В 2014 году Украине предстоит принять на себя председательские функции в Содружестве Независимых Государств (СНГ). При этом внутри самого СНГ нарастают проблемы и противоречия, прямо ставящие вопрос об эффективности данной организации. С какими вызовами предстоит столкнуться Украине как будущему председателю Содружества?
8 декабря 1991 года президенты трех новообразованных стран - Украины, России и Беларуси - подписали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», которое вошло в историю под названием «Беловежского».
Изначально идея СНГ появилась в условиях двоевластия, возникшего в результате провала попытки коммунистической номенклатуры удержать власть в августе 1991 года, и представляла собой альтернативу так называемому «Союзному договору», разрабатывавшемуся в аппарате генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Поэтому первоначальной политической целью Беловежского соглашения было юридическое закрепление факта прекращения существования СССР и окончательного отстранения КПСС от власти.
Кроме того, второй главной целью создания СНГ являлось предотвращение конфликтов между новообразованными государствами на почве раздела территориального, военного, финансово-экономического наследства СССР, создание площадки для дипломатического разрешения вопросов, связанных с правопреемством разного рода международных обязательств СССР.
Наконец, третья главная цель декларировалась как создание новых механизмов межгосударственного взаимодействия, поскольку экономики новых государств на протяжении столетий находились в одном хозяйственно-экономическом пространстве и разрыв этих веками складывавшихся связей был связан с риском крупных экономических катаклизмов. Что, собственно, и подтвердилось в ходе тяжелейшего экономического кризиса 90-х.
Острый кризис на юге, связанный с угрозой со стороны Афганистана, стал побудительным мотивом для присоединения к СНГ стран Средней Азии. 13 декабря 1991 года в Ашхабаде состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, ранее входивших в состав СССР: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором президенты этих стран выразили согласие войти в СНГ.
21 декабря 1991 года главы 11 бывших союзных республик (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины) подписали Алма-Атинскую декларацию, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием».
Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ. Организационный этап завершился 22 января в 1993 года, когда в Минске был принят «Устав Содружества Независимых Государств» - основополагающий документ организации.
Следует подчеркнуть, что Украина обладает в СНГ особым статусом. В 1993 году наша страна не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
Вторжение исламских бандформирований в Таджикистан в 1992 году, взятие ими Душанбе и колоссальная по своей опасности угроза распространения исламского фундаментализма на сопредельные государства заставила лидеров стран-участниц СНГ осознать практический смысл Содружества, что выразилось в создании первого постсоветского интеграционного объединения – Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ).
Аналогичные причины были положены в основу присоединения к СНГ государств Заказказья, а также Молдовы: начавшаяся на развалинах СССР всеобщая война и резня объективно усилила значение СНГ как механизма дипломатического урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.
27 марта 1992 года в Алма-Ате была создана Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ). В 1995 году руководители стран СНГ подписали Конвенцию об МПА СНГ, которую впоследствии ратифицировали парламенты 9 стран Содружества. В соответствии с документом, Межпарламентская Ассамблея получила все права международной организации.
В ходе дальнейшего формирования структуры управления были созданы уставные органы Содружества Независимых Государств – Совет глав стран СНГ, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Экономический Суд СНГ.
2 апреля 1999 года решением Совета глав государств Содружества был создан единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган — Исполнительный комитет СНГ.
К концу 90-х - началу нулевых на фоне острейшего экономического кризиса во всех новообразованных странах, становится очевидной необходимость практического развития интеграционных процессов. Прежде всего, через формирование реальных механизмов экономического взаимодействия стран СНГ.
Первым шагом в этом направлении стало создание в 1997 году союзного государства России и Беларуси. Четыре года спустя Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан принимают решение о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — международной организации, предназначенной для поэтапного формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В 2002 году в качестве наблюдателей к ЕврАзЭС присоединяются Украина, Молдова и Армения. Далее в 2003 году в Ялте президентами Украины, России, Беларуси и Казахстана было подписано соглашение о формировании ЕЭП. Москва предпринимает первую попытку реализации масштабного проекта на украинском направлении - создание газотранспортного консорциума.
Однако именно на этот момент приходится первый серьезный кризис структуры СНГ, ставящий вопрос под вопрос будущее всей организации в целом.
В ноябре 2003 года в Грузии произошло событие исключительной важности, с которого де-факто началась новая политическая эпоха на постсоветском пространстве. «Бархатная» революция, вошедшая в историю под названием «революции роз», ознаменовала собой фундаментальное изменение геополитического баланса внутри СНГ. При этом в Москве явно недооценили подлинное значение произошедшего. Дальнейшие события – «помаранчевая революция» 2004 года в Украине, а также «цветные» революции в Киргизии и Молдове со всей очевидностью продемонстрировали, что Россия утратила влияние на обстановку на постсоветском пространстве.
В этот период начинает формироваться целый ряд интеграционных проектов, по сути представляющих собой геополитическую альтернативу СНГ. Прежде всего, реальным политическим и экономическим содержанием наполняется Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), созданная еще в октябре 1997 года в рамках Саммита Совета Европы в Страсбурге.
Ошеломляющий успех серии «цветных революций» переводит ГУАМ из формальной организации в статус действующего интеграционного объединения Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы как противовеса «пророссийскому» Содружеству. Грузия идет еще дальше, демонстративно объявляя о своем выходе из СНГ и создавая реальную возможность распада этой организации.
Политические лидеры новой волны спешили закрепить и развить свой успех. 2 декабря 2005 появилось еще одно альтернативное СНГ объединение - Содружество демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания СДВ стали президент Украины Виктор Ющенко и президент Грузии Михаил Саакашвили. В декларации СДВ подчеркивалось: «Участники будут координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ», что было вполне определенной заявкой на намерение упразднения всей структуры СНГ.
7 мая 2009 года в Праге состоялось официальное учреждение нового, взаимоисключающего по отношению к СНГ геополитического проекта – «Восточного партнерства». Главной целью этой инициативы было задекларировано «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами». Практическое значение «Восточного партнерства» можно в полной мере оценить четыре года спустя, принимая во внимание руководящую роль этого объединения в подготовке и продвижении Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС.
И хотя эпоха «цветных революций» была, выражаясь языком одного известного американского эксперта по геополитике, «эпизодической вспышкой на экране истории», ее последствия все еще оказывают влияние на динамику политической ситуации на постсоветском пространстве. Прежде всего, в том плане, что Россия до сих пор не может восстановить внутреннюю устойчивость структуры СНГ и завершить начатый десять лет назад процесс интеграции.
Как политический проект СНГ создавалось в специфических условиях периода распада СССР, которые утратили свою актуальность в двадцать первом веке. За два десятилетия, прошедших с момента подписания Беловежского соглашения, на постсоветском пространстве вступили в силу значительные геополитические изменения. Так, свершившимся фактом стало формирование военно-политической оси Анкара - Баку, в результате чего членство Азербайджана в СНГ потеряло реальный смысл. И это только один из целого ряда примеров, иллюстрирующих общую тенденцию: структура СНГ в значительной мере устарела применительно к вызовам и реалиям современной обстановки на постсоветском пространстве.
Подчеркнем, что данная тенденция признается даже на уровне вполне лояльных Москве политических лидеров. Мнения о неэффективности СНГ открыто звучат уже не первый год. Так, в июле 2004 года президент Беларуси Александр Лукашенко сделал следующее примечательное заявление: «Не хотелось бы, чтобы пора роспуска СНГ пришла, но если эта структура и дальше будет работать неэффективно, она превратится в политический клуб, где будут собираться президенты и говорить о чем-то, не принимая никаких решений».
В июне 2007 года во время неформального саммита глав стран Содружества в Санкт-Петербурге президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что «в странах СНГ образовались две группы государств, одни ориентируются на Запад, другие на Восток». И далее раскритиковал политику российского руководства, которая, по его мнению, представляет собой попытку осуществления «насильственной реинтеграции».
Безусловно, в Москве вполне отдавали себе отчет в назревающей проблеме неэффективности СНГ и нашли выход в переформатировании Содружества посредством более современного интеграционного проекта – Таможенного союза. В декабре 2009 года на саммите СНГ президентами России, Казахстана и Беларуси был утвержден план действий и мероприятий по формированию Единого экономического пространства в рамках ТС. Следующим этапом интеграции было намечено создание к 2015 году Евразийского союза. При этом по замыслу кремлевских стратегов серьезным шагом по укреплению внутреннего единства СНГ и приданию этой структуре новой динамики должно было стать создание зоны свободной торговли.
Договор о создании зоны свободной торговли в СНГ был подписан 18 октября 2011 года на саммите глав стран Содружества в Санкт-Петербурге. В ряду задекларированных целей этого договора значились: отмена ограничений и изъятий касающихся импорта и экспорта, обеспечение свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств — участников СНГ, формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ. Однако еще до ратификации документа между Россией и прочими государствами возникли острые разногласия по поводу многочисленных дискриминационных условий, внесенных российской стороной в приложения к договору.
В этом смысле не стала исключением и Украина. Например, не были отменены таможенные барьеры в отношении одного из главных продуктов украинского экспорта в страны ТС – сахара. В итоге ратификация договора Верховной Радой состоялась только 30 июля 2012 года, после неоднократных напряженных переговоров между Киевом и Москвой. При этом до сих пор не ратифицировали ЗСТ СНГ Киргизия и Таджикистан, а Туркменистан и Азербайджан все еще не подписали его.
Серьезные торгово-экономические противоречия возникли и внутри новообразованного Таможенного союза. Показательными в этом смысле можно считать прозвучавшие на саммите Евразийского экономического совета в Минске 24 октября критические заявления президентов Казахстана и Беларуси в адрес политики России по выстраиванию торговых барьеров в отношении всех прочих участников ТС.
Так, Александр Лукашенко констатировал: «К сожалению, число проблем не сократилось, а по некоторым направлениям даже возросло. Мы не можем продуктивно двигаться дальше, не выполнив наши предыдущие договоренности, не достигнув тех прагматичных целей интеграции, о которых мы все неоднократно заявляли».
В этой связи следует вспомнить неоднократные «торговые войны» между Москвой и Минском, в том числе совсем недавний конфликт вокруг «Уралкалия». Принимая во внимание данные обстоятельства, не приходится удивляться крайне осторожной позиции украинского политического руководства в ответ на настойчивые приглашения Кремля вступить в ТС.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.