Вы заметили, что зима в этой стране – катаклизм? В конце января – ах, какая нежданность! Снег – фантастика! Минус 20 – непредсказуемость! Ожидаемо одно: Украина опять не готова. На прошлой неделе обесточено более 380 населенных пунктов, железнодорожники трудятся сутками, очищая от снега пути, стрелочные переводы и контактные сети, о столице – отдельная песня.
Всемирный заговор, рука Москвы, происки спецслужб или даже злобных инопланетян. Все против нас. Плохому танцору традиционно мешают два фактора, для страны – выбор шире.
Экономика такая, потому что масоны не дают! Рождаемость – потому что дают. Долго не живем – потому что враги подбрасывают вирусы! Не умнеем, потому что выкачивают мозги, облучают телефонами, одурманивают телерекламой, подкармливают антибиотиками и угнетают инстинкты коварной синтетикой нижнего белья. Цены такие, потому что Уран в четвёртом доме, а в остальных квартирах ему не открыли.
Информационный фастфуд в ассортименте. Объяснить и списать на влияние извне можно буквально все. Осталось всего несколько необъяснимых вещей: почему в Одессе даже по-русски так легко выговаривается «шо» и так тяжело «р», почему у бразильцев так хорошо получается футбол, который придумали для англичан, и почему у нас зима всегда наступает «вдруг».
Планета вращается с той же разрешенной скоростью миллионы лет, солнце все так же светит ближним светом издалека. Календарю глубоко наплевать на языковый вопрос, цену на газ, политическую ситуацию и мнение ГАИ. Но зима всегда вдруг. Ожидаемые сопли, санки для детей и неожиданный капец для всего коммунального. Вдруг лопаются трубы, замерзает канализация, вдруг падает снег. Эта белая сволочь, нежелающая таять сразу, хуже, чем сахар. А он еще та белая смерть.
В Египте или Калифорнии, или в горячо темпераментной Испании наша зима, конечно, сюрприз. Легкий паралич, который раз в сто лет, поэтому можно поиграть в снежки, пока не растаяло само. Ниагарская сосулька тоже удивляет не чаще, чем челябинский «пришелец». Есть что сфотографировать, и будет о чем вспоминать.
Но у нас каждый год коварный генерал Мороз умудряется перехитрить ефрейтора Комунхоза. Регулярно, но каждый раз в обход. По приглашению Кульбиды, но некстати. Неторопливыми снежными циклонами, пробираясь через Альпы и Карпаты, или с северным приветом отметившись в Питере и Москве. Но всегда неожиданно. Всегда раньше времени.
Раньше, чем появятся снегоуборочные машины, раньше, чем появится мысль их заправить или вывести на улицы, раньше, чем соберется очередной штаб по борьбе со стихией, который решит, какие героические усилия нужно предпринять, чтобы ликвидировать последствия. Вот здесь, наверное, и кроется основная особенность наших коммунальных служб – они ликвидаторы последствий.
Можно поверить утверждениям – «все изношено, у нас не хватает средств для того, чтобы менять заблаговременно!» Но, с другой стороны, наверное, при минус 20 дешевле рыть промерзлый грунт, чтобы заварить лопнувшую трубу? Наверное, дешевле долбить военной спецтехникой укатанный до льда снег через пару суток после того, как он начал падать «красивый и еще пушистый»? А может понятие «амортизация основных средств» еще не придумали в бухучете, и поэтому деньги на плановую их замену не включены в каждый счет на оплату коммунальных услуг?
Или все эти многолетние наблюдения, среднегодовые нормативы температур и средневзвешенные миллиметры осадков не дают возможности запланировать, сколько техники нужно, чтобы убрать эти миллиметры? Дешевле покупать эту технику задорого уже, когда «гром грянет»?
Даже вовремя отданная команда «включить отопление!» превращается в аврал – оказывается, не все стояки заполнены водой, не все задвижки и краники в подвалах многоэтажек открыты. Оказывается, открывать эти задвижки некому, потому что сантехники уволились, как только им сократили зарплату последний раз.
Оказывается, в системах есть «воздух», и он пострашнее для отопления, чем грозная команда «Воздух!» времен войны. Всё это «оказывается» вдруг! Чтобы породить аврал, бардак и героические усилия. Может, потому что в бардаке и аврале легче украсть? Когда уже замело, потекло, остановилось, застыло, замерзло, и государство легче оплачивает героические человеко-часы и машино-выезды, и жители готовы приплатить, потому что «Ой!». Можно даже мобилизовать этих самых жителей самим выйти с лопатами и самим выполнить работу, за которую они же уже и заплатили.
При этом зимняя одежка как-то вовремя достается из шкафов, машины вовремя переобуваются в зимние колеса и даже солярка незаметно становится зимней. Даже самолеты продолжают летать из наших же аэропортов – и полосы чистятся, и незамерзайкой лайнеры поливаются. «На взлетных полосах нет припаркованных автомобилей, которые мешают чистить!» – не преминут возразить коммунальщики!
Но и чистить нужно ночью, а не днем, когда на центральных улицах полно машин. Именно поэтому в уважающих себя городах ночь – это самое рабочее время коммунальных служб. И для чистки дорог, и для ремонтов. Даже при двойном тарифе на ночные работы это все равно эффективнее и выгоднее. И коммунальщики никому не мешают и коммунальщикам – никто. И проверка всех краников, систем и стояков гораздо спокойней летом или осенью, когда не путаются под ногами истерически замерзающие жильцы.
То есть самый первый пункт решения проблемы – это все-таки планирование. Цивилизованное и заблаговременное. Включающее не только плановые отключения всего, что можно отключить, но и плановые включения того, что обязаны включить.
Деньги. Вот то, о чем чаще всего говорят, когда хотят похоронить все вопросы, связанные с коммунальными услугами. «Денег нет!» – эта фраза звучит в формате «нам нужны миллионы-миллиарды, чтобы заменить, восстановить, наладить», но без точной расшифровки, куда девается то, что сейчас поступает на коммунальные счета. Почти в каждом крупном городе появилась возможность увидеть коммунальные долги в интернете, но ни в одном городе пока нет возможности там же увидеть расшифровку – за что конкретно мы платим.
Без этого не понять, почему, например, при установке теплового счетчика счет за тепло волшебно уменьшается вдвое, а при установке индивидуального отопления затраты вообще съеживаются до смешных цифр. Да при такой стоимости гигакаллорий «поставщик услуги» должен бегать за нами, уговаривая обогреть!
Почему нам хватает денег заменить все трубы и все провода в квартире частным образом и не хватает на то же самое в подъезде с помощью специалистов государственных? Наверное, все дело в слове «государственный». Кстати, если это слово хотя бы краешком, хотя бы на стадии выбора подрядчика просачивается в такое, на первый взгляд, благородное, но государственно рекламируемое дело, как ОСМД, там тоже автоматически исчезает логика ценообразования.
С чисткой дорог все еще проще. Дорожный сбор, перекочевавший в цену топлива, явно не улучшил ни качество, ни тем более чистоту наших дорог. Тот же фокус со словом «государственный» – как только денежка проходит через государственные закрома – она существенно худеет. Но раз уж автостраховка усилиями государства стала обязательной для всех автовладельцев, то, может, заставить страховщиков оплачивать каждый случай наличия нечищеной дороги?
И не только «разбитости и помятости в результате», а самого факта эксплуатации транспортного средства в условиях, опасных для «механизма и организма». А сам факт… пусть подтверждают наши доблестные гаишники. Раз уж пекутся о нашей безопасности, составляя протоколы по поводу не зимней резины, то пусть выписывают протоколы по поводу и того, с чем эта резина соприкасается. С оплатой штрафа страховой компанией на счет автовладельца. И фотофиксация с «письмами счастья» тоже как нельзя кстати – может подтвердить и резко снизившуюся скорость движения, и состояние дороги.
Можно посчитать это бредом, но почему финансовая система должна всегда работать только в одну сторону – против потребителя? Почему штрафовать должны только нас? Если потребитель не заплатил вовремя – и пеня, и штраф, и отключение, и даже выселение, а в обратную сторону – никак. Мы все время стыдливо забываем, что мы нанимаем госслужбы и госслужащих, чтобы они работали для нас. Если задолжали тебе – вовремя не пустили тепло, воду, электричество, вовремя не почистили дорогу – никто никому не должен? Несправедливо ни с точки зрения логики, ни с точки зрения экономики.
И это не голая фантазия. Согласно договорам североамериканских телефонных компаний, например, за время, когда услуга не предоставляется, потребитель получает компенсацию в двойном размере тарифа.
Есть еще одна немаловажная деталь – отношение к профессии. Как-то незаметно электриков, сантехников, дворников стало меньше, чем маркетологов, экономистов, пиар-менеджеров. При всем при том, что ежедневно они нам нужнее. Можно смеяться над тем, что уборщицу называют клининг-менеджером, но уже давно пора признать, что никудышный дворник вполне в состоянии испортить жизнь всему двору, электрик – эту жизнь выключить, а сантехник – наполнить ароматами. И каждый, кто это проверил на своем опыте, уже в принципе готов оплачивать их работу. Но с минимальным посредничеством коммунального хозяйства.
Возможно, что рекламируемая реформа ЖКХ все это учтет и обеспечит. И мы будем встречать зиму по-детски: радоваться снегу, морозному воздуху и необходимости купить жене шубу. А может быть, из коммунального хозяйства полностью уйдет государство? И мы забудем о нем… как о нашем сельском хозяйстве. Что-то давненько не было слышно о готовности к посевной, проблемах с ГСМ и битвах за урожай. Сам урожай от этого, похоже, выиграл?
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.