Проблема «трубных» войн между Киевом и Москвой в последние годы выскакивает, как черт из табакерки. Почему же трубы, которые изначально предназначены для соединения, в данном случае разъединяют?
Российский и украинский рынки стальных труб с первых дней становления независимости обеих стран довольно существенно отличаются по своей структуре и инновационно-технической политике.
Российские производители стальных труб большей частью ориентированы на удовлетворение спроса собственного рынка. В 2012г. доля экспорта в российском производстве стальных труб составила 11,5%, а их видимое потребление — 9,4 млн. т (табл. 1).
Объем российского рынка стальных труб составляет 9-10 млн. т. Загрузка производственных мощностей российских трубных компаний по данным Росстата в 2009-2011гг. колебалась в диапазоне 71-74%. По производству стальных труб Россия занимает третье место в мире.
Таблица 1
За последние десять лет российские трубные компании по данным Фонда развития трубной промышленности РФ (ФРТП) инвестировали более 12 млрд. USD в модернизацию своих производственных мощностей. По мнению директора ФРТП Олега Калинского именно это позволяет сегодня российским трубным компаниям успешно конкурировать на мировом рынке стальных труб практически по всему ассортименту производимой продукции.
Объективности ради следует отметить, что трубное производство России и Украины находится в разных весовых категориях.
Если в 2008-2012гг. производство стальных труб в России колебалось в диапазоне от 6,6 до 10 млн. т, то в Украине — от 1,7 до 2,5 млн. т (рис. 1). Причем, если российское трубное производство превысило объем производства не только кризисного 2009г., но и достаточно успешного 2008г., то украинские трубники так и не смогли превзойти показатель 2008г.
Следует отметить, что и в текущем году трубные тренды у стран-соседей будут различными. Оценка ситуации показывает, что российские трубники сохранят позиции прошлого года (примерно 9,6 млн. т), а украинские — уменьшат производство на 14% до 1,9 млн. т.
Украинские трубные компании из-за слабости внутреннего рынка традиционно ориентированы на экспорт. По итогам 2012г. более 70% произведенной трубной продукции Украина поставила на внешние рынки (табл. 1).
Как следует из материалов ОП «Укртрубопрома» трубные предприятия Украины отстают от мирового уровня по показателям энергетических затрат, которые в 1,5-2 раза больше из-за использования морально и физически устаревших печей.
Помочь украинским трубникам выровнять ситуацию должна была принятая в 2004 году «Программа развития и реформирования горно-металлургического комплекса на период до 2011г.».
Согласно данной Программы украинские трубные компании планировали провести модернизацию, расширить номенклатуру продукции и довести к 2011 году производство стальных труб до 3 млн. т.
К сожалению, итоги реализации данной Программы так и не подведены, а причины ее невыполнения не проанализированы.
Укрупненный анализ присутствия украинских стальных труб в российском трубном импорте по итогам 2012г. свидетельствует о том, что в количественном измерении доля украинских труб колеблется в интервале 55-63%, а в стоимостном — 38-56%(рис. 2).
Расчет проведен автором по данным ITC.
Однако не это является показательным. Поразительно то, что в 2012г. доля импорта в видимом потреблении стальных труб в России составляла 8,5%, а в Украине — 10,8%. В связи с этим возникает вопрос, какая из указанных стран в большей степени должна регулировать импортные поставки стальных труб?
В текущем году ключевой новацией российской политики на внутреннем трубном рынке является решение Премьер-министра Дмитрия Медведева о не продлении квот на поставку украинской трубной продукции во втором полугодии 2013г., «несмотря на целый ряд обращений по этому поводу».
Анализ информации свидетельствует о том, что такое решение, вероятней всего, было принято под давлением ряда факторов, как экономических, так и политических:
1. Замедление темпов роста экономики России в 2013 г. и ближайшей перспективе. В первом полугодии 2013г. по данным Росстата рост промышленного производства в стране составил 0,1% (3,1% в первой половине 2012 года).
Ожидается, что строительная индустрия РФ, на которую приходится в потреблении около 36% рынка стали, будет расти приблизительно на 2–3%, автопром — около 5%, тяжелое машиностроение — 6%, бытовая техника — около 13%. Отмечается, что производство бытовой техники является один из новых элементов машиностроения России, относящихся к крупным потребителям металлопродукции.
Согласно данным опроса руководителей промышленных предприятий России, проведенного Институтом Гайдара и озвученных 19 июля 2013 г. заведующим лабораторией конъюнктурных опросов Института Сергей Цухло, «спрос на их продукцию продолжает падать, производство снижается, отпускные цены промышленности падают, инвестиционные планы предприятий на второе полугодие 2013 г. в минусе, никакого оживления инвестиций российская промышленность не планирует».
2. Обозначилось перепроизводство металлопродукции в России, которое оценивается Минпромторгом России примерно в 10%.
3. Рентабельность производства стальной продукции в РФ за период с 2007 по 2012 год в среднем упала с 31 до 13–14%. Отмечается устойчивый рост цен и тарифов естественных монополий России. В результате образовался очень значительный разрыв между динамикой цен на стальную продукцию и динамикой цен и тарифов естественных монополий.
При этом цены на электроэнергию в РФ приблизились к европейским ценам. Хотя это вполне логично, поскольку согласно обязательств перед ВТО, Россия должна привести внутренние цены на энергоносители к рыночным уровням. Вследствие этого ухудшается конкурентоспособность российской черной металлургии.
4. Инвестиции в чёрную металлургию РФ в целом за 2000—2012гг. составили 1,34 трлн. RUR. При этом в 2000—2008гг. среднегодовые инвестиции увеличились в 8,7 раза по сравнению с тем, что было в предшествующее десятилетие. В результате российская черная металлургия по состоянию основных фондов и по технологиям находится на передовых позициях в мире.
5. В «Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020г.», утвержденной в 2009г., планировалось, что в результате развития российской экономики к 2020г. значительно (в 1,35 раза) возрастет спрос на стальные трубы. Прогнозировался также рост объемов производства стальных труб (в 1,54 раза), резкое сокращение их импорта (почти в 4 раза) и увеличение экспорта (примерно в 1,32 раза). Уже к 2015г. декларировалось практически полное решение проблемы импортозамещения труб и заготовок для них за исключением импорта по соображениям логистики.
Если экстраполировать плановые данные данной программы на текущую ситуацию, то российский рынок практически вышел на контрольную цифру по потреблению стальных труб и вплотную приблизился к таковой по их производству. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Правительство России делает следующие шаги по реализацию указанной Программы.
С одной стороны Россия прилагает усилия для снятия торговых ограничений для российской металлопродукции на внешних рынках, а с другой стороны, вводит или ужесточает меры по защите собственного внутреннего рынка. Однако проводя политику сжатия импорта, российские правительственные менеджеры, на наш взгляд, упускают одну небольшую деталь. Ибо уменьшение количества игроков на внутреннем трубном рынке ведет к росту монополизма. А там где монополизм, там и диктат цен.
Ведь уже в настоящее время российский рынок трубной продукции характеризуется коллективным монополизмом и контролируется тремя основными игроками (ТМК, ОМК, ЧТПЗ) с доминированием ТМК.
Поэтому насколько рентабельным будет строительство и нефтедобыча в России через несколько лет вследствие формирования монопольных цен на стальные трубы соответствующего сортамента, остается открытым. Как и вопрос о сбалансированности цен по всей цепочке изготовления товаров. А ведь отсутствие такого алгоритма и привело к кризису в мировой экономике.
Еще одним рычагом давления на импортные стальные трубы является политика импортозамещения в России. К примеру, в сегменте бесшовных труб нефтегазового сортамента ОМК начинает строить на площадке Чусовского металлургического завода (Пермский край) трубо-сталеплавильный комплекс производительностью 300-350 тыс. т (I очередь) и до 450-500 тыс. т (II очередь).
В номенклатуре продукции насосно-компрессорные, обсадные и линейные бесшовные трубы для обустройства газовых и нефтяных месторождений. Именно на эти трубы украинского производства введены пошлины.
Пуск нового электросталеплавильного цеха и первой очереди трубопрокатного производства планируется осуществить в конце 2016г. Следует отметить, что реализация проекта стала возможной благодаря государственной поддержке в виде предоставления гарантий на сумму 21 млрд. RUR.
Что касается реализации продукции нового предприятия, то поскольку ЧМЗ принадлежит ЗАО «Металлургическая инвестиционная компания», которая создавалась для оказания услуг по комплектации предприятий нефтегазового комплекса, то такая проблема маловероятна. В результате давление на алогичную импортную трубную продукцию на российском рынке усилится еще более.
В то же время в ближайшей перспективе возможно ужесточение конкуренции на российском трубном рынке. Ибо имеются обязательства России перед ВТО о постепенном уменьшении импортных пошлин на целую гамму товаров, в том числе и на стальные трубы до 2015 г. (табл. 2).
Сопоставление данных позволят высказать в определенной степени крамольную мысль. Россия постепенно закроет окно возможностей для Украины под названием квотирование импорта и полностью перейдет на регулирование импорта посредством различного рода расследований.
В частности, касательно украинских труб директором Департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК еще 16 апреля 2013 г. было направлено Уведомление «О начале повторного антидемпингового расследования в целях пересмотра индивидуального размера ставок антидемпинговых пошлин в отношении некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины и ввозимых на единую Таможенную территорию Таможенного союза». Так что процесс идет...
Вне всякого сомнения, украинским трубникам предъявят обвинение в торговле по заниженным ценам. Правда, общественность никогда не узнает, как именно сравнивались эти цены. Ибо можно посчитать цены по коду товара, а можно в качестве базы сравнения цен на трубную продукцию опираться на одинаковые стандарты на продукцию.
Очевидно, что в ближайшей перспективе украинским трубным компаниям на российском рынке следует готовиться к худшему: уменьшению доли на рынке. Решение следует искать в выходе на новые рынки и давлении на украинское правительство с целью реального стимулирования внутреннего потребления стальных труб.
А если говорить серьезно, то сотрудничество с Россией нужно ставить на новые рельсы. И дело совсем не в Таможенном союзе или ЕС, а в том, что Украина и Россия находятся в одной лодке под названием планета Земля. Два государства должны искать точки соприкосновения на рынке интеллекта. Ибо только разумный подход путем объединения интеллекта производителей, продавцов и потребителей трубной продукции позволит, не посягая на независимость обеих стран, обеспечить должную работоспособность экономик Украины и России в глобализированной мире.
Таблица 2
Россия: динамика импорта стальных труб (коды 7304, 7305, 7306) в 2008-2012 гг. свидетельствует о существенной неритмичности поставок. В этот период минимальный объем импорта труб составлял 584 тыс. т, а максимальный — 1606 тыс. т.
Украина: динамика поставок стальных труб в Россию весьма тесно связана с импортными закупками России. Коэффициент корреляции между ними составляет 0,97. Следует отметить, что доля Украины в российском импорте стальных труб в 2008-2012 гг. характеризуется понижающим трендом.
Расчеты автора по данным ITC
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.