Образование – это важно. Стратегически важно как для страны в целом, так и для каждого ее гражданина в отдельности. Ведь это вопрос будущего, ответить на который не менее важно – а может, и более, – чем сделать выбор в пользу или не в пользу Европейского Союза. Или нет?
Каждому из нас, современных людей, случилось жить и трудиться в тревожное и неспокойное, но при этом и особенно интересное время. Это время разлома эпох, время тектонических сдвигов, в результате которых мир уже никогда не будет прежним. Изменения, затрагивающие всю планету, происходят с такой фантастической скоростью, которую ранее могли вообразить себе только писатели-фантасты. Процессы, на которые в прошлом уходили века, сейчас занимают годы. Да и новые технологии: информационные, нано-, био- и прочие уже далеко не чудеса, а просто составляющая повседневной жизни.
Видоизменяется мир сегодня слишком стремительно для обычного человека, причем, как правило, – в сторону усложнения. И различные приемы и методы решения задач, даже те, что появились сравнительно недавно, часто оказываются более неактуальными и неэффективными.
Поэтому в столь яркий и сложный переходный период всем нам необходимо научиться работать по-новому и более быстро: быстро ориентироваться в обстановке, быстро принимать решения, быстро управлять, быстро строить, а в дальнейшем – грамотно обслуживать построенное, чтобы обеспечить себе необходимое качество жизни. А еще – быть готовым к новым вызовам, которые с большой вероятностью принесет нам будущее. И здесь самое время поднять вопрос о том, что нам делать с нашим образованием.
Дело в том, что массовое образование очень инертно, консервативно, любым изменениям и реформам поддается с большим трудом. Это, с одной стороны, плюс – как еще системе сохранять и воспроизводить себя в столь быстро меняющихся политических, экономических и прочих условиях жизни? С другой стороны – на сегодняшний день, с учетом современной экономики, новых технологий и глобализации, разрыв между возможностями массовой школы и потребностями современного общества достиг критической отметки.
По сути, школьное образование сегодня не имеет связи с реальной жизнью, оно свелось просто к набору неких дат, фактов и понятий, которые ученик должен выучить наизусть. Большинство детей совсем не понимают смысла обучения в школе, потому что оно для них – полная абстракция, которая при этом еще и никак не согласуется с их потребностями и интересами. В результате у школьников отсутствует внутренняя мотивация к обучению. Присутствует лишь мотивация внешняя – как правило, это принуждение со стороны родителей и учителей. В лучшем случае дети ходят в школу для того, чтобы пообщаться с ровесниками – социализируются, так сказать.
Конечно же, и это огромное счастье, в нашей стране есть школы, в которых все не так – дети туда с удовольствием ходят, с удовольствием общаются с учителями, с горящими глазами работают над интересными проектами. Но больше школ обычных, «немодных», в которых практикуются крики и угрозы в качестве побуждения к учебе.
Да и основные «элементы» системы образования – ученик и учитель – уже совсем не те, что прежде. Времена, когда учитель как взрослый человек по определению превосходил в своих знаниях, умениях и компетенциях ученика – ребенка – давно прошли. Многие дети и подростки сегодня гораздо лучше и быстрее взрослых подключат компьютер, освоят новое приложение, установят программное обеспечение. Их компетенция в сфере IT-технологий часто значительно превышает компетенцию учителя.
Знания, умения и компетенции среднестатистического учителя – это вообще больной вопрос современного образования. Последние пару десятилетий молодые педагоги, приходя работать в школу, фактически проходят двойной отрицательный отбор. То есть вначале студентами педвуза становятся те, кто не смог поступить в более престижные учебные заведения, а затем работать в школу идут самые слабые выпускники педвуза – те, кто не смог устроиться на более престижную и более оплачиваемую работу. В итоге учат наших детей – далеко не лучшие из лучших, а скорее наоборот. Многие из молодых учителей знакомы с преподаваемым предметом лишь теоретически, имея весьма смутное представление о том, для чего ученику все это нужно, каким образом знания можно применить на практике. Свежий пример из жизни, иллюстрирующий уровень педагога: учительница говорит ученику, что ему необходимо хорошо знать математику для того, чтобы научиться работать с компьютером. А ученик – с пяти лет с компьютером «на ты», без всякой математики.
Содержание образования не поспевает за глобальным ускорением жизни на планете. Часто то, чему принято учить, – уже неактуально, а то, что стало актуальным, в школьной программе отсутствует. При этом вещи, которые многие относят к реформам образования, – двенадцатилетнее обучение, ЗНО – всего лишь организационные изменения, не меняющие сути системы. Для того же, чтобы современное образование соответствовало потребностям меняющегося общества, сами его основы должны быть подвергнуты серьезной ревизии.
Одной из таких основ является классно-урочная система: дети одного возраста изучают одни и те же предметы, учитель рассказывает – ученик запоминает и отвечает. Как правило, это происходит без учета уровня развития, природных способностей и личных интересов детей – в одном классе находятся просто дети одного возраста. Переосмыслены должны быть и такие вещи, как деление знаний на учебные дисциплины, система лекций, семинаров и экзаменов.
Справедливости ради заметим, что во все большем количестве школ нашей страны начинают внедрять новые способы обучения, более соответствующие духу времени, например, самостоятельные исследования учениками какого-либо объекта, исторической личности или процесса, самостоятельное проектирование чего-либо. Благо, доступ к информации благодаря интернету имеет все большее количество современных учеников. Такие вещи существуют пока точечно и без особой системы, но все же постепенно охватывают все большее количество учебных заведений нашей страны.
Важной составляющей образования является также система оценивания. Оценки используются для того, чтобы каким-то образом зафиксировать уровень знаний и умений ученика. При этом шкала особого значения не имеет – принципиальных различий между «пятибальной» и «двенадцатибальной» системами нет. Имеет значение область, в которой с помощью оценок можно что-то измерить. А она в современной школе достаточно узкая: фиксируются и оцениваются исключительно конкретные знания ученика по конкретному предмету.
Но ведь помимо написания контрольных работ и итоговых тестов каждый ученик может проявить себя еще множеством дополнительных способов. Например, вести активную общественную деятельность, помогать другим, проходить практику на реальных рабочих местах, вести самостоятельные исследования в областях, не имеющих к учебным предметам прямого отношения. Все это, как и умение принимать решения, умение думать и брать на себя ответственность, не находит никакого отображения в учебных оценках. А значит – никак не влияет на его перспективы в дальнейшем обучении, трудоустройстве и карьерном росте.
Разумной альтернативой существующей системе оценивания могла бы стать, например, система портфолио, которая широко используется в странах Европы и США. Суть ее в том, что в течение учебных лет школьник, а затем студент получает большое количество разнообразных дипломов, свидетельств, сертификатов и грамот во всевозможных областях, которые учитываются затем в его жизни. Есть информация, что в Новой Зеландии такая система развита до максимального уровня: достижения человека фиксируются всю его жизнь, и от них напрямую зависят его кредитные возможности, пенсия и страховка. Зачатки системы портфолио есть и в нашей стране, но пока это мало на что влияет. А ведь возможно, что в будущем именно совокупное количество заслуг человека станет основой для образования нового типа. При этом данные о достижениях каждого будут весьма прозрачны и доступны – благодаря информационным технологиям.
Отдельным достижением, имеющим отношение к образованию, может стать и прохождение компьютерной игры. Ведь, по сути, школьник, играющий, к примеру, в «Цивилизацию», создает с нуля свое государство, налаживает отношения с соседями, развивает экономику, распределяет ресурсы, а также делает множество других сложных вещей. С помощью игры человек учится принимать важные решения, а каждое правильное решение приносит ему дополнительные очки. В результате игры ученик получает такое понимание устройства общества в различных сферах, которое не получит, даже вызубрив учебники по истории и обществознанию. Поэтому будет вполне логично причислить прохождение такой игры к достижениям школьника и добавить в его портфолио соответствующий сертификат.
Однако для того, чтобы современная школа претерпела более глобальные изменения и стала соответствовать потребностям общества, общество должно сформулировать новый запрос к ней.
Если подумать, чего хотят сегодня от обычной школы? В первую очередь – родители, а они ведь очень разными бывают. Многие, например, сами не слишком понимают ценность образования своих детей. А потому и склонны не морочить ребенку голову, не нагружать его домашними заданиями – и того же требуют от школы. Школа должна просто занять их детей, чтоб энергию в мирных целях расходовали и не хулиганили. А по истечении необходимого «срока» – выдать аттестат и уйти из их жизни навсегда. Именно это большинство школ и делает – в соответствии с запросом.
Но есть и другие родители, более сознательные. Такие отдают детей в «продвинутые» школы. А для «продвинутых» школ, преимущественно городских, существует критерий ВНО – выпускники школы должны успешно его пройти. И это, по сути, единственное более-менее внятно сформулированное для школы «техзадание» и единственный относительно объективный критерий оценки труда педагогов. «Выпускники школы получают высокие балы на ВНО? Отлично, значит отдавать в эту школу ребенка имеет смысл», – так считают сегодня родители, заботящиеся об образовании своих детей. Они внимательно изучают рейтинги школ по итогам ВНО и делают выбор на основании этой информации. Поэтому обучение в таких «продвинутых» учебных заведениях, по сути, сводится к «натаскиванию» учеников старших классов на максимально эффективное прохождение тестирования – в полном соответствии с запросом родителей. Что логично, потому как никакого другого внятного запроса к школе на данный момент у общества нет.
Попробуем представить, как мог бы звучать новый запрос школе со стороны общества. Например, так: воспитать в учениках гражданскую ответственность, сделать их законопослушными гражданами. Тогда каждая награда и достижение выпускника добавляет школе баллов, а каждое административное взыскание и тем более приговор – снижает. Или – воспитать в учениках хороших семьянинов и будущих родителей. В этом случае школа получает баллы прямо пропорционально созданным семьям и рожденным в них детям, за развод баллы вычитаются. Или же школу можно попросить воспитать в учениках способность к зарабатыванию больших денег, обогащению. Тогда баллы получает школа, выучившая лучших налогоплательщиков, и так далее. В наш век компьютерных технологий отслеживать судьбу и достижения граждан можно пожизненно, так что никаких проблем с открытостью подобной информации нет.
Однако для того, чтобы запрос школе мог быть сформулирован, в обществе должно созреть понимание того, что образование – это стратегически важно для всех. Надо в корне изменить отношение общества к образованию. Общество должно понять, что далеко не уголь, химическая промышленность, металлургия и плодородные земли составляют в современном мире конкурентное преимущество страны. В том же Сингапуре, который многие приводят в качестве примера успешной борьбы с коррупцией, успешного развития инфраструктуры и высокотехнологического производства, приоритетом в реформировании была система образования – школьного, университетского, профессионального. Потому что без образованных людей из третьего мира в первый не попасть.
Такое понимание в обществе само по себе не возникнет, а значит, нужны серьезные гуманитарные проекты, нужны гражданские инициативы. Нужен пиар темы образования. Она должна стать актуальной, модной, если угодно – чтобы вначале самые неравнодушные, а потом и все остальные граждане думали об этом. А если некая инициативная группа заразит энтузиазмом "по теме образования" каких-нибудь олигархов, склонных к меценатству и филантропии, то они тоже начнут об этом думать и могут, используя свои ресурсы, помочь объяснить важность вопроса и всем остальным. Пока чего-то подобного не произойдет – никаких принципиальных изменений в системе ожидать не стоит.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.