США в ближайшие три года начнут экспорт сланцевого газа с помощью технологий его сжижения, и в Европе этот газ будет продаваться дешевле действующих цен на «голубое топливо». Такое мнение заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов озвучил на XI международном форуме «Газ России — 2013», прошедшем 19 ноября. Молодцов считает, что таким образом региональных отличий на цены на газ не будет, так как будет сформирован глобальный рынок углеводородного сырья.
Столь смелое заявление точно свидетельствует об осознании Россией конкурентной угрозы со стороны дешевого американского сланцевого газа своему традиционному, который Европа уже несколько десятилетий потребляет в достаточно больших объемах.
Сама Россия сланцевый газ даже не разрабатывает ввиду огромных запасов традиционного топлива в недрах. Примечательно, что добыча второго и обходится дешевле, но тем не менее импортный американский сланцевый газ может обойтись Европе дешевле, чем российский традиционный.
Эти факты говорят о том, что ценовая политика газотрейдеров, а, в частности, российского Газпрома, далеко не всегда построена на почве лишь экономической. Как правило, в газовых отношениях много политики.
На сегодняшний день мирового рынка газа как такового не существует. Есть лишь рынки в пределах конкретных регионов или стран. Так, одним из самых дорогих в мире считается газ на японском рынке, дешевых — на казахском. Больше всего повезло жителям Туркменистана: в этом государстве граждане получают большой лимит газа вообще бесплатно в силу огромных его запасов в недрах страны.
О самом дешевом газе на внутреннем рынке сегодня говорят в контексте и сланцевой революции в США. Если эта дешевизна внутренняя будет иметь продолжение в дешевизне экспортной, Европа и правда будет иметь потенциальную возможность тратить на голубое топливо меньше. Но уже сегодня пока еще столь пестрый и разный внутренний рынок газа ЕС напоминает рынок скорее, покупателей, чем продавцов. Способствуют этому спотовые рынки газа, к которым европейцы уже успели привыкнуть.
Сколько платят за газ в странах Европы и почему? В ноябре европейские рыночные цены на газ достигли семимесячного максимума в ожидании холодной погоды и на фоне волнений касательно поставок из Ливии и России. По информации Bloomberg, в Великобритании голубое топливо начало стоить дороже на 10%, в континентальной Европе – на 8%. Это частично сезонная тенденция, так как ожидается, что цены будут расти с приближением зимы и началом отбора газа с хранилищ. Но кроме экономики, стоит учитывать и другие факторы ценообразования.
Стоит сказать, что политика ценообразования в каждом европейском государстве отличается. Не все страны, импортирующие газ по высоким ценам (российский газ обходится европейским потребителям, в среднем, в 400 дол за тыс м куб), допускают высокую конечную внутреннюю стоимость, также как и не все страны с низкой зависимостью от импорта голубого топлива стремятся к тому, чтобы цены на внутреннем рынке были относительно низки. Такому положению дел способствует особая ситуация в ТЭК каждого отдельно взятого государства. Промышленность закупает газ, как правило, по его рыночной стоимости. В то же время в ценообразовании для населения зачастую превалируют уже политические, социальные и даже экологические причины.
Как свидетельствуют данные экспертов российского «РИА Рейтинг», дороже всего природный газ в Европе покупает население Швеции – в конце 2012 года шведы платили за топливо более 1 700 долл. за тыс м куб. Интересно, что цена газа в этой стране привязана к заведомо дорогой цене на «зеленую» электроэнергию. Таким образом шведы решают свои экологические задачи. В Швеции 46.8% электроэнергии производится из возобновляемых источников (ветер, солнце, вода). При этом доля газа в энергобалансе страны невелика.
На втором месте рейтинга расположилась Дания, семьи которой платят почти 1 500 долл. за тыс. м куб. газа. Датчане, как и шведы, отдают предпочтение зеленой энергетике и газа потребляют мало. Так называемые «проблемные» страны еврозоны – Греция, Италия, Испания и Португалия, которые в рейтинге следующие – с помощью цен на газ для населения латают дыры в отечественных бюджетах.
На последнем месте рейтинга находится богатый голубым топливом Казахстан, где населению оно обходится в лишь 69 долл. за тыс. м куб. На втором месте по дешевизне газа находится импортирующая российский газ по льготным ценам республика Беларусь (84 долл. за тыс. м куб.). Как и большинство стран СНГ, Беларусь субсидирует население при покупке газа. Из России она импортирует его по стоимости 160 дол за тыс. м куб.
Существует целый спектр мнений по поводу того, должен ли украинец платить за потребляемый газ больше, чем сегодня (около 100 долл. за тыс. м куб.). МВФ говорит, что это крайне необходимо для продолжения сотрудничества с Украиной в виде выдачи последующих траншей кредита, на что украинское правительство и президент Янукович отвечают противоположно.
«Требования МВФ относительно повышения цен на газ для населения ни при каких обстоятельствах не будут восприняты. Мы никогда не допустим шагов, от которых будут страдать люди и которые негативным образом повлияют на материальное положение населения», - заявляет глава украинского государства.
Украина платит за российский газ «европейскую» цену, но население его покупает в несколько раз дешевле. Отчасти Украина может себе это позволить, так как население потребляет газ преимущественно внутренней добычи. Тем не менее, финансовых проблем у отечественного газового монополиста «Нафтогаза» от этого не меньше. Безусловно последние договоренности, которые были достигнуты в ходе визита Виктора Януковича в Москву, уже в ближайшем будущем помогут «Нафтогазу» уменьшить свой бюджетный дефецит.
Еще одной причиной относительно дешевого газа в Украине, как и в случае с Республикой Беларусь, является социальный фактор — для совсем небогатого электората цены на газ являются очень чувствительным аспектом уровня жизни.
Иная ситуация наблюдается в промышленности: отечественные бизнесмены по-европейски вынуждены платить за голубое топливо высокую рыночную цену порядка 400 долл. за тыс м куб. Это делает выпускаемую продукцию слишком дорогой и неконкурентоспособной. Масла в огонь подливает излишняя энергоемкость, а также устаревшие технологии, из-за которых цена, например, на металл растет еще больше.
Ведущий мировой производитель газа, Россия, занимает по ценам на газ только четвертое место с конца рейтинга. Сами россияне платят за 1 тыс. м куб. газа около 120 долл., что в 14 раз меньше, чем у лидера рейтинга – Швеции, и в 6,6 раза меньше, чем в среднем по Европе. Интересно, что лидерами рейтинга по дешевизне газа являются Россия и граничащие с ней страны. Сугубо экономический смысл такого положения дел состоит в том, что и Россия, и, например, Туркменистан – хозяева огромных запасов газа в собственных недрах, чего нельзя сказать про Беларусь. Последняя получает дешевый импортный газ исключительно по политическим мотивам: россияне практически даром получили контроль над ГТС своих соседей. Кроме того, ценовая политика России на экспортируемое топливо в ближнее зарубежье активно диктуется имперскими амбициями этой большой страны, в силу чего в арсенале инструментов внешнего воздействия у россиян сегодня фигурирует и газовая дипломатия.
До конца весны следующего года Еврокомиссия планирует провести глубинное исследование касательно факторов формирования цен на газ и электроэнергию в рамках усилий по сокращению ценовой разницы со США, заявил комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер. «Опасность в том, что цены на энергию в ЕС в общем слишком высоки», сказал он. Оттингер считает, что столь высокие цены могут быть следствием привязки контрактной стоимости газа к мировым ценам на нефть, монополизма, единых поставщиков и не полностью интегрированного энергетического рынка.
Также он отметил, что на конечную стоимость голубого топлива влияют и затраты, связанные со строительством новой инфраструктуры, терминалов сжиженного газа и добавления газопроводам реверсных функций. Не последнюю роль, по словам комиссара, играют и государственные налоги и сборы.
«Субсидии, помощь и поддержка являются частью ценообразования и могут вести к росту цен. Ми хотим знать, какими являются субсидии для газа, возобновляемых источников и атомной энергетики. Нам нужна полная оценка стоимости», — сказал Оттингер. «Поэтому в конце весны у нас будет полный обзор цен и субсидий».
Слишком большая разница цен на энергоносители в рамках одного региона влияют на конкурентоспособность промышленности. Об этом идет речь в новом «Мировом обзоре энергетики-2013», представленном Международным энергетическим агентством (МЕА). В МЕА считают, что ЕС и Япония потеряют около трети из нынешней доли мирового рынка экспорта энергоемкой продукции, в частности, из-за высоких цен на природный газ, уголь и электроэнергию.
«Более низкие цены на энергию в США означают, что они в лучшем положении, чтобы получить экономические преимущества, в то время как высокие затраты энергоемких отраслей в Европе и Японии будут тяжелым бременем», - уточняет ведущий экономист МЕА Фатих Бироль.
Среди возможностей для смягчения влияния высоких энергетических цен документ называет энергоэффективность: до 2035 года две трети экономического потенциала от энергоэффективности могут остаться неиспользованными, если не преодолеть рыночные барьеры.
Одним из них и является субсидирование некоторых видов топлива, в том числе газа, что стимулирует его расточительное потребление, которое уже обошлось миру в 544 млрд долл. в 2012 году.
Европа может уменьшить зависимость от импортного голубого топлива именно путем усиления энергоэффективности, увеличения собственной добычи газа и сокращения энергетических субсидий, отметил Фатих Бироль.
Ускоренное движение к формированию мирового газового рынка могло бы также сократить ценовую разницу по регионам. Реформы газового рынка и ценообразования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также экспорт сжиженного газа из Северной Америки могут стимулировать смягчение жестких норм контрактов на торговлю газом и его привязки к высоким ценам на нефть.
«Такие контракты на поставки газа могут быть пересмотренными, чтобы уменьшить затраты, поскольку поставщики, с большой долей вероятности, уменьшат влияние на цены», — сказал Бироль. «Таким образом рынок становится «рынком покупателей», — сказал он.
Появление ряда новых источников поставок сжиженного газа в начале 2020-х годов может «усилить влияние покупателей во время переговоров касательно контрактов, ускоряя тем самым изменения в парадигме ценообразования», - говорится в отчете МЕА.
Формирование единого энергорынка Европы должно быть завершено как можно скорее. Нужно приложить максимум усилий для того, чтобы осуществить постройку жизненно важных трансграничных сетей и энергетических бирж при одновременном обеспечении функционирования других составляющих энергосистемы.
Таким образом Европа максимизирует производство и потребление чистой возобновляемой энергии, сократит чрезмерную энергозависимость и цены на энергоносители для своих граждан.
Подходит ли такой сценарий для Украины, вполне очевидно в виду нашего желания стать частью европейского рынка газа, что выражается как в заявлениях чиновников, так и в обязательствах, взятых Украиной на себя в рамках Энергетического сообщества. Но особенно важным для нашей страны является системный подход к этому вопросу.
Уже не одно десятилетие реформы ждет отечественная отрасль ЖКХ, которая, как минимум, вдвое затратнее, чем у западных соседей. Не первый год чиновники говорят и об энергоэффективности. На повестке дня стоит уменьшение стоимости импортного газа. Для этого правительством находятся альтернативы поставок, что в какой-то степени усиливает нашу позицию на переговорах с Москвой об уменьшении стоимости российского газа для Украины, который занимает львиную долю импорта голубого топлива. Больше газа по меньшей стоимости — дополнительный аргумент не повышать цены на газ для населения, чьи доходы и без этого в значительной степени расходуются на коммунальные платежи. Однако все это до поры до времени: с приближением к Европе Украине придется отказываться от системы субсидирования и заменить ее как минимум адресной помощью теплокоммунэнерго.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.