Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Пока в ГАИ будет такая зарплата и уровень контроля — все будут брать взятки

18 декабря 2013, 14:00 15

«Водитель «кустарным» методом обучился, а знаний и навыков не получил»

Вопрос: За последние 20 лет количество машин в Украине увеличилось в тысячу раз, и в Киеве, по сведенным данным Евростата и Госстата, на одну тысячу населения приходится в среднем 280 автомобилей. Кроме того, только в 2013 году произошло более 22 тыс. ДТП, в которых травмировано около 28 тыс. и погибло 3,2 тыс. человек. Как Вы прокомментируете такие цифры?

Икранов: Данные о ДТП, конечно, печальные цифры. Говорят, «Правила дорожного движения пишутся кровью», — тех, кто их не соблюдает. К сожалению, не все выполняют требования, которые четко прописаны в Правилах дородного движения (ПДД). Не все соблюдают скоростной режим. Я уже не говорю о том, что в нашей стране везде желательно ездить со скоростью не более 60 км/ч.

Да, за последние годы существенно возросло общее количество транспорта, особенно в больших городах. Сейчас в Киеве зарегистрировано более миллиона автомобилей. Плюс гостевой и транзитный транспорт. А дорог больше не становится. Не хватает мостов, развязок, объездных путей.

Во всех городах за границей, в том числе в России, несколько окружных дорог. У нас и одной толковой нет. И все едут через Киев. Да и по другим городам такая же ситуация.

Все заинтересованы в том, чтобы в стране в целом и в городах в частности был порядок на дорогах. Но пока, к сожалению, все почему-то наоборот.

Антонов: Первая причина аварий — это наши дороги: их состояние не соответствует необходимым требованиям. Вторая — безответственность дорожников. Очень часто во время проведения ремонтных работ ими убираются дорожные знаки и не устанавливаются обратно на положенное место. Согласен, аварийность зависит и от водителей. Но не только от сознательного несоблюдения ими ПДД, но от их банальной легкомысленности и невнимательности. Очень часто водители тупо не видят ни знаков, ни дорожной разметки.

А если взять еще глубже, то виновны здесь также и обучающие организации, и те органы, которые потом выдают водительские права. Они не так серьезно подходят к вопросу аварийности, как следовало бы. На многие важные моменты закрываются глаза. Естественно, коррупция есть, а значит, отсутствует принципиальность. В итоге, водитель «кустарным» методом обучился, а навыков и знаний не получил.

«В ГАИ берут людей безграмотных, даже без элементарных знаний из школьной программы»

Вопрос: Насколько эффективна и целесообразна, по Вашему мнению, работа ГАИ в Украине — как в отношении пешеходов, так и в отношении автовладельцев?

Икранов: Можно говорить все что угодно. Но статистика говорит сама за себя. Раз растет количество ДТП, значит, мы где-то недорабатываем.

Антонов: Я бы поставил «троечку». Не всегда достаточно нарядов стоит в местах концентрации ДТП, не всегда хватает работников милиции.

Проработав какое-то время в ГАИ, я наблюдал большую текучесть кадров в своем отделении. Много людей набирали, обучали, вкладывали в них силы, время и средства, а через короткий период часть из них сокращали. А новые сотрудники — это опять же необученная молодежь, и чтобы и их обучить, нужно время. И это время они работают, понятно, будучи далеко не профессионалами.

А кадров не хватает, поэтому отбор там довольно прост: претендент проходит медицинскую комиссию, обязательно обследуется у психолога. Но у человека, попадающего на службу в милицию, в конце концов, должны быть какие-то элементарные знания. Я столкнулся с таким моментом, что зачастую берут людей довольно безграмотных. Даже без элементарных знаний из школьной программы

Второй немаловажный момент — это зарплата работников. Пока в милиции будет такая зарплата, как сейчас, естественно, все будут брать взятки, и этого не изменить.

Была бы хорошая зарплата у сотрудников ГАИ, они бы не только взятки так не брали, а лучше бы контролировали нарушителей и выполняли свои обязанности, поскольку боялись бы за свои рабочие места. А так, конечно, люди берут «на лапу», чтобы прокормить семью.

Вопрос: А насколько ГАИ выполняет свои функции в отношении пешеходов?

Антонов: ГАИ практически не обращает внимания на пешеходов. А надо бы. Ведь очень часто люди переходят дорогу в неположенных местах. Из-за этого тоже, бывает, и водители в ДТП попадают, и людей сбивают. Поэтому с населением надо обязательно проводить занятия.

Если раньше, еще в Советском Союзе и водители были дисциплинированней, и пешеходы — внимательней, то есть к вопросам дорожного движения подходили с большей ответственностью, то сегодня, мне кажется, уже чисто человеческий фактор срабатывает. Каждый считает, что он на дороге один — нет уважения к другим участникам дорожного движения.

Вопрос: А ведь это культура дорожного движения. В чем еще особенности культуры вождения «по-украински»?

Икранов: Украинские водители часто ругаются, не пропускают друг друга, в последнее время научились хотя бы пешеходов пропускать.

Самое страшное в украинской культуре дорожного движения — это несоблюдение скоростных режимов, рядности и правил обгона. Большинство страшнейших аварий происходит именно по этим причинам. Еще одна причина ДТП, которую можно искоренить повышением уважения к другим участникам движения, — это вождение в нетрезвом виде. У нас выпить «за рулем» — обычное дело. Такой уж наш народ: пока по голове не получит — не поймет, что к чему и как.

«Если полицейский решил, то этим все сказано! Так должно быть»

Вопрос: Должны ли сотрудники службы ГАИ помогать гражданам? Каким образом? Насколько ГАИ реально помогает водителям, пешеходам?

Икранов: Сотрудники ГАИ однозначно обязаны помогать, тут даже разговора нет. Есть ведь отдельное положение, описанное в обязанностях сотрудника ГАИ, отдельный параграф «оказание помощи участникам дорожного движения».

И не только в ситуации дорожно-транспортного происшествия. У водителя может сломаться автомобиль или он заблудился в незнакомой местности, или возникли другие вопросы. Сотрудник службы ГАИ должен подсказать решение проблемы, объяснить дорогу, и, по возможности, помочь. И по мере своих возможностей они это делают. Я не думаю, что отказывают тем, кто обращается за помощью. Другой вопрос, что отвыкли обращаться.

Чаще, к сожалению, возникают конфликтные ситуации. Но здесь опять же вопрос культуры и субординации. У нас очень часто на законные требования работника ГАИ могут выдвинуть тысячи аргументов. В отговорку на то, что произошло.

Когда к нам приезжают полицейские из-за рубежа, то не могут понять – как это полицейский сказал — и ему не верят? Если полицейский решил, то этим все сказано! Так должно быть.

Антонов: В принципе, ГАИ помогает. Конечно, если смотреть на «верхушку айсберга», кажется, что «гаишники» стоят и только машут жезлом да берут деньги с водителей. Не без этого, конечно. Но есть же и много других моментов. В частности, в зимний период, когда заметает трассу или, допустим, когда происходит ДТП. Выезжает наряд, оказывается помощь людям.

Здесь работникам ГАИ не позавидуешь: нужно разобраться в причинах происшествия, погрузить, если есть, трупы, проконтролировать, чтобы пострадавшие получили надлежащую медицинскую помощь.

Нужно еще понимать, что не всегда у ГАИ физически хватает сил и возможностей для оказания надлежащей помощи. А как иначе, если на 100 км часто-густо приходится всего один экипаж ГАИ. По крайней мере, так было, когда я там работал.

Поэтому помогают, но я бы сказал «50/50». Чего греха таить, это еще зависит и от самих людей, работающих в ГАИ. Одни относятся добросовестно к своей работе, другие выходят исключительно для того, чтобы денег заработать, так уж сложилось. В любом деле все зависит от личностных мотивов, от того, как человек подходит к работе. Но на данные качества, как я уже говорил, у нас пока что мало обращают внимания при отборе сотрудников.

Вопрос: По Вашему мнению, за счет чего в развитых странах минимизировано количество аварий?

Икранов: Тут стоит вернуться к культуре вождения. У них она другая. Когда-то, в середине 1990-х годов, мы с коллегами ездили в Варшаву. Нас удивило огромное количество транспорта. Автомобиль поставить негде и, собственно, негде даже пройти. Тем не менее, когда мы выезжали, то нас пропускали. Для нас это также было непривычно. За границей есть уважение друг к другу и ко всем участникам дорожного движения, к правилам и законам, в конце концов. Они так приучены, они четко понимают свои права и обязанности.

Если там стоит знак «остановка запрещена», то и машин под знаком нет. А у нас рядом с ним стоит еще два работника ГАИ, которые палкой от него отгоняют. Элементарные вещи.

У нас при ограничении скорости в 60 км/ч водитель едет так, как сам считает нужным. Для нашего автовладельца в такой ситуации и 100-120 км/ч — не проблема, покуда кто-то из водителей встречного транспорта не мигнет ему фарами, предупредив о том, что впереди по ходу его движения расположен передвижной пост ГАИ.

А за рубежом никто никому не мигает, не предупреждает. Там это не нужно. Там ездят так, как положено. По трассе или по автобану, где нет ограничения скорости, то водитель едет так, как ему нужно и насколько позволяет мощность двигателя.

Антонов: В развитых странах другой менталитет. Водители с большей ответственностью относятся к вождению. Они к этому пришли, конечно, не за один день — в этом определенную роль сыграли наказания. Хотя штрафы у нас сейчас тоже немаленькие. Но все равно, пока у нас вопрос «взыскания» можно решить на месте, за меньшую сумму и без документов. Нарушителю проще заплатить не 2 тыс. грн штрафа, а 500 грн сразу и спокойно поехать дальше.

«Рыба гниет с головы»: выполнение функций сотрудниками не контролируется руководителями подразделений»

Вопрос: А в чем главные функции службы ГАИ и каждого отдельного ее сотрудника? Все ли они выполняются?

Антонов: Это, прежде всего, надзор за дорожным движением. Чтобы водители придерживались ПДД, не нарушали их. ГАИ также должны контролировать работу инженерных и дорожных служб, чтобы везде были знаки, разметка, чтобы больших ям на дороге не было. Последнее, кстати, не всегда соблюдается, из-за чего водители невольно нарушают ПДД.

Не все данные функции, к сожалению, выполняются. Причина в том, что их выполнение плохо контролируется руководителями подразделений. Как говорится, «рыба гниет с головы». Начальник, равно как и его замы, должны требовать от себя, прежде всего, а также и от подчиненных выполнения всех функций службы ГАИ. А это не всегда соблюдается.

Вопрос: А как состояние дорог влияет на аварийность в нашей стране?

Икранов: Разве у нас дороги? У нас «твердое покрытие». Дороги — это когда едешь, например, по автобану за границей, и машина просто «плывет». А в Украине на каждом метре как не бугор, так яма.

Антонов: Так, даже сравнивая с Россией — дорог у нас, можно сказать, вовсе нет. А это непосредственно влияет на повышение уровня аварийности. Представьте, на трассе по одной стороне движения какие-то ямы, которые водитель начинает объезжать. Чуть дальше, допустим, находится закругление трассы или крутой поворот. Естественно, оттуда встречные машины едут — кто-то затормозил вовремя, кто-то нет. Вот и получается ДТП…

Вопрос: Как можно украинцев научить соблюдать правила дорожного движения?

Икранов: Тут только два способа — или научить, или заставить. Третьего не дано. Надо начинать преподавать правила дорожного движения еще с детского садика, школы. А потом, естественно, требовать их соблюдения и от пешеходов, и от водителей.

Антонов: Нужно серьезней подходить к обучению водителей, для начала. В автошколах нужно больше показывать фильмов, записей с видеокамер, даже фотографий тех же дорожных происшествий — со всеми ужасами. Может, тогда водители будут задумываться — а стоит ли обгонять или лишний раз выезжать на встречную полосу, например.

«Нужно создавать автоматическую систему управления автомобильным движением»

Вопрос: Поможет ли этому повсеместная установка видеокамер (как это сделано за границей). Каковы перспективы государственного проекта по видеофиксации?

Икранов: Думаю, поможет. Мы к этому все равно придем. Хоть и с опозданием в 20-30 лет. А еще нам нужно создавать автоматическую систему управления автомобильным движением. В Афинах, например, движение на трассах большей частью одностороннее. И регулируется оно в зависимости от направления движения основного количества транспортных средств: до полудня, например, оно организовано в одну сторону, после 12-ти — в обратную.

Я даже не хочу брать Париж, Лондон, Нью-Йорк, Вашингтон — мы еще так далеки от них. Там уже давно все это работает. Возьмите ту же Москву. Там серьезные средства вложены в автоматическую систему управления дорожным движением. У нас же все только начинает развиваться.

А по поводу повсеместной установки технических средств для фиксации дорожной обстановки, то больше всего, понятно, возмущаются водители — мол, а зачем? Но ведь никто их не принуждает нарушать ограничения скоростного режима, игнорировать дорожные знаки и разметку!

Я часто езжу в Конча-Заспу по старой дороге, там резервная зона (земельный участок, зарезервированный для перспективного строительства или реконструкции автомобильной трассы, — Inpress.ua), движение по которой предусматривает определенные ограничения для транспортных средств. Но водители не соблюдают ничего, пересекают эту зону и едут так, как им удобно.

Антонов: Поэтому да, камеры у нас точно «приживутся». В России это работает. И работает хорошо. Когда на домашний адрес приходит протокол о взыскании за нарушение ПДД, его автовладелец должен оплатить. А за фактом неуплаты следует судебное разбирательство. Тут уже так просто не откупишься. Это и есть упомянутый способ — «заставить», то есть водители уже будут ездить осторожней.

Надо в целом менять как отношение людей, так и систему работы ГАИ, контролирующих органов.

«В период первых двух часов снегопада происходит наибольшее количество ДТП»

Вопрос: Началась полноценная зима. Как меняется жизнь автомобилиста с наступлением холодов? Насколько в это время увеличивается аварийность на дорогах и как ее рост можно предотвратить?

Антонов: Практика показывает, что как только начинает идти дождь или снег, в период первых двух часов количество дорожно-транспортных происшествий резко увеличивается. Опять же из-за неопытности людей. Да и на дорогах, хотя их пытаются как-то мыть, все равно остается какой-то налет грязи. Естественно, когда начинается снег, резина на колесах начинает плохо контактировать с дорожной поверхностью. Водитель думает, что успеет затормозить, но в итоге, не справляется с управлением. В период снегопадов нужно быть особо внимательным на дороге.

Поэтому, обращаясь к автомобилистам и пешеходам, советую не только тщательнее соблюдать ПДД и уважать друг друга на дороге. С пониманием относитесь к тем, кто недавно сел за руль и только учится. Инспекторам ГАИ я бы пожелал не только повышения зарплаты, но и должной отдачи, чтобы при достойной оплате труда они не брали деньги и четче следили бы за выполнением своих обязанностей и нарушениями ПДД.

Всем участникам дорожного движения желаю взаимопомощи на дорогах. Каждому есть куда развиваться, повышать культуру, «улучшать» менталитет — начинать надо с себя и меняться изнутри.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях