С приближением ноября в информационной среде все большего накала приобретает тема: «Что будет с украинской экономикой после саммита в Вильнюсе и подписания Соглашения об ассоциации и создания зоны свободной торговли с ЕС?».
Сегодня, наверное, только ленивый не рассуждает, какие экономические риски и выгоды несет Украине интеграция в европейское торговое пространство.
Масла в огонь подливает российская сторона, которая грозит нашей стране чуть ли не дефолтом и полным коллапсом экономики.
«Если Украина подписывает Соглашение об ассоциации и вследствие этого происходит ухудшение торгового баланса, то возникает вопрос, а кто заплатит за дефолт Украины, который становится неизбежным?» — заявил недавно советник президента России Владимира Путина, секретарь Таможенного союза Сергей Глазьев.
Российские чиновники и политики неоднократно озвучивали то, как поступит Москва в ответ на сближение Киева с Брюсселем — формула довольно проста: откроете рынки для ЕС — мы (читай Россия и Таможенный союз) закроем рынки для вас, более того, о глубоком взаимовыгодном сотрудничестве можете забыть.
В Европе, напротив, оценивают будущее Украины в довольно радужных тонах. По словам Посла ЕС в Украине Яна Томбинского, Соглашение об ассоциации и создание зоны свободной торговли с ЕС принесет Украине 6% роста ВВП. В пример он приводит значительный рост после ассоциации с ЕС экономики Польши.
Более того, многие украинские эксперты отмечают, что ассоциация с ЕС будет выгодна не только Украине, но и России, и другим странам-участницам Таможенного союза.
Так, по словам эксперта Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Александра Палия, создание ЗСТ с ЕС определенно будет иметь также и некоторые выгоды для стран Таможенного союза. И эти выгоды касаются не только российского бизнеса в частности, а и всего общества в целом.
«Многие бизнесмены смогут выводить свой бизнес в Украину и работать с ЕС напрямую — это уже непосредственное преимущество для значительного сегмента российских бизнесменов.
Сегодня рынок ЕС соответствует почти 23% мирового рынка, то есть речь идет об огромном по объемам сегменте, в котором Россия, конечно же, заинтересована не только в качестве рынка сбыта сырьевой продукции. Для российской экономики сегодня крайне важно получить свое место в мировом распределении труда, необязательно связанном с энергоносителями», — отмечает Палий.
Москва очень болезненно относится к отдалению Киева, и это вплоне объяснимо. Долгое время две страны были частью одного государства — сначала Царской России, а после — СССР, да и первые десятилетия после развала Союза наши экономики были тесным образом переплетены. До сегодняшних дней в ряде отраслей, таких как авиастроение, ВПК и др. между Украиной и Россией сохранились глубокие производственные связи, созданные еще при Союзе. Да и по многим вопросам, таким, как, к примеру, создание зернового пула, у наших стран есть огромные возможности для взаимовыгодного сотрудничества.
Кроме того, Россия остается крупнейшим торговым партнером Украины, хотя доля ее в торговом обороте нашей страны падает. Во многом это связано, конечно же, со снижением объемов закупки российского газа, одним из крупнейших потребителей которого является наша страна.
Украинский истеблишмент довольно трезво, кто бы чего не говорил, понимает обеспокоенность Северного соседа и предлагает предметно обсудить все спорные торговые вопросы, которые могут возникнуть после подписания Соглашения об ассоциации.
По большому счету, именно с этим рефреном 24-25 сентября приехал в Астану на заседание Высшего Евразийского экономического совета (исполнительный орган Таможенного союза) премьер-министр Украины Николай Азаров.
«Мы прилагаем много усилий для налаживания нашего сотрудничества со странами Таможенного союза. Я принял решение в среду — 25 сентября — улететь в Астану на заседание Высшего совета стран Таможенного союза на уровне премьер-министров. Этим мы подтверждаем, что мы хотя и наблюдатели, но мы готовы сотрудничать со странами Таможенного союза», — заявил он накануне визита.
Можно сказать, что поездка украинского премьера принесла определенные результаты. В частности, премьер-министр России Дмитрий Медведев после встречи с Азаровым заявил, что после подписания соглашения об ассоциации с ЕС Украина сможет оставаться наблюдателем в ТС. Кроме того, он добавил, что при подписании договора Украины и ЕС «катастрофы не случится».
А премьер-министр Белорусии Михаил Мясникович в свою очередь отметил, что не видит причин говорить о каких-то угрозах для двусторонней торговли Беларуси и Украины из-за грядущего заключение Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Позднее он заявит, что его страна намерена извлечь выгоду от углубления торгового сотрудничества Киева и Брюсселя.
Переговоры об углублении украинско-белорусской кооперации страны продолжат 7-8 октября в ходе визита Азарова в Минск. Ожидается, что по итогам переговоров стороны подпишут дорожную карту по сотрудничеству на 2014-2018, а также ряд секторальных соглашений.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, партнерам из ТС сегодня необходимо объяснить то, как поменяется Украина в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.
«В этой ситуации все конфликты последнего времени возникают в большой мере от непонимания странами Таможенного союза своих экономических возможностей сотрудничества с Украиной — ассоциированным членом ЕС. По этой причине украинскому правительству важно ликвидировать некие страхи, выдумки, опасности, которые очень активно тиражируются в СМИ.
В идеальном варианте в этой ситуации выход и для Украины, и для Таможенного союза — это компромисс. Нужно действительно искать компромиссные точки, отбросить всю политику и начать заниматься действительно экономикой», — отмечает эксперт.
В тоже время за всем этим информационным фоном, который условно можно назвать «между Европой и Россией» начала проступать еще одна важная тенденция — углубление взаимодействия между Украиной и Китаем.
В то время как Азаров в Астане пытался наладить со своими коллегами по СНГ конструктивный диалог, его первый зам — Сергей Арбузов — находился с рабочим визитом в Пекине. Причем назвать эту поездку сугубо протокольной вряд ли возможно.
В первую очередь велось обсуждение вопросов по углублению торгово-экономического сотрудничества, а именно расширение поставок украинской продукции АПК в Поднебесную с одной стороны, и увеличение объема китайских инвестиций в нашу экономику, с другой стороны.
Так, по итогам переговоров министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк сообщил, что Украина в ближайшее время начнет поставки ячменя и сои в КНР — соответствующие фитосанитарные протоколы были парафированы в ходе визита.
Со следующего же года планируется начать экспорт пшеницы и рапса. Также ведется работа по началу экспорта отечественной животноводческой продукции в Украину. Кроме того, по словам министра, Пекин выделит Киеву кредит в 3 млрд долл. на восстановление орошения на Юге Украины.
Это не первая крупная инвестиция КНР в наш АПК. В 2012 Экспортно-импортный банк Китая выделил нашей стране кредит на сумму 3 млрд долл. для развития агросектора. Погашаться кредит будет за счет поставок украинской кукурузы, первые партии продукции в этом году уже поступили в китайские порты. В перспективе, как заявляет министр, «Китай может стать одним из крупнейших импортеров украинских зерновых».
По мнению экспертов, Украине следует наращивать экспорт сельхозпродукции в Китай. Александр Палий считает, что наиболее выгодным вариантом было бы подписание долгосрочного договора на поставку в Китай фиксированного объема продовольствия.
«Это самое лучшее, что может сделать правительство, чтобы Китай понимал, что в лице Украины он имеет надежного партнера, бесперебойного, без никаких отклонений», — отмечает эксперт.
Причем АПК инвестиции КНР в Украину не ограничиваются — в прошлом году Киев договорился с Пекином о кредите в 3,7 млрд долл. для повышения собственной энергетической независимости. Ведется работа по дальнейшему углублению финансового сотрудничества.
«Украина придает большое значение развитию отношений с КНР. Мы рассматриваем Китай как стратегического внешнеэкономического партнера Украины и как ключевого партнера в Азиатско-Тихоокеанском регионе. У нас есть все предпосылки для дальнейшей активизации двустороннего сотрудничества», — заявил Сергей Арбузов в ходе визита.
Усиление двухсторонней кооперации вполне обоснованно привело к увеличению двухстороннего товарооборота. Как сообщили в Министерстве доходов и сборов, по итогам 8 месяцев текущего года товарооборот между странами составил 7,3 млрд долл., что на 16,6% или 1 млрд долл. больше по сравнению с январем-августом 2012.
Причем рост украинского экспорта за указанный период составил 46,6%, в то время как экспорта — 9,2%.
Основу экспорта из Украины в Китай составляют промышленные и продовольственные товары, транспортные средства и запчасти. Украина, в свою очередь, экспортирует технологическую продукцию, технику, товары легкой промышленности и прокат.
Безусловно, скептики могут сегодня говорить, что такое сотрудничество в первую очередь выгодно Китаю — о чем свидетельствует негативное для нас сальдо двухсторонней торговли. По последним данным госстата, за январь-июль текущего года оно составило 3,1 млрд долл.
В то же время сегодня можно говорить о двух важных тенденциях: увеличении товарооборота, а это поступления в бюджет, и второе — темпы роста нашего экспорта более чем в два раза превышают рост импорта. Учитывая, что в планах Киева дальнейшее наращивание поставок сельхозпродукции, в перспективе есть все основания ожидать, что негативное сальдо будет сокращаться вплоть до того, что может перейти из минуса в плюс.
В большой экономике, как и в большой политике, нет завершенных побед или поражений — есть всего лишь достигнутые преимущества и утраченные возможности. Сегодня наша страна стоит на пороге нового витка развития — впервые за свою историю Украина как государство получила шанс войти в европейскую семью.
Это непростой и очень болезненный выбор, и не только для России, но и для многих жителей нашей страны. Вряд ли найдется экономист, который сможет в точности просчитать все экономические выгоды и риски от евроинтеграции нашей страны и, как следствие, отдаления от северного соседа. Однако возникает вопрос: не слишком ли это однобоко — рассматривать всю нашу внешнеэкономическую политику в системе координат Брюссель-Москва, возможно, есть третий важный полюс?
Великий китайский стратег Сунь Дзы однажды сказал: «Возможности умножаются, когда ими пользуются».
Так почему бы Киеву не воспользоваться не только мудростью мыслителя, но и теми выгодами, которые несет дружба с Пекином. Тем более, что отказываться от традиционных торговых партнеров никто не требует.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.