Стоит признать, что последний месяц отечественное публичное пространство перебывает в некоторой политической прострации.
Вопрос стоит ребром: либо подписываем Соглашение об ассоциации с ЕС, либо нет. В этой ситуации важно разобраться – насколько далеко готова пойти Москва для срыва подписания этого договора, и насколько далеко готова пойти украинская власть, чтобы символический акт единения Украины и Европы прошел гладко.
Концентрируя внимание исключительно на внутриукраинских реалиях, сложно представить, что политика может иметь совершенно другое качество буквально в каких-то 700-800 километрах к западу от Киева. В Европе, конечно же, публичная сфера так же цинична, как и у нас. Разница состоит лишь в том, что неписаные и, главное, писаные законы там преимущественно соблюдаются.
Поэтому и в отношении внешней политики принципиальности ЕС не занимать. Для наших западных соседей Украина представляет лакомый кусок, как в плане рыночных перспектив, так и в плане развития общеевропейской системы безопасности.
Однако столь же справедливо можно утверждать, что для многих государств ЕС Россия является стратегическим партнером и, в принципе, ради Украины портить отношения с Москвой мало кто хочет.
Таким образом, выдавливая из своего воображения сок фантазии, можно представить ситуацию, при которой скрытые сателлиты РФ в Европе (главный игрок в этой команде - ФРГ), используя весомый повод - дело Тимошенко, могут выступить против подписания Соглашении об ассоциации или же впоследствии блокировать его ратификацию в национальном парламенте.
Подобный сценарий, учитывая уровень влияния коллективного сознания ЕС на отдельных его членов, невероятно мал, но сбрасывать его со счетов не стоит.
А чем в это время пугают наших сограждан?
По словам Яцека Протасевича (вице-президент Европарламента), которые он произнес на экспертном форуме «Украина-2013. Повестка дня», если Украине были выдвинуты 11 условий для подписания соглашения, и хотя бы одно из них не будет выполнено до саммита, то шансов на большой шаг в евроинтеграционном направлении у нашей страны в 2013 году не будет
Конечно, тезис еврочиновника был одет в различные «если», «скорее всего», «возможно», но смысл был именно таким. Поэтому формальным поводом отказа в подписании соглашения может стать неразрешенность дела Юлии Тимошенко или несовершенство избирательного законодательства (притянуто зауши, но заявление вице-президента Европарламента было однозначным).
Верховная Рада Украины, несомненно, успеет до ноября показать свои намерения серьезно работать с избирательным законодательством и статусом прокуратуры. А судя по последним заявлениям украинского руководства, вопрос с экс-премьером так либо иначе может быть решен в ближнесрочной перспективе.
А тем временем из Кремля доносятся новые угрозы!
В Европе, по критерию оптимистичного отношения к украинской евроинтеграции, можно условно выделить три группы государств:
1) Страны, для которых факт освобождения Юлии Тимошенко (и доработки «проблемных зон» в законодательстве) не является сейчас принципиальным для того, чтобы дать Украине зелёный свет по вопросу ассоциации.
Традиционно к этой группе можно причислить наших ближайших западных соседей: Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию.
Смысл интеграции Украины в ЕС для них очевиден: они получают на своих границах прогнозируемое государство и в экономическом, и в политическом плане. Причем эти страны получают доступ к украинскому потребительскому рынку (близость рынка – экономия на логистике), что весьма важно в посткризисное время.
Добавьте к этому возможность перенесения производственных мощностей на территорию нашего государства (особенно это касается пищевой промышленности), а также дешевую рабочую силу, и вы получите достаточное количество причин для того, чтобы эти наши западные соседи искренне желали для нас успешной евроинтеграции.
2) Страны, которые будут оставаться «принципиальными» в отношении Украины по всем 11 пунктам-требованиям. Европейский союз, в общем-то, не хочет себя связывать с теми странами, в которых допускается преследование политических конкурентов, поэтому обвинить в непоследовательности представителей этой группы, условно назовем ей «сердцем Европы», ЕС будет сложно.
А в это время Украине снова грозят!
В первую очередь, к этим странам следует причислить Германию, Францию и Италию. Для Германии, а точнее, для Ангелы Меркель, вопрос освобождения Юлии Тимошенко является принципиальным (уже даже по той причине, что Меркель стала неким внешним гарантом прав Юлии Владимировны в Европе).
Поэтому главным игроком в этой тройке стран является, бесспорно, ФРГ, которая заняла очень выгодную позицию, позволяющую, с одной стороны, поддерживать стратегическое партнерство с РФ, а с другой, выглядеть неким выразителем коллективной принципиальности ЕС по отношению к Украине.
На том же уровне принципиальности остается Франция и Италия, для которых внутренняя электоральная игра на теме Украины сейчас значит намного больше, нежели какие-либо политические последствия её реальной евроинтеграции. Каждая из этих стран ранее заявляла, что не будет ратифицировать Соглашение об ассоциации в национальных парламентах, если Киевом не будут выполнены политические условия.
Кроме того, тень Юлии Тимошенко (как главный вопрос для ЕС) может использоваться представителями «сердца Европы» для получения выгод со стороны РФ. Таким образом, указанные выше государства выберут для себя наиболее выгодный вариант, исходя из того, как будет развиваться политическая ситуация в Украине.
3) Остальные страны ЕС. Для этой группы подписание Соглашения об ассоциации с Украиной является не более чем рутинным событием. Этот блок стран, исходя из действий более крупных игроков, также примет своё решение о евроинтеграционном потенциале Украины (при этом руководство данных государств будет пытаться получить от ситуации максимум практической пользы для себя).
А зловещие прогнозы не смолкают!
Высшее российское руководство неоднократно подчеркивало, что Украина вольна в своем выборе интегрироваться в европейское сообщество, но при этом всегда указывало на экономические риски, которые может понести наша страна. Указывала довольно тактично и вполне обосновано. А вот целая плеяда российских спикеров параллельно запускала и запускает не одну страшилку в информационное пространство Украины. Для отечественных экспертов и экономистов уже стало привычным дело комментировать прогнозы российский чиновников о грядущем коллапсе нашей экономики.
Странно, но именно благодаря давлению России в Украине стремительно взлетел «медийный патриотизм». Это хорошо видно по изменению риторики публицистов, которые в обычных условиях сохраняли некую рациональную сухость в высказываемых суждениях. Сейчас в их оценках всё чаще слышится не «выгода», а «ценности»; не «интерес», а «принцип». В какой-то степени угрозы Москвы сплотили большую часть украинской экспертной среды и СМИ в поддержке выбора Киева.
Час Ч не за горами. И надежда на то, что соглашение будет подписано, крепнет с каждым днем. Но не стоит ждать, что сразу после подписания откроются двери и к нам хлынут европейские ценности в купе со щедрыми и доверчивыми инвесторами. Также не случится и полного разрыва с РФ и, как следствие, дефолта в нашей стране. Истина, как водится, где-то посередине.
С одной стороны, Украина будет постепенно перестраиваться на новые правила ведения бизнеса и интегрироваться в европейское торговое пространство, с другой стороны, будут меняться отношения с северным соседом – в каких-то отраслях сотрудничество будет продолжаться и, возможно, даже углубляться, в других же, наоборот, сворачиваться. В любом случае, возобладать над политикой и эмоциями должны меркантильные экономические интересы.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.