Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Цена энергетической безопасности — ЕС ставит на Украину

16 октября 2013, 11:00 1

Украина поможет обеспечению энергетической безопасности Европы. Такой вывод можно сделать из последнего заявления Еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер.

«Украина становится не только транзитной страной для транспортировки газа из России, но она имеет и потенциал для хранения газа. Украина — страна с наибольшими возможностями для хранения газа. Мы рассматриваем (возможности хранения — Inpress.ua) 35 млрд м3 газа, возможно, до 60», — сказал он 15 октября. Оттингер убежден, что этот потенциал будет обеспечивать большую безопасность поставок газа. В настоящее время в украинских подземных хранилищах газа можно хранить более 31 млрд м3.

Безусловно, тот факт, что Украина в глазах ЕС становится не только транзитной страной для транспортировки газа, но и потенциальным местом для хранения голубого топлива, вселяет оптимизм. «Это уже какие-то конкретные шаги, которые направлены на то, чтобы показать, что Украина не останется с Россией один на один в газовых делах. Что-то вроде того, что ее не бросят», — комментирует заявление еврочиновника сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

А вот эксперт по вопросам энергетики Владимир Сапрыкин увеличение объемов наших ПХГ считает долгосрочной перспективой. «Фактически предлагается увеличить объемы хранилищ вдвое. То есть можно увеличить, где-то на 10 млрд, но это достаточно затратное дело, и пока я не вижу, чтобы европейские структуры предлагали деньги на расширение ПХГ. Хотя такие программы в Украине готовы, сделаны определенные оценки и направления работ по каждому хранилищу. И действительно, при реализации программы модернизации, реконструкции ГТС, ПХГ могут быть расширены как часть той же ГТС. Но это будет не 60 млрд м3, конечно», — отмечает эксперт.

Вместе с тем даже сегодня украинские ПХГ имеют возможность хранить дополнительные объемы газа для европейцев.

Как сообщили в «Нафтогазе Украины» по состоянию на 1 октября в ПХГ находилось 17 млрд м3 природного газа. «Учитывая, что прогнозная цена природного газа составляет свыше 390 долл. за 1 тыс. м3 (одна из самых высоких цен в Европе, — Inpress.ua), рыночная стоимость указанных объемов природного газа составляет примерно 53 млрд грн», — говорится в сообщении компании.

Как считают в «Нафтогазе Украины», такого объема в ПХГ вполне достаточно для прохождения отопительного сезона и обеспечения бесперебойного транзита газа. Ранее в компании заявляли, что для бесперебойности транзита достаточно и 13-14 млрд м3.

Таким образом в настоящее время в отечественных ПХГ хранится фактически максимально необходимый объем газа (с запасом 3-4 млрд м3) для успешного прохождения отопительного зимнего периода. Причем в резерве остается чуть мене половины объемов мощностей наших ПХГ — порядка 15 млрд м3. С одной стороны, такое положение вещей позволяет Украине минимизировать технологические затраты, а с другой, уже сегодня открывает для той же Европы возможность хранить у нас свой газ.

Желание ЕС как можно сильнее себя обезопасить от проблем с поставками газа вполне объяснимо — Украина и Россия уже не раз доходили до так называемых газовых войн, от которых в итоге страдали европейские потребители.

История войн

За всю историю независимой Украины было две крупнейшие газовые войны с Россией: в 2006-м и 2009-м годах. Политических и экспертных мнений по поводу причин их возникновения накопилось много. Кто-то связывает их с политикой, кто-то — с экономикой.

Так, в 2005 в результате Оранжевой революции в Украине пришел ко власти, якобы «невыгодный» Москве президент Виктор Ющенко, который стремился ущемить интересы северного соседа в своей стране в целом. А Россия никак не хотела европейского движения Киева, которое так пропагандировал новый глава страны. Формально же в первые дни нового 2006-го года Украина не получала импортный газ из России из-за нежелания платить новую цену на него в размеры 230 долл. за тыс. м3, что превышало предыдущую стоимость больше чем в 2 раза. В итоге цена на газ была установлена на уровне 95 долл. за тыс. м3, а также на рынке появился новый газовый трейдер — «РосУкрЭнерго».

Причиной спора в 2009-м стало намерение «Газпрома» поднять для Киева цену до европейского уровня в 450 долл. за тыс. м3. 1 января 2009 года Россия прекратила поставки газа в Украину, а 7 января на несколько дней перекрыла и транзит в Европу, заявив, что Украина несанкционированно отбирает (а фактически) ворует проходящий через ее территорию газ. Лишь 19 января был подписан действующий газовый контракт на 10 лет, который тогда поставил точку в конфликте и убрал с украино-российских газовых отношений всяческих посредников. В первом квартале 2013 года согласно действующему контракту (с учетом скидки в 100 долл за 1 тыс. м3 по Харьковскому соглашению 2010 года) цена составляла около 406 долл. за тыс. м3 и была самой высокой в Европе

И в 2005, и в 2009 годах формальными причинами для начала газовых войн служили заявления о нежелании украинской стороны платить за газ высокую цену, в разы превышавшей ту, к которой Украина привыкла за 14 лет независимости.

В результате газовых конфликтов страдали и Украина, и Россия, и Европа. Первая теряла имидж надежного транзитного партнера в силу информационной политики России, а Россия, в свою очередь, настраивала против себя и Украину, и Европу. Европа же просто начала мерзнуть в период пиковых минусовых температур.

Информационная политика России заключалась в регулярной трансляции во внутренних и заграничных СМИ информации о том, что Украина несанкционированно отбирает газ, предназначенный для европейцев. Можно долго спорить о том, делала Украина это на самом деле или нет, но из-за медиа-сообщений у европейцев, россиян и даже некоторых украинцев складывалось негативное мнение о нашей стране. Украинские СМИ при этом практически отмалчивались, работая в штатном режиме.

В любом случае на тот момент Россия своего добилась: после газовых войн и дефицита российского импортного газа европейцы активнее начали поддерживать газпромовские проекты альтернативных газопроводов в обход Украины (в частности «Северный поток»). Украина, хоть и на бумаге, но потихоньку начинала терять статус монопольного транзитного партнера для ряда стан ЕС. Так, в период с 2005 по 2012 год объемы транзита российского газа через отечественную ГТС уменьшились почти в 2 раза.

Но не бывает худа без добра. Европа не только «скушала» информационную «конфетку» России о ненадежности Украины как транзитного партнера, но и осознала собственную зависимость от импорта российского голубого топлива. Именно после газовых противостояний Москвы и Киева в Европе появились очередные планы строительства новых газопроводов, которые связали бы континентальную Европу з газовыми месторождениями в Норвегии, Северной Африке и Средней Азии в обход России. Позже в ЕС началась активная политика по отходу от поставок лишь традиционного газа и все чаще внедрялись технологии энергосбережения. Примечательно, что на сегодняшний день ЕС вывел из списка приоритетных один из альтернативных проектов России «Южный поток».

Украинская ГТС

Возможен ли новый 2014 без газа?

На данный момент о наличии формальных причин для начала газовой войны, тем более образца прошлых лет говорить не приходится, но до зимы многое может измениться. Осенью Украина сделала выбор между восточным и западным вектором внешней политики в пользу последнего. Однако сделает ли выбор в сторону украинской ассоциации ЕС, мы узнаем в ноябре.

После ноябрьского саммита Восточного партнерства в Вильнюсе Украину могут ждать разные сценарии дальнейшей жизни. То же самое касается и газового рынка в целом и газовых отношений с Россией в частности. Как бы не закончилась грядущая встреча на высшем уровне, у ЕС и Украины на сегодня есть общая проблема: зависимость от поставок российского газа. Примечательно, что оба субъекта на сегодняшний день решают ее в одиночку, хотя совместными усилиями монополию Газпрома остановить было бы гораздо легче.

Однозначно, что у Европы больше возможностей для диверсификации поставок, а также инструментов для их использования. Но тем не менее Украине тоже есть, что предложить западу. В информационном поле сегодня активно обсуждается тема создания Восточноевропейского газового хаба, в который могут быть включены западноукраинские подземные хранилища газа.

Украине пора окончательно определиться, по каким правилам должен играть ее газовый рынок. То, что она является членом Европейского энергетического сообщества, накладывает на нее некие обязательства по внедрению европейского «газового» законодательства и реформирования рынка газа уже сейчас.

Независимо от исхода Вильнюсского саммита, важно ответить на следующий вопрос: а нужна ли России очередная газовая война с Украиной и зачем? Даже мнения российских экспертов гласят, что смысла попросту в ней нет.

Директор российского Института энергетической политики Владимир Милов уверен, что после газовой войны 2009-го давить на Украину стало опасно. По его словам, с тех пор наша страна начала импортировать меньше российского газа. Усугубляет положение и падение спроса на него в Европе. В таких условиях любое агрессивное поведение «Газпрома» может лишний раз доказать ненадежность его как партнера, что на фоне потери рынка ему крайне невыгодно.

По мнению экс-представителя Президента Украины по энергетическим вопросам Богдана Соколовского, «Кремль сегодня такой непрогнозируемый — а именно он непосредственно влияет на «Газпром», — что можно ожидать всего. Технически невыгодно, экономически невыгодно, но политически можно ожидать всего», — уточнил эксперт.

Украинский политолог Юрий Романенко считает, что «в этих условиях Украина играет правильно — она играет на интересах ЕС. Когда Киев говорит о готовности принять третий энергетический европакет — он показывает, что готов правила ЕС распространить на свою территорию, что играет на руку еврокорпорациям. Объективно… РФ будет продолжать давить на Киев — чтобы получить контроль над ГТС. Ведь если Киев начнет вводить на свой рынок европейские концерны — то «Газпром» потеряет саму возможность контроля над украинской ГТС».

Вопрос зависимости от российского импортного газа Украине легче решать вместе с Европой. В случае успешного качественного внедрения европейского «газового» законодательства Украина получит доступ к европейским газопроводам. Если найти на европейском рынке и объемы газа, диверсификацию внешних поставок можно решить еще быстрее.

Стоит отметить, что Европа демонстрирует готовность участвовать в решении проблемы газовых отношений Киева с Москвой. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский предлагал Европейской комиссии провести аудит украинско-российских газовых соглашений. По его словам, Еврокомиссия могла бы участвовать в аудите договоров, поскольку Евросоюз выступал в качестве советника во время их заключения в 2009-м.

Россия на подобное заявление традиционно отреагировала негативно. Как отмечается в комментарии российского МИДа, «любые попытки подвергать сомнению упомянутые российско-украинские договоренности юридически неправомерны…Предельно ясные правовые рамки данного вопроса не требуют никакого «внешнего аудита» и должны быть усвоены всеми, кто заинтересован в обеспечении энергобезопасности Европы», — заключили в российском внешнеполитическом ведомстве. Из слов заключения становится понятно, что Россия Украину теперь не отделяет от Европы.

Но следует сказать, что и не желает отпускать. Так советник президента России Владимира Путина Сергей Глазьев заявлял, что в случае подписания соглашения не будет возможности реализовать планы резкого, трехкратного снижения цен на газ до уровня 160 долл. за тыс. м3.

«Мы планировали отменить экспортную пошлину, — добавил Глазьев. — В совокупности Украина получила бы улучшение условий торговли на сумму 5,5 млрд долл. в год только за счет этих двух шагов. А в целом, если бы Украина вернулась в интеграционный процесс, в Таможенный союз, то условия улучшились бы для нее на 10 млрд долл. ежегодно». Кроме того, Глазьев предупредил, что Украине не уйти от дефолта в 2014 году в случае подписания соглашения об Ассоциации с ЕС.

Из такой риторики Москвы можно заключить, что единственным механизмом влияния на Украину своей газовой политики Россия рассматривает цену на голубое топливо. Но в данных реалиях «Газпром» вряд ли пойдет на ее резкое повышение этой зимой, поскольку тогда необходимо будет пересмотреть контракт от 2009 года, чего Украина так и ждет.

Одной лишь газовой дипломатией теперь Москве с Украиной не справиться, тем более зиму в Украине синоптики обещают относительно теплой. Кроме того, европейский выбор Украины в этом году не позволит Европе оставаться в стороне в случае газовых трений. Украине осталось лишь выполнять взятые на себя обязательства перед Энергетическим сообществом.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях