Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

АНАЛОГИИ. Кинематограф в Украине: от первопроходца до аутсайдера

23 ноября 2013, 11:10 0


«…Синематограф, вот тот мессия, который способен изменить все!
Он сделает нас чище, лучше…»
Мистер Фёрст. Человек с бульвара Капуцинов

Кино обладает особой магией, противостоять и бороться с которой практически невозможно. Ты либо влюбляешься в кинематограф, без шансов преодолеть его непреодолимое влечение, либо разбиваешься вдребезги о его могучую силу. Такова уж мощь искусства, и, безусловно, кинематограф — один из самых массовых и беспощадных его видов. Равнодушных к этой магии крайне мало, зато почитателей у нее бесчисленное количество во всем мире. 

История кинематографа насчитвает чуть более ста лет, но за этот короткий период притяжение экрана стало настолько сильным, что наша жизнь без кино кажется просто-таки немыслимой.

Именно о перипетиях исторического развития кино как особого вида искусства мы и поговорим в очередном выпуске традиционной рубрики информационно-аналитического портала Inpress.ua "Аналогии".

Синематограф и его пионеры

О том, как возник кинематограф и кино как искусство, пожалуй, известно каждому, но в этой, как и в любой другой истории, всегда найдутся белые пятна и другие мнения. Неоспоримым же является тот факт, что 9 января 1894 года в Москве, на съезде русских естествоиспытателей, уроженец Харьковской губернии Иосип Андреевич Тимченко демонстрирует самолично разработанный аппарат для проекции изображения на экран. Практически за год до этого одесситы стали первыми в Российской империи кинозрителями. К сожалению, ученые не смогли разглядеть в новом изобретении большого будущего, тем не менее, кинематограф уже начал поиск своей аудитории. В сентябре 1896 года в Харькове фотограф Альфред Федецкий снял несколько хроникальных сюжетов и продемонстрировал их горожанам, собравшимся в оперном театре. Интересно, что в том же 1896 году в фотоателье М. Аппеля «Рембрандт» во Львове началось постоянное демонстрирование французских фильмов. Харькову все же суждено было стать первопроходцем в киноиндустрии тогдашней империи. В 1908 году братья-французы Боммер открыли в Харькове первый стационарный кинотеатр в империи, который работает и поныне.

Это был настоящий прорыв: если раньше киносеансы проходили везде, где только можно, в том числе и в самых неподходящих и трудно проветриваемых местах, то сейчас у кинематографа появился свой собственный дом. Братья все обставили шикарно, красиво, удобно: дорогое оборудование, кассовый зал, фойе, в котором гостей встречал оркестр, зрительный зал на 380 мест. Фильмы шли лучшие, отечественные и зарубежные.

Кстати, именно открытие кинотеатров послужило отправной точкой для создания первых отечественных фильмов, которые, вот уж поистине, делались только для проката. Так, молодой харьковский купец Дмитрий Харитонов начал с открытия двух кинотеатров в Харькове, затем последовали Одесса, Ростов-на-Дону, Киев и даже Санкт-Петербург. Уже в 1907 году Харитонов начал финансировать съемки собственных фильмов, а в 1916 году Дмитрий Иванович переезжает в Москву, в которой создает собственную киностудию. В 1918 году киноателье Харитонова перебралось в Одессу, после занятия большевиками которой это киноателье превратилось в знаменитую Одесскую киностудию.

С момента появления украинский кинематограф заявляет о своей самобытности. Если в Москве и Петербурге в поисках «русской темы» пионеры кино обращались к народным песням и к произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, то в Малороссии обратились к собственной истории.

В 1911 году в поселке Лоцманская Каменка, в пригороде Екатеринослава (современный Днепропетровск), Данил Сахненко снял первый полнометражный немой игровой фильм украинского производства — «Запорожская Сечь». К сожалению, фильм не сохранился, а вот его автор стал признанным пионером украинского кинематографа и автором двадцати трех фильмов, в большей части документальных.

В царской России киноиндустрия была быстроразвивающимся и доходным бизнесом. В 1916 году в России продано не менее 150 миллионов билетов в кинотеатры при населении более чем 170 миллионов человек. Снято 499 фильмов, насчитывается 52 кинокомпании, выходит 11 периодических киножурналов. У кинематографа появляется первая цензура, сначала относительно содержания, а затем и места показа. В 1908 году был издан запрет на показ фильмов так называемого «парижского жанра» т. е. порнографии. Запрещалось также, без особого разрешения, показывать в фильмах представителей царствующей династии и церкви. Согласно правилам 1912 года кинотеатры следовало отделять от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. Обязательны были запасные выходы на случай пожара. В каждом зале правила требовали устройства принудительной вентиляции.

До революции в Украине насчитывалось более 200 кинотеатров. В то же время кинематограф оставался недоступным и неизвестным развлечением для большинства украинцев.

Важнейшее из искусств

После революции политику новой советской власти можно смело охарактеризовать знаменитой фразой Ленина: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». Так киноиндустрия на одной шестой части суши стала на путь просвещения и воспитания моральных качеств нового советского человека.

Советское кино началось с кинохроники. Документалисты фиксировали революционные события, но истина, к сожалению, не всегда оказывалась приглядной. Для создания нужного образа революции необходимы были постановочные съемки. Так 27 августа 1919 года советское правительство приняло декрет "О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата Просвещения". К началу 1920 года национализация кино- и фотоиндустрии была закончена. Удивительно, но первым советским художественным фильмом был «Аэлита» — вольная экранизация одноименной фантастической повести Алексея Толстого (1924 год.) А в 1925-м — на Одесской киностудии снимают знаменитый «Броненосец Потемкин».

Создавая фильмы, большевики преследовали две цели: первая – историческая, кинематограф обязан был воспеть великие победы новой страны, вторая – образовательная, экранизировались спектакли, рассказы, былины. Зачастую вожди страны принимали активное участие в отборе сценариев. В 1927 году входит в строй Киевская киностудия, навсегда вошедшая в историю с именем кинорежиссера, писателя и драматурга Александра Довженко. С его именем связаны и первые успехи советского кинематографа на мировой арене: фильм «Звенигора» (1928 год) посмотрели зрители Голландии, Франции, Бельгии, Англии, Аргентины, Мексики, США, Греции и Турции; фильм «Земля» (1930 год) на Международном фестивале в Брюсселе в 1958 году был признан одним из лучших фильмов «всех времен и народов». В 1929 году на киевской киностудии под руководством Дзиги Вертова создается первый советский звуковой документальный фильм «Симфония Донбасса». В годы первых пятилеток перед кинематографом встала задача показать новую историческую судьбу людей труда: их дела, свершения, раскрыть перемены в их характерах, вызванные участием в борьбе и строительстве социализма. Одесская кинофабрика в 1938 году выпускает картины о прошлом украинского народа «Назар Стодоля», «Кармелюк»; о гражданской войне: «Митька Лелюк», «Старая крепость»; о буднях торгового флота: «Танкер Дербент» и «Дочь моряка». Но все же, несмотря на все эти победы и прорывы, кино в Украине в довоенный период доступно только горожанам, и его невозможно назвать массовым.

В тяжелые годы войны украинская киноиндустрия была эвакуирована в Ташкент, где вошла в состав объединенной киностудии (ЦОКС). Помимо съемок в патриотических фильмах, известные киноактеры того времени выезжают с концертами и на фронт, стремясь всеми доступными средствами вдохновить и воодушевить защитников Родины, тем самым внося свой вклад в великую победу.

В послевоенные годы кинематограф начинает завоевывать массового советского зрителя. Новые «очаги культуры» —кинотеатры — строятся даже в самых отдаленных уголках страны. Там, где строительство отдельного помещения было не оправданно из-за размеров населенного пункта, между населенными пунктами курсировали передвижные кинобригады. Родилась даже шутка, мол, киномеханик — второй человек на селе после председателя.

Черниговский завод спецавтотранспорта распространял свою продукцию практически на всей территории Советского Союза, продвигая кино в массы. Здесь создавались кинопроекционные установки как на серийных автобусных шасси, так и на базе грузовых автомобилей, у которых вместо бортовой платформы монтировались закрытые кузова – будки.

Тогдашний кинематограф был верным слугой пропаганды и имел просветительские цели. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек… К тому же перед сеансами, как правило, крутились документальные кадры кинохроник, рассказывающие об успехах трудящихся в деле строительства коммунизма. Работали в кинотеатрах в основном романтики, стремящиеся прикоснуться к киноискусству хотя бы с этой, быть может, не совсем главной, но стопроцентно нужной стороны.

Яркими представителями городских кинотеатров того времени являются «Киев», открывшийся в украинской столице в 1952 году, «Кинопанорама» 1958 года постройки — первый в СССР панорамный кинотеатр. Кинотеатры Советского Союза строились, конечно, без буржуазных излишеств, их создатели стремились к массовости, отдельные экземпляры могли вместить до 2500-4000 зрителей единовременно. В то же время они были очень доступны. В разгар застоя в среднем по стране 25 копеек платили за дневной сеанс и 35 копеек за вечерний. Этой дешевизной, а также возможностью уговорить персонал и проскочить без билетика повсеместно пользовались школьники. Ученики постарше ходили в кино на первые свидания. Старшее поколение тоже посещало кино, в основном премьеры. Популярность киноиндустрии такова, что в теплые месяцы фильмы демонстрировались на открытых специальных площадках в большинстве городских парков страны. В 1960-е продавалось свыше 4,5 миллиардов билетов в год — это 20 билетов на одного жителя страны.

Развитие телевидения и целая государственная программа развития телевещания 60-70 годов, казалось бы, должны были постепенно вытеснить, заменить кинотеатры; ведь посудите сами, зачем куда-то идти, если то же самое можно увидеть, не выходя из собственного дома. Но советское государство помнило о кассовых сборах, и перед показом на телевидении фильмы сначала показывались в кинотеатрах. Кроме этого, в кинотеатрах, то есть за деньги, советским людям впервые предлагали прикоснуться к чему-то неизведанному — заграничной жизни, показывая тщательно отобранные индийские, французские и итальянские фильмы. Со временем именно на жажде увидеть что-то неизведанное стали зарабатывать создатели подпольных видеосалонов, в которых на первых видеомагнитофонах, в тесной обстановке, подчас в ужасном качестве, показывались американские фильмы, как правило, боевики или эротика, но и это только для избранных.

В полную мощь работают три украинских киностудии: Киевская, Одесская и Ялтинская. С начала шестидесятых по конец восьмидесятых годов на них создаются сотни кинокартин, среди которых хочется выделить шедевры «украинского поэтического кино»: «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, «Колодец для жаждущих» Юрия Ильенко, «Каменный крест» Леонида Осыки, «Верность» Петра Тодоровского, авторское кино Киры Муратовой «Долгие проводы», Юрия Ильенко «Вечер на Ивана Купала» и «Белая птица с черной отметиной». Легендарные «В бой идут одни старики» — самый кассовый фильм в советском прокате, за 12 месяцев посмотрели 44 млн 300 тыс. зрителей, и самый титулованный советский фильм — «Тени забытых предков» режиссера Сергея Параджанова, получившего на международных и республиканских фестивалях около 170 медалей, призов и других наград. Знакомые всем с детства: «Человек-амфибия», «Три мушкетера», «Пираты ХХ века», «Весна на Заречной улице», «Дети капитана Гранта», «Кавказская пленница», «Свадьба в Малиновке», «Зеркало», и этот список можно продолжать, продолжать и продолжать. Украинский зритель почитал и обожествлял своих киноактеров, яркий тому пример — Люся. Так ласково и по-свойски народ называл уроженку Харькова, вечно молодую Людмилу Марковну Гурченко.

Популярность советского кино просто-таки зашкаливала: те же «Пираты ХХ века» за время проката посмотрело 87,6 млн зрителей, а общие кассовые сборы картины в пересчете на доллары (учитывая курс того времени) и вовсе составили около 90 млн.

Для сравнения, украинская картина «Тіні забутих предків» собрала у экранов 8,5 млн человек, что для «местного» фильма (и учитывая также, что лента долгое время в 70-х годах была запрещена к показу) является также весьма неплохим показателем.

И кто в то время не мечтал стать актером? Кумиров с киноэкранов боготворили, им подражали, им многое прощали. Кроме того, всенародная и, что главное, всепартийная любовь приносила «рабам Мельпомены» в том числе и неплохие финансовые и общественные дивиденды. Работа режиссера фильма оценивалась в сумму от 5 до 7 тыс. рублей за фильм в зависимости от уровня «заслуженности» того или иного мастера, плюс многие получали столько же и за написание сценария. Часто работу по руководству съемочным процессом режиссеры совмещали также с функциями операторов (как Юрий Ильенко), композиторов (Петр Тодоровский), а также актеров (Никита Михалков, Леонид Гайдай, Сергей Бондарчук и многие другие), что еще более увеличивало их гонорар за каждый отдельно взятый фильм.

Деньги по советским меркам режиссеры и актеры зарабатывали очень хорошие. К примеру, тот же Гайдай за «Кавказскую пленницу» получил 6140 рублей, Юрий Никулин за съемки в этом же фильме заработал 2238 рублей, а Александр Демьяненко – 5220 руб., в то время как «менее заслуженные» Фрунзик Мкртчан и Наталья Варлей — 939 и 1219 руб. соответственно.

Плюс признание со стороны партийного руководства для самых популярных деятелей киноискусства выливалось в приятные бонусы в виде предоставления квартир и дач в самых престижных районах столиц советских республик. Да и в целом государство совсем не скупилось на денежные средства для создания многих шедевров советского кинематографа.

Безапелляционно самым дорогостоящим фильмом советских времен является оскароносная «Война и мир» Сергея Бондарчука, где сам мэтр, кстати, сыграл роль Пьера Безухова. Бюджет картины оценивается в 100 млн долларов (!) и это по ценам 1968 года, когда, собственно, фильм и был запущен в прокат. Для сравнения, «Борис Годунов» того же Бондарчука в 1986 году обошелся создателям «всего» в 4,2 млн рублей.

Тем не менее, советский кинематограф не мог состязаться на равных с американским едва ли не промышленным кинопроизводством, что отображается в том числе и на доходах съемочных групп. В 1973 году великий Штирлиц Вячеслав Тихонов за роль в легендарной картине «17 мгновений весны» получил 5,5 тыс. рублей. В этом же году в «загнивающих от империалистической чумы» США второй по счету исполнитель роли агента 007 Джеймса Бонда Роджер Мур за фильм «Живи и дай умереть» получил 1 млн вечнозеленой американской валюты. Как говорится, выводы делайте сами.

В то же время из-за развития телевидения и утраты интереса к кино, к 1987 году посещаемость в расчете на одного жителя Союза упала до 12-13 раз в год. При этом общее количество зрителей в 1987 году составило 3,8 миллиарда, из них новые фильмы собрали 1,6 миллиарда посетителей, кассовые сборы — около 1 миллиарда рублей. К концу 1980-х годов в Советском Союзе насчитывалось более 5000 кинотеатров и 150 тысяч киноустановок в поселках городского типа и сельской местности.

Коммерческая цензура

В девяностые годы система кинотеатров впала в системный, как тогда казалось, безвыходный кризис. Жители независимой Украины массово теряют интерес к большому экрану. Ушла цензура идеологическая, появилась коммерческая. В девяностые в стране повторяется американская ситуация середины восьмидесятых годов, когда доходы от продажи видеокассет многократно превосходят кассовые сборы в кинотеатрах. Отечественные кинофабрики в этой ситуации перебиваются мелкими заработками, в основном рекламой и дубляжом. И все же и в этой ситуации в Украине снимаются собственные украиноязычные фильмы, но, к сожалению, кроме экспертов, сейчас эти фильмы практически никому не известны.

Вместе с тем  далеко не лучшие времена переживает и старая актерско-режиссерская школа. Денег на кино нет в принципе, а вслед за американскими боевиками в моду вошли фильмы про братву и бандитов.

Как ни печально, но многие великие актеры, в прошлом настоящие народные кумиры, так и не смогли сориентироваться в новой ситуации выживания и приспосабливания, да и новая плеяда «мастеров сцены» потихоньку стала вытеснять старшее и явно "более мастеровое" поколение.

В результате многие из тех, кто когда-то блистал на киноэкранах, незаметно для всех сошли со сцены, исчезнув также и из памяти общества. Как ни прискорбно, но те, чьи экранные роли нередко ставят в пример в любом театральном вузе мира, сегодня в нашем капиталистическом обществе доживают свою жизнь в полной нищете.

Величайшего Георгия Вицина хоронили как простого пенсионера, блистательный Бронислав Брондуков, сраженный инсультом, умер почти в полном одиночестве, а за похороны Вячеслава Тихонова семья актера смогла расплатиться только спустя три года после его смерти, и то с помощью Союза кинематографистов России.

Представить такое неуважение и равнодушие в США довольно-таки тяжело, ведь, во-первых, гонорары американских актеров были в десятки раз выше, а во-вторых, в Штатах существует практика отчислений определенного процента от кассовых сборов исполнителям главных ролей фильмов. Да и шансы засветиться в очередном фильме у престарелого актера значительно выше, чем в той же России.

Да и современное кино на постсоветском пространстве объективно только эпизодически может соревноваться с западными образцами кинематографического искусства. И это касается абсолютно всего, начиная от сюжетов и актерской игры, заканчивая гонорарами и кассовыми сборами. Что уж говорить, если один из лучших актеров во всем СНГ Сергей Безруков получает за съемочный день около 7 тыс. долларов, в то время как молодой и перспективный исполнитель роли Гарри Поттера англичанин Дэниэл Редклиф в день зарабатывает порядка 300 тыс. долл.

Об украинском кинематографе в этом плане и вовсе сказать, откровенно говоря, практически нечего. В целом отечественный кинопрокат в том виде, в котором существует сейчас, начал формироваться в 1998 году. С тех пор было открыто более 170 кинотеатров, оборудованных современными системами показа. С 2003 года в Украине действует общегосударственная программа развития киноиндустрии, целью которой является создание надлежащих условий для развития кинематографии Украины, возобновления роли и влияния национального кинематографа в культурной, социальной и духовной сферах жизни украинского народа; возобновление кинематографии как конкурентоспособной отрасли. И она приносит свой хоть и не колоссальный, но все-таки определенный результат. В последнее время на экранах все чаще появляются фильмы украинско-российского производства, пример – нашумевший «Тарас Бульба» Владимира Бортко, «Водитель для Веры» Павла Чухрая или оскараносный фильм «Восток – запад». Кроме этого, на экраны выходят чаще всего русскоязычные, но украинские по происхождению фильмы. И, простите за просторечное выражение, но это реально качественное и интересное кино. Такое как «Аврора» или «Инфант» Оксаны Байрак, «Оранжевая любовь» Алана Бадоева, «Настройщик» Киры Муратовой или фильм «Тот, кто прошел сквозь огонь» Михаила Ильенко, который даже на две недели вошел в топ-десятку проката, однако по итогам года оказался только в конце первой сотни. К сожалению, эти фильмы никак нельзя назвать хитами кинопроката, за исключением разве что мелодрамы «САФО», ставшей самым дорогим фильмом за всю историю украинского кино. Кассовые сборы составили более 1 миллиона долларов — в Украине, 219 837 долларов — в России. Но всему свое время, придет время и украинского кинематографа.

В кинотеатрах Украины, как и на заре кинематографа, в основном "крутят" заграничные фильмы. По данным исследования одного из крупных игроков украинского кинопроката, украинцы охотнее всего посещают фантастику и фэнтези37% зрителей, комедии – 17%, боевики – 11% зрителей. Согласно информации Госстата, в 2012 году в Украине фактически работали более 234 кинотеатров. Тогда как общее количество городских, районных, сезонных и детских кинотеатров в Украине составляет более 282. Более половины современных залов сосредоточены в городах-миллионниках: Киеве, Харькове, Одессе, Донецке и Днепропетровске. В 2007-м киноиндустрию потряс закон о том, что иностранные фильмы не подлежат распространению и демонстрации в Украине, если они не дублированы, не озвучены или не сопровождены субтитрами на государственном, украинском языке. Споров было много, и в 2010 году решение отменили. 

Украинский, как и мировой кинопрокат, борется с тенденцией индивидуального просмотра, совершенствуя кинотеатры и улучшая технологию. Сегодня мировая действительность такова, что зрители нужны киноиндустрии гораздо больше, чем киноиндустрия нужна зрителям.

Заметным событием в Украине стало появление многозальных кинотеатров (один зал – 200-300 мест), 3D-технологий и других новинок технического прогресса, которые уже позволяют проводить интерактивные сеансы. Современные кинопрокатчики хорошо запомнили всемирные условия рынка: зрителя надо завлекать и развлекать. Большинство новых кинотеатров открываются в торгово-развлекательных центрах. К работникам кинотеатра теперь относятся бармены, официанты и продавцы попкорна. В работе же классических сотрудников кинотеатра практически ничего не поменялось: киномеханики в большинстве своем все также занимаются перемоткой пленки, учитывая их зарплату, это все же романтики; водители – доставкой киноматериала, кассир – продажей билетов, контролер – проверкой билетов и указателем расположения зрительских мест. Изменились и кинозалы. Зрителя ХХІ века на деревянные советские сидушки не затащить ни какой кинопремьерой. В современные сиденья, как правило, вмонтированы подстаканники и полочки для колы и попкорна. В кинотеатрах премиум-класса посетителей усаживают в кожаные кресла-диваны, напичканные всевозможными механизмами, позволяющими ощутить себя участником экранного действия.

Популярное развлечение

Поход в кино снова становится популярным развлечением. В кино снова приглашают на свидание, да и просто ходят, чтобы провести время с друзьями. Среди современных посетителей в основном ведущая активный образ жизни молодежь, люди от 15 до 35 лет, чаще всего это представители так называемого среднего класса. Цены на билеты в зависимости от зала, фильма и времени колеблются от 25 до 150 гривен. По данным статистики, к заядлым театралам и киноманам можно причислить лишь 1% населения Украины. Эти люди посещают культурно-развлекательные заведения 1 раз в месяц и чаще. Но, по данным кинопрокатчиков, эта цифра имеет тенденции к увеличению.
Вольно процитировав классика, следует сказать, что слухи о кончине украинского кинематографа пока преувеличены.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях