Нам без праздников никак. Наша страна — страна праздников. В остальное время на нее лучше не смотреть. В остальное время она, как девушка «в возрасте», — брошенная, забытая и не накрашенная. Только в праздники на нее можно смотреть без жалости. Может, поэтому они нам так нужны?
Ничего себе в Европу сходили! «Что это было?» и «Чем все закончится?» — самые актуальные для Украины вопросы. Чем закончится Майдан? Чего ждать от неожиданно воскресшей дружбы с Россией? Чем завершится поиск виноватых и наказание пострадавших?
Как всегда, за все ответит время. Но потом. Потому что в декабре время традиционно занято. Оно уже зовет паковать и раскладывать подарки. Как всегда, невзирая ни на что.
«В воздухе витал страшный дух праздника!». Так мог бы сказать в эти дни Иван Охлобыстин закадровым голосом армейской комедии «ДМБ». Но нам сегодня было бы не смешно. Украинский декабрь получился и крепким духом, и армейским, и не по-гоголевски страшненьким. Вий уступил звание народного ужастика «Беркуту». Очертить центр столицы мелом и надеяться, что это спасет всех, кто верит хоть во что-нибудь, не получилось.
Но все равно календарь неумолимо «приближает». Его нельзя отменить ни решениями Шевченковского суда, ни резолюциями Европарламента, ни происками Газпрома. Можно снабдить каской каждого снеговика, навсегда отменить главную елку страны, но нельзя отменить главный праздник страны.
Неизвестно, чем закончится Майдан-2013, но декабрь обязан закончиться Новым годом. Совсем скоро запах оливье, селедки под шубой, подсыхающей елки и мандаринов вытеснит все остальные запахи. Будем целиться пробками в люстры. Пить шампанское перед водкой. Чокаться, считать до двенадцати и надеяться изо всех сил. А еще улыбаться незнакомым людям, желать им чего-то хорошего, поздравлять с балкона, в форточку. Кричать через дорогу «Люди, с Новым годом!».
У нас есть традиция — каждый год, тридцать первого числа, приоткрывать душу, чтобы пустить внутрь немножко праздника и выпустить наружу немного доброты. Потому что — Праздник! В остальные дни у нас не принято. Не приучены. Может, поэтому нам так нужны праздники.
Нам необходимо Восьмое марта, чтобы улыбаться женщинам, 23 февраля, чтобы они могли нам ответить взаимностью. Нужен День Учителя, чтобы вспомнить об учителях, 9 мая, чтобы вспомнить о ветеранах. Нужна Пасха, чтобы обменять древнюю библейскую новость на возможность безнаказанно поцеловать красивую соседку. Нужен День рождения, чтобы услышать, как тебя любят даже те, кто терпеть не может все остальное время. Нужен день ВДВ, чтобы понять, что за мир нужно бороться, а фонтаны — охранять.
Для того, чтобы любить Родину, нам нужен повод. К праздникам у нас все чистится, красится, ямочно ремонтируется и даже амнистируется. Именно на праздниках работает наше государство. В этом его основное отличие от тех государств, что работают в будни.
Принцип «хлеба и зрелищ!» все еще актуален в части зрелищ. Выдать по поводу, наградить по случаю, пообещать, пользуясь тем же случаем. И конечно, не забыть положить разницу в карман. У нас праздники — не только информационный повод, но и повод финансовый. Без этого нет движения денежных потоков в нужном направлении. Поэтому нам никак без Евро-2012, без Евробаскета, без планов на Олимпиаду.
Это отработанный повод распилить остатки бюджета и красиво выступить на фоне подготовки. Особенность праздничной политики — можно обещать перед и не нужно отчитываться после. «После» будем готовиться к следующему празднику. Свежепридуманному или традиционно-ежегодному.
Их у нас хватает. В официальном списке — 93 активно действующих «повода». Некоторые даже заселены группами в один день.
Архитекторы, речные и морские флотоводцы и работники кооперации вынуждены тесниться в одну дату 7 октября. 14 октября можно с утра отметить Покров Пресвятой Богородицы, к обеду плавно перейти ко дню Художника, чтобы под вечер торжественно измерить свои возможности в честь Дня работников стандартизации и метрологии.
А еще нефтяники как-то совпали с танкистами, выпускники — с пограничниками, библиотекари с машиностроителями. День музыки как будто специально создан для людей преклонного возраста. Вероятно, потому, что с возрастом слух становится лучше?
Государство обеспечило себе 93 возможности поздравить, обратиться и потратить. А если будет мало, то еще не все виды спорта провели у нас свои чемпионаты за наш счет. Еврокерлинг, Еврокрикет и Евродомино ещё не освоены. И далеко не все религиозные праздники тесно слились с официально отделенным от них государством.
С государством понятно — ему без праздников никак. Поэтому со слезами на глазах официально подсчитывая потери ВВП от каждого красного дня календаря, внедряя рабочие субботы и рекомендуя гулять «на усмотрение работодателя», оно будет продолжать охранять и плодить те самые красные дни.
Кто поверит в высокую эффективность рабочей субботы половины страны, когда вторая половина не вышла «по усмотрению»? Что делать на работе бухгалтеру, если у банка выходной или работающему родителю, когда в садике «выпускной»?
Реально нерабочих дней гораздо больше, чем указано в календаре. Если хоть кто-то в «производственной цепочке» празднует, всем придется подождать. У кого поднимется рука побеспокоить мужика 23 февраля, бухгалтера — в День бухгалтера, банкира — в День банковского работника? Заболеть в день, когда празднуют врачи, — вредно для здоровья! Совершить преступление в день милиции — это получить «праздничную» надбавку к сроку!
Государство дает повод, а празднуем его мы. Вернее, мы не празднуем, мы — отмечаем. Где-то есть праздники с обрядами и традициями, где-то бросаются апельсинами и томатами, бегают по улицам от быков. Где-то в память о мировой войне обходятся без «фронтовых ста грамм» и просто замирают на минуту в 11.00 11 числа 11 месяца с цветком в петлице. Где-то есть карнавалы с красивыми танцовщицами и даже дни свободной любви между мужчиной и женщиной, чтобы там не говорили о Европе.
У нас — алкогольные традиции в основе культуры, а сексуальные термины в основе языка. Поэтому всё не там, где у других. На все случаи — универсальный застольный сценарий. Поэтому нам, в принципе, все равно, что отмечать. Особенно после первых трех тостов. Мы в состоянии совместить языческий Хэллоуин с Рождествами всех конфессий поочередно, «новый» Новый год «по Владивостоку, Москве и Киеву», со «старым» Новым годом.
1 и 2 мая у нас по-прежнему «День солидарности» даже без демонстраций солидарности. Вот Ивана Купала, пожалуй, никогда не станет всенародным. Юные красавицы в венках и ночных рубашках — это, конечно, завораживает, но если мы, предварительно «подготовившись», дружно выйдем ночью в лес прыгать через костер… На работу вернутся не все!
Мы — мечта маркетолога закусочной группы товаров и ужас диетолога. График завоза булькающего ассортимента легко прогнозировать, пищеварение — тяжело лечить. Где-то праздники приносят радость. Наши — временную нетрудоспособность с привкусом цирроза, фестала и аспирина. Мы умеем пить «за все хорошее» так, чтобы было плохо. После праздников нам необходимо отдохнуть. Очень многие говорят, что мы не умеем работать так, как европейцы, американцы или японцы. Но беда в том, что мы и отдыхать не умеем. По-настоящему.
Мы за 20 лет независимости так и не сумели ничем заменить Первомай и Кремлевские Куранты! Где наши певческие праздники, как в Эстонии, День рождения Джульетты, как в Вероне, День велосипедиста, как в Нидерландах, шотландские Игры горцев или огненный Праздник викингов Апхеллио? Где наши аналоги Дня святого Патрика, Национального музейного уикенда или «Похорон трески»? Где наш ночной салют и соревнования по гребле в честь покровителя Пизы святого Райнерия?
За все эти годы мы сумели приподнять День налоговой и День работника прокуратуры — до уровня государственного праздника «одаривания» в особо повсеместных размерах и научить наших невест по-западному прицельно метать букет за спину. И… все.
У нас лучше получается торжественно и всенародно скорбеть, чем всенародно веселиться. И это при том, что именно у нас 1 апреля давно заслужил право быть «национальным днем победы юмора над здравым смыслом».
При всей наполненности календаря, у нас… дефицит настоящих праздников. Не для протокола, а для радости. Чтоб потренироваться получать удовольствие. Сначала — от праздника, а потом, глядишь, и от работы.
И еще у нас очень мало праздников для детей. Мало сказок и праздничного волшебства. Яркого, разнообразного. Чтобы на всю жизнь осталось ощущение праздника, умение радоваться и вера в то, что добро хоть когда-нибудь… Сколько праздничных персонажей мы дали нашим детям? Дед Мороз, Снегурочка и Котигорошко против Зубной Феи, Пасхального Зайца, Песочника, гномов и целой армии персонажей, которые окружают детей «у них»?
Где наши отечественные фиксики, смурфики, бурундучки, которые спешат на помощь? Ведь наши дети с самого детства играют в импорт. Стоит ли удивляться, что повзрослев, они, как мы, не хотят «здесь». Или к российским фиксикам на Восток, или к смурфикам на Запад. В кого им играть здесь? В нас? Угрюмых, злых и уставших праздновать?
Календарь приближает. Примем на старте залпом восемь выходных с переносом рабочих куда-то вглубь уже нового года. Года, щедрого на удлиненные праздники и рабочие субботы согласно КЗоТУ и «на усмотрение собственника или уполномоченного им органа».
Будем переносить, отрабатывать, праздновать. Умение праздновать, пожалуй, и делает нас людьми. Остальная природа обходится без выходных. У нее все дни рабочие. А нам нужны паузы, чтобы пообщаться, порадоваться, выпустить наружу немного доброты. Нам это нужно. Может не так, как нужно государству, не в те дни и не по тем сценариям.
Мы в состоянии придумать новые праздники. Пусть, например, добавится ежегодный праздник «Майдан». Уникальный, чисто украинский. Будут собираться люди со всей страны, чтобы пожить зимой на главной площади столицы в палатках. Пообщаться. Послушать музыку в хорошей компании. Без алкоголя.
И со всего мира будут приезжать посмотреть и сенаторы, и госсекретари, и послы, и просто туристы. Чтобы почувствовать атмосферу и сфотографироваться на фоне моря сотен тысяч огоньков. Где еще в мире есть такой музыкальный фестиваль? Где еще в Европе есть такой «День Европы»? Убрать из сценария строительство баррикад, карнавальные шествия с дубинками в масках и аттракцион «убежать от Беркута», или заменить чем-то театрализованным, и праздник готов. С исторической основой, как и положено настоящему празднику.
Кстати, знаменитый итальянский праздник «Апельсиновая битва» тоже родился из средневековой истории борьбы за свободу в маленьком городке Иврея.
А Киев-то куда больше! Может, это и будет первой настоящей европейской традицией Украины?
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.