В 2013 году внешняя политика Украины снова подтвердила свою многовекторность. Активные переговоры с Европейским Союзом так и не привели к подписанию Соглашения об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Но власти сохраняют курс на европейскую интеграцию Украины и переговоры с ЕС будут продолжены.
Отношения с Россией также претерпели за прошедший год немало метаморфоз. Украина стала наблюдателем в Таможенном Союзе и в конце года возобновила тесное сотрудничество с Москвой по многим направлениям. Кризис «торговой войны» преодолен и впереди у двух стран новая повестка дня.
Тем временем на горизонте украинской внешней политики появился новый участник – Китай. Отношения с этой страной могут оживить скучный тандем «Европа-Россия», превратив его в геополитический треугольник. До сих пор эксперты не говорили об особом характере украинско-китайских отношений, но 2013 год дал возможность сказать об этой перспективе.
Inpress.ua предлагает вспомнить, как мы шли к таким итогам года и подумать, что ждет внешнюю политику Украины в следующем году.
Отношения с Россией вышли из кризиса в самом конце года, когда украинские власти отказались от подписания на Вильнюсском саммите программы Восточное партнерство Соглашения об ассоциации и создании всеобъемлющей и углубленной зоны свободной торговли с Европейским Союзом.
Оказалось, что Украине никуда не деться от своего северо-восточного соседа. Сегодняшние власти России привыкли действовать в жесткой, прагматичной манере и это пришлось учесть при отказе от форсированной евроинтеграции.
Россия рассматривает 2014 год как подготовку к созданию Евразийского союза. Это образование должно стать логическим развитием Таможенного союза, где, как стоит напомнить, Украина является страной-наблюдателем. Правда, этот статус наблюдателя в Таможенном союзе плохо прописан в самих уставных документах организации. Речь идет не столько о правовом, сколько о символическом моменте некоего участия Украины в этом пока что наиболее успешном проекте постсоветской интеграции.
Новая страница в украинско-российских отношениях начата как раз накануне Нового года. В ходе визита Януковича в Москву не были подписаны документы о вступлении Украины в Таможенный союз, но подписаны иные межгосударственные соглашения.
Как отметил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев, после создания Таможенного союза между странами-членами этой организации и Украиной стали усложняться торгово-экономические отношения. Однако теперь подписаны перспективные договоры относительно кооперации в ряде отраслей.
Всего Януковичем и Путиным подписано 14 документов. Среди них можно выделить Дополнение к контракту между «Газпромом» и компанией «Нафтогаз Украины», план действий по урегулированию торговых ограничений, соглашение по поводу серийного производства самолетов Ан-124, протокол о поставках товаров по производственной кооперации, соглашение по организации строительства моста через Керченский пролив, меморандум о сотрудничестве в области ракетно-космической промышленности.
Теперь все будет зависеть от желания России понять, что дружить с Украиной можно и вне рамок Таможенного союза. Такое видение может позволить россиянам добиться на «украинском» направлении больших успехов, чем настойчивые приглашения о вступлении в ТС.
Большая часть года прошла под знаком евроинтеграционных ожиданий. Украинцы поверили, что создание зоны свободной торговли с ЕС позволит стране совершить социальный рывок. А уж по поводу соглашения о политической ассоциации были совершенно утопические ожидания, начиная от мгновенного безвизового режима с ЕС и заканчивая, якобы, четкими сроками вступления в эту организацию.
Однако чем меньше времени оставалось до Вильнюсского саммита, тем более скептическими становились комментарии правительственных чиновников. Оказалось, что по оценкам близких к властям экспертов, Украине может потребоваться 160 млрд. евро для перехода на технологические регламенты объединенной Европы. Особую сложность здесь представляют экологические нормы Европейского Союза, от которых весьма далека наша промышленность.
В такой ситуации, так и не получив от ЕС гарантий финансовой поддержки, Киев вынужден был прервать подготовку к подписанию ассоциации.
22 ноября премьер-министр Николай Азаров решение Кабмина приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС связал с крайне жесткими условиями предоставления кредита Международным валютным фондом. Он подчеркнул, что решение правительства страны о приостановке подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС носит тактический характер и вызвано сложившейся экономической ситуацией.
Как считает политолог Вадим Карасев, пауза в евроинтеграции полностью соответствует национальным интересам Украины. По его мнению, Украина теперь получила время для лучшей подготовки к условиям ассоциации с ЕС, а также благодаря соглашениям с Россией средства и новые проекты для развития экономики в следующем году.
Украина не отказывается от вектора европейской интеграции. В условиях, когда многие соседи нашей страны уже вступили в ЕС, Киев должен учитывать необходимость тесных отношений с этим объединением. Украинско-«европейским» отношениям нужна перезагрузка, без которой невозможно возвращение к переговорам об ассоциации и зоне свободной торговли. Если ЕС хочет расширять свое экономическое влияние на восток континента, то ему нужно выделять для этого средства. И эти средства должны быть адекватными ситуации в Украине и ее экономике.
Ситуация балансировки между Россией и Европейским Союзом долгое время сопутствует украинской внешней политике. Но в этом году наметился некоторый выход из этого своеобразного «тупика».
Появилась возможность выстраивания более тесных отношений с Китаем. Динамично развивающийся лидер азиатского региона давно интересуется расширением своего экономического влияния в Европе. И надо сказать, что украинское руководство не одиноко в своих попытках подружиться с Пекином.
Ранее такую пытку предприняли белорусские власти, поставленные в сложное положение конфликтных отношений с Европой и зависимости от российской поддержки. И надо признать, что белорусам удалось добиться некоторых дипломатических успехов в выстраивании отношений с Китаем. Заменить Россию в качестве поддержки режима Лукашенко Пекин вряд ли сможет, но уже сейчас Минск ожидает ряд мощных инвестиций с китайской стороны.
Недавний визит Виктора Януковича в Китай можно считать переломным в отношениях двух стран. Так, в ходе визита президента Украины было подписано 20 соглашений, согласно которым Украина как новый стратегический партнер Китайской Народной Республики получит пакет инвестиций на развитие инфраструктуры, а также гарантированную квоту для поставок своей продукции на территорию Китая.
В то же время стоит признать, что потенциал украинско-китайского сотрудничества далек от своей реализации.
Как отметил заведующий отделом Дальнего Востока Института востоковедения НАНУ Виктор Киктенко, выводы об успешности поездки президента Януковича в Китай пока преждевременно делать. Как отмечает эксперт, несмотря на соблюдение Пекином пресловутой дистанции в отношении политически нестабильных государств, КНР может стать реальным вариантом, гарантирующим Украине финансовую поддержку.
В заключение можно сказать, что в 2014 году украинская внешняя политика будет сохранять свой многовекторный характер. Отношения с Россией во-многом будут зависеть от темпа интеграции в рамках Таможенного союза и соответствующего давления Кремля на страны, еще не вошедшие в это образование. Европейский Союз неминуемо попытается вернуть расположение украинских элит, утраченное накануне Вильнюсского саммита программы Восточное партнерство.
Наиболее интригующим остается «китайское» направление украинской внешней политики. Объем сотрудничества в этом случае пока сложно предугадать, так как полностью не ясны текущие интересы Китая в нашем регионе.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.