До Нового года еще почти неделя, но у наших медиков, похоже, уже в разгаре «горячая страда». Ставший традиционным месячник вызовов в связи с алкогольными отравлениями начался уже с середины декабря.
Кроме того, несмотря на отмеченную в те же дни первую «годовщину» действия законопроекта, запрещающего курение в общественных местах, украинцы, пусть уже не так глубоко, но продолжают активно вдыхать «дым отечества».
Да уж, чего не отнять у нашего человека, так это тяги к «огненной воде» да потребности побаловаться табачком. Сегодня на постсоветских просторах алкоголь и табак давно правят бал, порой бесконтрольный, отчего проблема здорового генофонда нации только разрастается. Выведет ли Украину из этой беспросветности ужесточение законов о продаже и употреблении алкогольно-табачной продукции? И куда выведет?
Издавна пьянство, как и подобает великой традиции, считалось едва ли не нормой нашего общества. Но времена меняются, вместе с ними меняемся мы, а влияние алкоголя на общество изменилось еще заметнее.
Украина по итогам прошлого года заняла третье место в мире по среднему потреблению водки на человека. Об этом красноречиво говорят результаты рейтинга, составленного на основе данных британской компании International Wine & Spirit Research. Согласно исследованию, на одного жителя Украины (включая женщин и детей) приходится 7,7 литра водки в год. Первое место в данном рейтинге принадлежит России (13,9 литра), второе – Беларуси (11,3), четвертое – Польше (7,0), пятое – Казахстану (5,9).
Не будет искажением действительности, если сказать, что увеличению употребления алкоголя мы обязаны такому фактору, как реклама. Которая, несмотря на отведенное законом время в телеэфирах после 23.00, мелькает даже в вечернем прайме, поскольку в эту пору у экранов собирается самая многочисленная аудитория. Больше на такую рекламу реагирует молодежь, хотя бывают исключения среди людей и более старшего возраста.
Однако, по мнению социального психолога Олега Покальчука, введение запретов никак не сказывается на желании людей употреблять алкоголь, поэтому от рекламы или запрещающих мер государства эта потребность не изменится. «Уже были прецеденты всяких запретов в истории — и в нашей бывшей стране, и в других, но это ни к чему не приводило. У людей есть потребность, и они будут ее удовлетворять — с помощью государства или без него, как-то уже разберутся», — уверяет Покальчук.
Другой вопрос, какой ценой может обойтись удовлетворение потребности «залить трубы». В мае этого года в Донецкой области в результате нескольких рейдов проверяющие вышли на довольно большой объем фальсифицированной продукции. Так, около 500 тыс. бутылок водки, 2,5 тыс. литров спирта и 75 тыс. пачек сигарет с поддельными акцизными марками изъяли правоохранители Донбасса в ходе проведения профилактической операции. Уже давно никто не делает водку из ядовитого метилового спирта, как в 90-х. В наше время поддельная водка и легальная отличаются лишь тем, что производитель «подделки» не покупает у государства акцизные марки и не оплачивает таможенные сборы.
Ежегодно алкоголь сводит в могилу более 11 тысяч украинцев. В постсоветских странах употребление алкоголя настолько популярно, что впору уже «меряться» количеством пациентов, которым поставили диагноз «алкоголизм». Так, на 100 тыс. населения таковых в Украине 89,4 человека. Среди лидеров – Беларусь, которая перещеголяла даже Россию: там аж 287 человек. У россиян – почти 97 человек.
Конечно же, данные официальной статистики – это лишь надводная часть айсберга. На самом деле пьющих украинцев куда больше. В этом можно убедиться, опросив наших медиков, у которых «горячая пора» приходится на новогодние праздники. Ставший уже традиционным месячник вызовов в связи с алкогольными отравлениями проходит с середины декабря по середину января.
Укротить «зеленого змия» пытались давно: вспомнить хотя бы борьбу с пьянством на производствах и сухой закон, объявленный Горбачевым в советские времена. После распада Союза сначала наступил алкогольный и табачный хаос – ведь нового закона, регулирующего оборот этой продукции, еще не придумали. Так появились «комки» – коммерческие ларьки, в которых зачастую продавалась «паленка» и сигареты. Со временем народные избранники решили развернуть борьбу на законодательном уровне, передав монополию на торговлю алкоголем и табаком в магазины, лишив тем самым владельцев ларечного бизнеса существенной части выручки.
О том, что на здоровье украинской нации не наплевать, в первую очередь, самой нации, говорит и тот факт, что в октябре этого года под окнами Верховной Рады состоялся соответствующий пикет. Активисты призывали членов профильного комитета утвердить более высокие ставки акцизов, которые будут способствовать реальному подорожанию сигарет, уменьшению уровня их доступности и наполнению бюджета. И хотя у нас год уже как действует законопроект, запрещающий курение в общественных местах и налагающий штраф за его нарушение до 10 тыс. грн, украинцы далеко не так легко отказываются от данной вредной привычки.
И все же аркан для алкоголя и табака существует не только на словах. Еще летом Кабмин принял постановление об утверждении акцизных марок нового образца и повысил их стоимость в 2,6 раза, а с 1 сентября они вступили в действие. Минэкономразвития предложило взвинтить стоимость лицензий на продажу алкоголя и сигарет вдвое и втрое соответственно в маленьких неспециализированных магазинах.
Кроме того, предлагается повысить возрастной ценз до европейского уровня, то есть до 21 года, при продаже алкогольных напитков и табака. На пиво ополчилось Министерство доходов и сборов, инициировав целых три законопроекта, согласно которым акцизы на виды этого напитка предложено повысить почти в три раза. При этом производителям и продавцам пива придется получать лицензию на данную деятельность, а пивоварам – еще и пройти регистрацию в Миндоходов. То есть пиво, по сути, приравняют к крепкому алкоголю – для него введут акцизную марку.
Пока что все эти идеи пробивают стены противоречий лишь отчасти. Но даже если направленные на оздоровление нации меры воплотить в полном объеме, каких результатов ожидать – однозначно сказать сложно.
Разумеется, сравнивать хождение алкоголя и табака среди жителей других стран и среди наших потребителей было бы не совсем корректно. Но с учетом экономических показателей и ментальности кое-что можно примерить и на нас.
К примеру, европейские парламентарии предложили снабжать сигаретные пачки предупреждающими надписями чуть ли не во всю их площадь, ограничить продажу электронных сигарет, а ароматизированные, дамские и сигареты в пачках по 10 штук вообще изъять из товарооборота.
Что касается алкоголя — подходы в европейских странах в последнее время стали разительно отличаться. К примеру, в Италии решили вообще запретить розничную продажу спиртного в вечернее время, а в Испании намерены разрешить рекламу на стадионах и уличных баннерах. Консервативные англичане тоже не продают алкоголь в вечернее время, а курение в общественных местах запрещено (хотя в пабах есть автоматы, продающие сигареты, но курить – на улицу).
В Финляндии борются с пьянством путем продаж только в специализированных магазинах и с 9 до 18 часов. Немцы тоже ограничены во времени: если бежать за бутылкой горячительного, то, как правило, до 22:00 – потом магазины закрываются (хотя есть выход – круглосуточные автозаправки с мини-маркетами). Чехи привыкли курить и пить где угодно и когда угодно, никто у них пока что эти права не отнимает.
В общем и целом, продажа и употребление алкоголя гражданами в разных странах Европы обычно стартует с возраста в 18-20 лет, но все зависит от местного законодательства и норм общества. Если в Чехии или Голландии можно найти круглосуточный бар, то в Эмиратах или Пакистане за распитие – пусть даже небольшой порции спиртного – можно с легкостью нарваться на штраф, а то и угодить в тюрьму. Кстати, самый пуританский в этом отношении эмират – Шарджа, там не продают алкоголь в ресторанах гостиниц и прилегающих магазинах. Одно время даже за курение кальяна могли «настучать по голове».
Исходя из вышесказанного, можно прикинуть примерный прогноз того, что может получиться у нас.
Говорить о тотальном запрете даже не смешно, тем более, что люди старшего поколения помнят, чем кончилась затея Михал Сергеича в Союзе. Но если последовать примеру европейских стран — ограничить продажу алкоголя по времени, то это может прижиться и в нашей стране.
Кстати, подобную идею уже подали депутаты Сергей Баландин, Олег Буховец и Александр Присяжнюк (все трое – от КПУ). Их совместное творение под №3409 предлагает повысить возрастную планку для законного употребления алкоголя и курения табака с 18 до 21 года. Кроме того, ограничить время продажи крепких напитков, запретив их реализацию с десяти вечера до восьми утра.
В этой связи уже имеется один показательный пример. В конце августа текущего года в одном из магазинов сети Metro Cash & Carry несовершеннолетнему продали алкогольно-табачную продукцию. Лицензию на реализацию этих двух категорий товаров моментально аннулировали (а стоимость лицензии – «в районе» 300 тыс. грн), дальше руководству пришлось проводить внутреннее расследование и оспаривать отъем лицензии через суд. Если учесть, что в среднем по рынку на продажу алкоголя приходится 7-13% от общего объема продаж магазина, а на долю табака – 5-6%, то можно представить себе убытки такого крупного ритейлера, как Metro.
С одной стороны, европейский пример сможет уменьшить статистику уличных разбоев, бытовых убийств, пьянства за рулем, в конце концов. Но с другой – для нашего человека нет ничего невозможного, когда речь идет об утолении алкогольной жажды. Как в песне Владимира Высоцкого: «Уж если я чего решил, я выпью обязательно…».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.