдивой, а любую инаковость агрессивно отметают. «Работа в группе» позволяет не только общаться, но и координировать разного рода акции. А нетерпимость к «иным» тут же перековывается в ненависть и прямую агрессию: "мы тебя найдем".

С каждым днем этот интересный процесс заходит все дальше, сводя на нет любые надежды на рождение политической нации, объединенной одинаковым видением будущего. А раз нет такого видения – нет и единого государства. Чем больше и активнее люди обмениваются информацией – тем необратимее падение. Ведь самое плохое заключается в том, что ненависть и уничтожение гораздо проще, чем осмысление глобальных процессов и какой-либо конкретики, связанной с «перезагрузкой страны».

Дом для агитатора

Перезагрузка хороша как часть упрощенной картины мира. Захватить чьи-то резиденции, поджечь министерство, произнести речь со сцены и спеть гимн, ощущая необычайную энергию массы людей. Зримое и конкретное действие. Но не содержащее в себе создание системы социально-экономических отношений, построенной на гармонии частных и общественных интересов.

Государство как аппарат насилия и гарант соблюдения общих для всех законов, может быть построено только с общего согласия в виде добровольной уплаты налогов. Мы скидываемся на армию, которая защищает от внешних врагов. Платим полиции, которая сажает в тюрьму вора. Отстегиваем на учителей и врачей, к которым отправляем детей и ходим сами. Это прописная истина.

Однако обществу предлагается другой формат государственности, в самом простом виде выраженный как снос памятников Ленину и погромы – с радостного одобрения интернет-сообществ. И с конца 2013 года такая возбужденная однонаправленность заметно преобладает над классическим пониманием государства. Причина этого проста: журналисты массово являются членами сообществ, принимая установки группы и транслируя их вовне.

Отказ от главного принципа профессии «всегда два мнения» привел к тому, что журналисты превратились в агитаторов-пропагандистов, каждодневно подбрасывая уголь мнений в топку гражданской войны. «Два мнения», возможность получить другой взгляд на событие, увидеть его глубинные причины и механизмы развития, картину в целом – мощное лекарство от ненависти.

Если же в дело идет пропаганда, то нет разницы между черными преступлениями «банды» и светлыми идеалами "майдана", между делом Ленина - Сталина и «справой» Бандеры - Шухевича, между ценностями демократии и ужасами тоталитаризма. По прошествии трех месяцев уличных боев никто так и не может внятно объяснить, а что же было в Соглашении об ассоциации с ЕС, с которого все началось.

«Не читайте до завтрака советских газет» не менее актуально для ленты Facebook, а хоровое пение Швондера и его товарищей на заседании домкома удивительно напоминает беспрестанное исполнение украинского гимна, по случаю и без. Пропаганда заканчивается всегда одинаково: ненавистью и трупами. А там, где появляется труп – появляется счет. И снова простой мотив мести полностью занимает умы и сердца, не оставляя места для простого вопроса: а что же будет завтра?

Завтра вы увидите

Еще в позапрошлом веке Карл Густав Юнг, основоположник аналитической психологии, пояснял, что психика стремится перевести свои крайние состояния в противоположность. Если в душе страх и неуверенность, мы требуем «порядка в стране». Если разрушено внутреннее чувство идентичности – мы вливаемся в группу. Где нет личной веры, люди участвуют в массовых шествиях и политических демонстрациях.

Человек и общество связаны неотрывно. Но сопротивление тоталитаризму возможно лишь со стороны зрелой, развитой личности, способной управлять своими бессознательными силами. Иначе человек становится механическим устройством, превращается в слепое орудие, у него нет персональной ответственности. «Майдан» или «Правый сектор» – не фамилия. В движениях этой сокрушающей силы нет индивидов, нет конкретно отвечающих ни за разрушение, ни за починку.

Именно поэтому, заплатив кровью за то, чтобы передвинуть выборы на другую дату, революционеры все равно получат выбор из той же самой элиты. Только импортоориентированной, в отличие от бежавшей в панике «семьи». И на выборах президента с огромной вероятностью победит обладатель особняка не худшего по внутреннему убранству, чем у Юрия Иванющенко.

Ни Европа, ни США не будут вести дела с закопченными парнями из Львова или Тернополя, которых сегодня пресса величает «нашими героями». К политическому лидеру есть определенные требования. И он должен быть легитимным, голосовать за президента должна вся страна, а не «майдан» как некий социокультурный феномен. Иначе влияние такого президента будет равно нулю. А чтобы отличаться от предыдущего, он должен еще и иметь план для всех.

Все по плану

У скованного по рукам и ногам цепями пропаганды советского человека была понятная картина будущего. Мы строим развитой социализм, а далее движемся к коммунизму. Содержание обоих слов было известно каждому с детсадовского горшка. Равно как и то, что нужно делать для превращения в полноценного члена общества. И когда ломали СССР, у членов нового общества тоже была более-менее понятная картина. Им обещали колбасу и свободный рынок, где каждый может заработать очень большие деньги.

Сегодня пользователи интернета, погруженные в комфортную для себя психологическую среду, вообще не ставят на повестку дня вопросы «как жить по справедливости?» и «государство какого типа следует строить?». Пока можно совместно ликовать либо скорбеть (в зависимости от обстоятельств), они вряд ли и появятся. Деструктивное влияние пропаганды, социальных сетей и пропаганды в социальных сетях привело к категорическому разделению на «свой - чужой» в отношении целых регионов. "Чужим" отказывается в праве иметь такие же права, как у "своих".

Тем временем в Украине останавливается торговля. Банки сворачивают финансовую деятельность, предпочитая придержать деньги до лучших времен. На границах останавливаются грузы. Нарушается внутренняя транспортная логистика. С нами как с государством, как с системой, не способной на прогнозированные действия, вообще все предпочитают заморозить все дела. Из состояния болота, в котором еле-еле происходит какое-то шевеление, мы переходим в состояние руины.

Одной лишь «свободы» и «человеческого достоинства» маловато и для вступления в ЕС. Там интересуются тем, что мы умеем, чем владеем, какую пользу можем принести. Всех интересует выгода от отношений с нами. Но чем дальше, тем больше шансов на то, что, поглощенная простыми мыслями, Украина сможет предложить соседям лишь потоки беженцев и дешевых проституток, которые вдобавок красиво поют.

Дорога в никуда

Освобождение от «совкового мышления» стало практически мемом. Причина того, почему мы «двадцать с лишним лет топчемся на месте», кроется у нас в головах, говорили люди уже освободившиеся. Типичные качества «совка» - косные идеологические установки, духовная несвобода, социально-иждивенческие настроения и неумение принять ответственность на себя. Здесь и антидемократизм, и стремление «быть под кем-то», ожидание «сильной руки», верноподданичество и нетерпимость к чужой индивидуальности.

Очевидно, что человек свободный должен быть полной противоположностью. Видео и фото событий в центре Киева полностью вытеснили котиков и отчеты о путешествиях, демонстрируя всему миру невиданный рост гражданского самосознания украинцев. Однако, как и во времена котиков, 60% пользователей выходят в сеть, чтобы «почитать» социальные сети.

Средоточие всех знаний мира используется для бесцельного прокручивания лент Facebook и ВКонтакте, это стало настоящей болезнью среди подростков. Интеллектуальная лень вкупе с навязыванием идеологических установок приводит к разрушению и личности, и общества. При этом «совковые» нетерпимость к чужой индивидуальности, антидемократизм и социально-иждивенческие установки скорее гипертрофированы, нежели уменьшились в размерах.

Мы разучились думать. Поэтому следующий акт нашей пьесы предвидеть несложно.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях