За свою историю украинское авистроение переживало и стремительные взлеты и далеко не мягкие посадки... Однако сегодня мы можем стать свидетелями, если не достижения кардинально новых высот, то по крайней мере возрождения былой мощи украинского авиагиганта. Соглашение между правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реализации мер государственной поддержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями должно дать отечественному авиапрому дополнительное ускорение. Каковы же наши перспективы?
В 2011 году Счетная палата Украины провела аудит деятельности авиационной промышленности за несколько последних лет. В результате было выявлено значительное число недостатков и нарушений закона, а государственная поддержка – признана неэффективной и непоследовательной, наблюдается снижение научно-технического и технологического потенциала.
Для предприятий отрасли характерным является высокий уровень изношенности основных фондов (более 70%), значительный дефицит квалифицированных кадров, отсутствие системы стимулирования продаж произведенной продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.
По мнению аналитиков агентства «Кредит-Рейтинг», нынешнее состояние авиационной отрасли характеризуется наличием системных проблем, связанных с адаптацией к рыночным условиям ведения хозяйства, жесткой конкуренцией на мировом рынке на фоне низкого спроса на рынке внутреннем, существенным дефицитом оборотных средств предприятий и т. п.
Конечно, экономическое положение предприятий во многом зависит от конъюнктуры на внешних рынках. Нестабильные показатели возобновления деловой активности и экономик стран, являющихся основными потребителями украинской продукции, в последние годы явились одним из ключевых факторов, негативно повлиявших на отрасль.
По данным «Кредит-Рейтинг», в Украине в период с 2002 по 2011 года было произведено и поставлено заказчикам 33 самолета марок Ан. В 2012 на ГП «Антонов» было собрано восемь самолетов.
И все же, несмотря на существующие трудности, авиастроительная отрасль Украины имеет огромные перспективы, ведь потребность в самолетах в мире колоссальная. Так, по данным компании Boeing, мировому авиарынку нужно 35,3 тыс. новых лайнеров. Общая стоимость этих самолетов составит почти 5 трлн долл. Основные факторы роста – развивающиеся рынки, такие как Индия и Китай.
России и другим странам СНГ в ближайшее 20 лет понадобится более 1 тыс. новых самолетов общей стоимостью 140 млрд долл. Связанно это, в первую очередь, с ростом пассажиропотока. В России, по оценкам Boeing, он составляет 4,5% в год.
Создание пассажирских самолетов в настоящее время – одна из главных специализаций «Антонова». Предприятие предлагает заказчикам полный спектр современных региональных пассажирских самолетов: от 27-местного турбовинтового Ан-38-100 до 99-местного реактивного Ан-158. Все машины отвечают требованиям современных норм летной годности и рекомендациям Международной организации гражданской авиации.
Следует отметить, что на России и СНГ перспективные рынки для украинских конструкторов далеко не заканчиваются.
Иран
По расчетам иранских специалистов, к 2021 году их страна будет нуждаться примерно в 600 пассажирских самолетах. В настоящее время из-за санкций гражданская авиация Ирана состоит в основном из техники российского и украинского производства.
В СМИ уже появилась информация, что Тегеран намерен закупить 40 самолетов марки «Антонов». Правда, возможный срок заключения контрактов не уточнялся.
Кроме того, неоднократно СМИ сообщали, что Украина и Иран находятся на последнем этапе переговоров по совместному производству пассажирских самолетов - Ан-148, Ан-158.
Отметим, что кроме Украины и России (Самара) Ан-140 по лицензии собирают и в Иране - на предприятии HESA. Воздушное судно на местном рынке маркируется IrAn-140 или Iran-140. Ранее Иран также выражал заинтересованность в открытии сборки на своей территории линейки Ан-148/Ан-158.
Куба
В апреле 2013 года кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion был передан первый серийный региональный реактивный пассажирский самолет нового поколения Ан-158, построенный на мощностях ГП «Антонов».
До конца года для кубинской авиакомпании планируется собрать в Украине еще два Ан-158, и три самолета - в 2014. Самолеты поставляются на условиях финансового лизинга, который предоставляет российская компания «Ильюшин финанс Ко» (ИФК).
Кроме того, государственное предприятие «Антонов» (ГП, Киев) и крупнейший в СНГ производитель авиационных двигателей компания «Мотор Сич» (Запорожье) договорились с Корпорацией кубинской авиации о модернизации существующего на Кубе парка многофункциональных самолетов Ан-2 (140 единиц) в модификацию Ан-2-100.
При этом ГП «Антонов» осуществит не только модификацию, но и поставку необходимых агрегатов и комплектующих изделий. Двигатели и их комплектующие будут изготовлены компанией «Мотор Сич», а воздушные винты - компанией «Аэросила» (Россия).
По информации СМИ, благодаря контрактам на модернизацию самолетов для Кубы отечественные авиастроители смогут получить от 3-4 млн долл.
Мальта
В начале сентября 2013 премьер-министр Мальты Джозеф Мускат после в ходе своего визита в Киев предложил украинской стороне создать на территории его страны ряд сервисных центров по обслуживанию самолетов, вертолетов и авиационных двигателей.
При этом мальтийский премьер также выразил уверенность в том, что его страна может стать центром предоставления услуг разного характера в Средиземноморье, поскольку имеет достаточно хорошее географическое положения, которое является связующим звеном между Северной Африкой и Южной Европой. По оценкам Муската, в Северной Африке работает более 2 тыс. самолетов и двигателей украинского производства.
По его словам, речь может идти о создании на Мальте нескольких сервисных центров по обслуживанию самолетов, вертолетов и авиационных двигателей.
Саудовская Аравия
4 октября во время своего визита в Украину вице-президент Научно-технологического центра им. короля Абдулазиза принц Турки бин Сауд бин Мухаммед Аль-Сауд предложил Киеву рассмотреть возможность создания совместного производства самолетов семейства «Антонов» в Саудовской Аравии. При этом он отметил наличие у Украины серьезного технологического потенциала в авиакосмическом секторе.
Еще в конце августа премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что сотрудничество с Россией в области авиакосмического строительства должно быть на первом месте.
«В этой сфере мы еще опережаем мировые разработки. Одновременно в России в этих сегментах авиастроения заметных достижений пока нет. Очевидно, что сотрудничество в сфере авиастроения усиливает позиции наших стран», - отметил премьер.
В настоящее время Украина и Россия реализуют ряд масштабных проектов в самолетостроении. Как то: серийное производство пассажирских самолетов Ан-148, и Ан-140, модернизация самолетов Ан-124-100. В рамках отдельного межправительственного Соглашения ведется разработка и серийное производство военно-транспортного самолета Ан-70 с двигателями Д-27.
По словам Азарова, конструкторские бюро двух стран начали работу над созданием нового транспортного самолета Ан-178 и авиационного двигателя нового поколения АИ-28.
В начале 2010 года Киев и Москва подписали соглашение о создании на паритетной основе совместного предприятия, которое будет заниматься продажами самолетов Ан, а также разработками новых моделей и позиционированием их на мировом рынке.
Соглашение предусматривает предоставление российской стороне наработок украинских авиаконструкторов, а украинская сторона получит возможность расширить рынки сбыта продукции.
В общей сложности за 2012-2015 годы планировалось совестно построить 83 самолета, из них 12 единиц – в 2012 году, 20 единиц – в 2013 году, и еще 24 самолета в 2014-2015 годах. Однако пока реализация этих планов остается лишь на бумаге.
Еще один крупный совместный проект, который до сих пор не получил практической реализации - производство транспортников Ан-70 и модернизированных Ан-124-100 «Руслан». И если с первым самолетом ситуация складывается таким образом, что Россия скорее всего выйдет из этого проекта, заменив его производством самолета собственной разработки КБ Ильюшина, то с «Русланом» дела вроде бы налаживаются.
По крайней мере, если судить по заявлениям украинской стороны. Подписание соглашения с Россией о возобновлении производства тяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан» вышло на финишную прямую. По словам украинского вице-премьера Юрия Бойко, реализация этого проекта несет огромные выгоды двум странам: «Мы получим огромный рынок и будем иметь возможность создавать столько самолетов Ан-124, что станет экономически привлекательным».
Последний Ан-124 был собран еще в 2004 году. После этого озвучивались разнообразные прожекты по возможности возобновления его производства вплоть до того, чтобы собирать «Русланы» в США. При этом в РФ заявляли о возможности начать производство этого самолета самостоятельно.
Из всего вышесказанного напрашивается простой вывод: с Россией или без, украинские авиаконструкторы имеют огромные перспективы для развития. Но без должной государственной поддержки и значительного уровня финансирования украинским авиастроительным предприятиям будет сложно конкурировать на мировых рынках. Что, кстати, подтвердил и Международный авиакоскический салон МАКС-2013.
Общая сумма сделок и предварительных соглашений, заключенных на МАКС-2013, оценивается в 21,2 млрд. долл. Большая их часть пришлась на российскую авиатехнику: компании заказали 82 самолета МС-21 и 96 самолетов «Сухой Суперджет 100» стоимостью 9 млрд. долл. Украинские же авиапроизводители остались без крупных заказов. ГП «Антонов» с помощью российского посредника получило твердые заказы на несколько самолетов Ан-158 и Ан-148 на сумму около 100 млн. долл. Кроме того, предприятие подписало «дорожную карту» создания совместного с российским «Авиакором» предприятия по выпуску самолетов Ан-140. Также «Антонов» договорился о техобслуживании и ремонте своих самолетов на мощностях авиационного завода в Ульяновске.
На МАКС-2013 «Антонов» представлял три самолета: военно-транспортный Ан-70, региональный реактивный пассажирский Ан-158 и модернизированный биплан Ан-2-100.
По мнению главы аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, отсутствие на МАКС-2103 крупных контрактов у ГП «Антонов» связано с тем, что Украина не может вместе с самолетом предложить выгодные условия по финансированию сделки. Согласно устоявшейся мировой практике, первоначальной платеж авиакомпании редко превышает 15% от стоимости сделки. Остальные средства в виде кредита, причем под очень маленький процент, предлагает производитель. В Украине же периодически возникают проблемы с финансированием уже существующих контрактов.
В то же время, развивать авиастроительную отрасль в Украине, по мнению украинских экспертов, необходимо, и не только потому, что мировой рынок имеет большую емкость и авиапарки необходимо периодически обновлять. Развитие авиапрома имеет и очень важное социальное значение для национальной экономики (это в первую очередь касается развития инфраструктуры и смежных отраслей, а также увеличения количества рабочих мест).
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.