«Учиться, учиться, еще раз учиться!» — завещал нам вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. И мы учимся. Только чему и зачем — вопрос чрезвычайно спорный, и ответить на него может далеко не каждый современный украинец. Понятие «образование» сегодня означает некий курс обучения, целью которого является сам факт получения диплома или другого материального доказательства обучения. Однако истинное значение этого слова — процесс формирования личности, наделения человека конкретным вектором развития и деятельности — увы, нивелировалось. Виной тому — отношения, сложившиеся в современном обществе.
К такой ситуации мы шли довольно долго, наша страна пережила и практически безграмотный период царской России, и времена советского ликбеза, и внедрение современного рыночного подхода к образованию как к виду услуг.
Масштабный экскурс в историю проводить, пожалуй, нет смысла, специфика украинской истории известна и без того: территория нашей страны чрезвычайно долгое время пребывала под властью различных стран — от России до Австрии, что, естественно, непосредственным образом отразилось и на развитии образования в Украине.
Являясь частью огромных самодержавных империй, Украина, конечно, не могла даже надеяться на стабильное и поддерживаемое развитие национального образования. Украинская культура и религия пребывали под мощнейшим гнетом завоевателей, которые пытались ассимилировать украинское население.
Однако украинцы всячески старались противостоять угнетению и принудительной национализации. В частности, в ответ на агрессивную политику империй украинцы в борьбе за сохранение национальной культуры народа объединялись в так называемые братства — национально-религиозные организации мещан крупных украинских городов XVI-XVIII веков.
Именно благодаря деятельности братств в Украине еще в конце XVI века начали появляться первые национальные школы, где на украинском языке преподавались грамматика, арифметика, астрономия, риторика, история, а также греческий и латинский языки. И все это независимо от социального статуса ребенка. К примеру, в уставе первой в Украине Львовской братской школы даже был пункт, который запрещал учителям относиться к бедным ученикам хуже, чем к детям из богатых семей. В начале XVII века братские школы были открыты еще в Киеве, Каменце-Подольском, Луцке, Виннице и Немирове.
Широко распространенными в украинских городах также были церковные школы, где детей обучали грамоте, письму, а также богословию. Именно в результате слияния Киевской братской и Лаврской церковной школ в 1632 году был создан Киево-Могилянский коллегиум — первое высшее учебное заведение Украины. Позже по примеру Киева подобные коллегиумы были основаны в Чернигове, Харькове и Переяславе, а на основе Львовской братской школы был создан Львовский университет.
Однако социальная политика царизма отнюдь не способствовала развитию образования в провинциях Российской империи. Мало-мальски осмысленная образовательная система в государстве стала появляться только в начале XIX века, когда было создано Министерство народного просвещения, благодаря чему в больших городах (под большими городами следует понимать Москву и Петербург, и только по большим праздникам — Киев и Одессу) стали появляться общеобразовательные школы и гимназии.
До этого главным принципом всего образования в царской России было разделение по сословному признаку, что означало практически полное разобщение учебных заведений по социальному признаку. Дети крестьян учились в одноклассовых церковных школах в деревнях, отпрыски купцов, интеллигенции, первых буржуа, чиновников и других представителей среднего класса — в городских гимназиях, а дети военных — в специальных гарнизонных школах.
В то же время образование в Российской империи имело преимущественно общий характер, конкретную специальность по окончании учебы получали, по сути, только медики и военные, реже — архитекторы и инженеры.
С зарождением капиталистических отношений и развитием промышленного производства в Российской империи назрела объективная необходимость в систематической подготовке квалифицированных кадров не только для военного дела, медицины и гуманитарных наук, а и для промышленности.
Россия отнюдь не могла похвастать прогрессивными темпами развития, поэтому только в конце XIX века на территории всей империи, в том числе и в Украине, стали появляться профильные училища, институты и университеты. Общее образование можно было получить в Киевском, Харьковском, Новороссийском (Одесса), Львовском и Черновицком университетах, а также в Нежинском историко-филологическом институте и Киево-Могилянской академии, где готовили по большей степени юристов, учителей и преподавателей, медиков, ученых, а также специалистов по естественным наукам. Традиционно в университетах тех времен было по четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский.
Получить более узкую промышленную специальность было несколько сложнее, ведь кадры для сельского хозяйства и промышленности готовились только во Львовском политехническом (основан в 1844 году) и Харьковском ветеринарном институте (1851).
Бурное развитие профильного образования в нашей стране началось на рубеже XIX и XX веков, когда были основаны, в частности, Киевский политехнический (1898) и Харьковский технологический (1885) институты, а также Екатеринославское высшее горное училище (1899), Академия ветеринарной медицины во Львове (1897) и прочие специализированные учебные заведения.
Педагоги в те времена были поистине высокооплачиваемыми специалистами: учителя и преподаватели получали по 100-120 рублей, в то время как рабочий зарабатывал всего 37 рублей в месяц.
Тем не менее образование как таковое вплоть до конца XIX века в империи так и не стало массовым явлением, многомиллионная страна, по сути, была безграмотной.
Например, в конце XIX века средний показатель грамотности по России составлял не более 10%, притом что читать и писать не умело около 97% женщин. Обязательное начальное образование было введено в России только в 1908 году, лишь тогда на эти цели стали выделять, казалось бы, солидные по тем меркам суммы (в 1914 году бюджет Министерства народного просвещения составлял 126 млн рублей или 21 копейку на душу населения).
Благодаря этому империя мизерными темпами, но все же начала улучшать показатели грамотности среди населения, хотя уровень образования при этом оставался довольно низким. В 1917 году на территории Украины насчитывалось 31 высшее учебное заведение, в которых обучалось около 35 тыс. студентов.
Как известно, 1917 год стал годом чрезвычайно больших перемен для огромной евроазиатской империи. Захватив власть, большевики, наряду с другими напастями, всерьез столкнулись и с проблемой образования, которую необходимо было решить в наиболее короткие сроки.
Одной из первоочередных задач Ленина и «компании» было ликвидировать безграмотность и сделать образование полностью доступным каждому советскому гражданину, ведь по состоянию на 1920-й год на территории всей бывшей Российской империи грамотность населения составляла только жалких 42 процента. Для борьбы с безграмотностью был выпущен декрет, согласно которому все безграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет должно было обучиться минимальной грамоте — русскому или другому родному языку.
Также был изменен сам подход к начальному образованию: упразднялся сословный социальный принцип, когда бедные дети не имели права учиться вместе с богатыми, школа окончательно отошла от церкви, запрещались физические наказания детей, все народы, входящие в состав СССР получили право обучаться на родном языке, естественно, запрещались частные школы.
Поначалу у государства не было возможности масштабную пропагандистскую кампанию по ликвидации безграмотности подкрепить реальными финансовыми вливаниями в развитие советского образования. Однако с 1924 года ситуация несколько стабилизировалась и на нужды школьников и студентов выделялась довольно-таки приличная сумма — около 12% общего госбюджета. В результате в 1930 году количество учащихся увеличилось в сравнении с 23-м годом почти в два раза — до 13 млн человек.
Свежеиспеченным властям огромной страны необходимо было провести образовательную реформу еще и в сфере интеграции в единую систему школьного и университетского образования, подогнав его под нужды строящейся промышленности. Народный комиссариат просвещения, или Наркомпрос, однозначно пришел к выводу, что существующие в то время институты и университеты являются абсолютно оторванными от реальной жизни, а знания, которые получают специалисты в постимперских вузах, совершенно не соответствуют потребностям общества в целом и экономики в частности.
В режиме «военного коммунизма» (начало 20-х годов) большевики, недовольные работой украинских (и не только) университетов, решили пойти на радикальные меры: в Украине все университеты были ликвидированы, а на их «мощностях» были созданы профильные институты. При этом основное внимание уделялось техническому и педагогическому образованию. Еще бы! Стране необходимо было строить новую промышленность и параллельно этому воспитывать новое поколение граждан.
Неудивительно, что образование в представлении большевика было частью конвейера, с которого в результате должен был выйти сознательный гражданин советской модели, четко специализирующийся на своем деле. По большому счету, именно по этому принципу и функционировала система образования Союза вплоть до самого конца существования «красной империи».
Деятельность украинских университетов была восстановлена в 32-33 годах, как раз когда процесс индустриализации страны шел полным ходом, так что часть внимания и, соответственно, финансов можно было уделить и вопросу высшего образования. В результате к 1939 году в Союзе сформировалась определенная система высшего образования, при этом только в Украине насчитывалось 129 высших учебных заведений разного профиля.
Двигаясь ураганными темпами к строительству коммунизма, власти СССР сумели фактически за 20 лет до 1939 года сократить процент неграмотного населения до 12% (в 1920 году было 58% неграмотных советских граждан). На этом, пожалуй, внедрение образования в массы закончилось, ведь в 1940 году генсек ЦК КПСС Иосиф Сталин подписал декрет «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».
Данный декрет означал, что бесплатно учиться граждане Союза могли только до 7-го класса включительно, для дальнейшего обучения (в старшей школе и в университетах) требовалось платить деньги.
Стоимость обучения была разной в зависимости от региона, однако если говорить об усредненных цифрах, то учащимся 8-10 классов сел и обычных городов приходилось выкладывать по 150 рублей в год, а жителям Киева, Москвы, Ленинграда и других городов-столиц республик — по 200 рублей в год.
В высших учебных заведениях, например, Киева обучение стоило по 400 рублей в год, в городах нереспубликанского значения (Львов, Харьков, Одесса) — 300 рублей в год. Все это на фоне средней зарплаты по Союзу в 1940 году в размере 338 рублей в месяц.
Учитывая, что во многих семьях было по 4-5 детей, не все могли себе позволить оплачивать учебу всех своих детей. Кроме того, в колхозах сельские жители вообще не получали зарплату в денежном эквиваленте, а работали за продукцию или так называемые трудодни, что делало невозможным для человека из деревни получить полное среднее, не говоря уже о высшем образовании.
Только в 1956 году образование в СССР вновь стало бесплатным. С этого момента в течение 10 лет школьное образование разделялось на общее 7-летнее и 11-летнее специальное (так называемые трудовые школы с параллельной производственной практикой). Такая схема продержалась до 1966 года, когда уже при Леониде Брежневе было введено обязательное среднее образование для всего населения страны.
В Украинской ССР к такой системе переходили целых 10 лет. В результате советская школа стала своеобразным заводом по изготовлению кирпичиков для беспрерывного строительства коммунизма. Для «дальнейшего внедрения» человека в общество каждого маленького гражданина еще со школьной скамьи максимально подготавливали в трудовом, военном (уроки трудов, а также допризывная подготовка для мальчиков и первая медицинская помощь для девочек на случай войны) и, естественно, политическом плане.
Что касается высшего образования в Союзе, то как раз начиная с середины 60-х годов в Украине, равно как и в остальных союзных республиках, заметно увеличилось количество студентов. Это, очевидно, было связано с тем, что университетское и институтское образование стали значительно доступнее, что неудивительно — советская промышленность уже давно вышла на новый уровень и нуждалась в новом поколении высококвалифицированных специалистов.
Большое внимание в 60-80-х годах уделялось подготовке инженеров по автоматизации производства, химическому машиностроению, электротехнике, вычислительной электронике, электроакустике, механизации, строительству — подобных прогрессивных специальностей было достаточно много, ведь советская наука, имея в своем распоряжении солидные финансовые вливания со стороны государства, работала весьма и весьма эффективно.
Следовательно, в начале 70-х годов вузы и техникумы УССР подготавливали в общей сложности соответственно 453,5 тыс. и 742,8 тыс. специалистов самых различных отраслей экономики ежегодно.
Помимо этого, в СССР существовало огромное количество учебных заведений военного направления. В частности, в Украине выучиться на военного офицера можно было в Киевском высшем военно-морском политическом училище, Киевском высшем общевойсковом командном училище, Киевском высшем военном авиационно-инженерном училище, а также Харьковском гвардейском высшем танковом командном училище.
Естественно, и здесь не обходилось без политической обработки юных граждан: независимо от специальности и профиля в каждом вузе в обязательном порядке изучались история КПСС, основы марксизма-ленинизма, научный коммунизм и тому подобные дисциплины, призванные воспитать в студенте настоящего строителя коммунизма.
Профессия преподавателя в Союзе считалась весьма престижной и благородной, что отнюдь не подкреплялось «особенными» по тем меркам зарплатами: учитель и преподаватель, равно как и инженер, получали по 120 рублей в месяц. При этом, к слову сказать, студенческие стипендии составляли 25 рублей в ПТУ и 40 рублей в университетах.
Важным моментом в переходе от процесса образования к «трудовой жизни» было трудоустройство студентов по окончании вузов. В СССР это было железным правилом, каждый выпускник был обязан трудоустроиться на конкретном предприятии и отработать там определенный срок. В этом плане у самых успешных студентов существовало даже некое подобие выбора, ведь именно отличникам предоставлялось право выбирать место будущей работы из наиболее широкого списка вариантов, в то время как двоечникам приходилось довольствоваться тем, что осталось.
Следует заметить, что зачастую предлагаемые государством места трудоустройства для молодого человека отнюдь не являлись чрезвычайно привлекательными, ведь распределить из Киева могли, к примеру, инженером на завод где-нибудь в глубинке не только УССР, а и всего Союза. Поэтому среди студенчества широко практиковались также и возможности «откосить» от распределения. В первую очередь, речь идет о «вызове» на работу, когда предприятие по собственной инициативе приглашало студента в свой штат. Такими привилегиями пользовались в основном либо самые успешные молодые люди, либо те, кто располагал определенными связями. Кроме того, существовало понятие «самостоятельного трудоустройства», такое право предоставлялось, в частности, замужним девушкам или счастливым обладателем справки о невозможности работать на том или ином производстве (в той или иной местности) по состоянию здоровья.
Однако, очевидно, что трудовой путь большинство советских студентов начинало с того, что отрабатывало свое бесплатное образование там, где скажет государство.
Советское образование по праву считается настоящим достижением коммунистических властей Союза, в этом плане наша страна после развала огромной державы получила прекрасное наследство, однако воспользоваться таким даром и довести его, что называется, до ума, мы, увы, не смогли. Не смогли мы также совладать с рыночными механизмами, которые, ворвавшись в нашу страну, не обошли и сферу образования.
В меньшей мере это касается среднего и дошкольного образования, ведь школа и детсады на сегодняшний день за небольшими исключениями сохранили еще советскую схему работы, в то время как во многом принципиальные нововведения постигли именно сферу высшего образования.
Сегодня в Украине действуют 823 высших учебных заведения III-IV формы аккредитации, из них только 228 являются государственными, 148 имеют статус университета или академии. В то же время, по данным Министерства образования Украины, в Италии на 60 миллионов населения приходится 65 университетов, во Франции на 63 миллиона — 41, в Испании на 45 миллионов — 60, в Великобритании на почти 61 миллион — 142.
Такая статистика вполне отчетливо свидетельствует, что в нашей стране, увы, образование превратилось в товар, причем товар, на который существует постоянный спрос. Не иметь сегодня высшего образования считается дурным тоном, даже несмотря на то, что наличие диплома совершенно не отображает уровень знаний человека.
Действительно хорошее образование (естественно, при должном отношении к учебе) можно получить лишь в нескольких вузах страны, в то время как об уровне преподавания во многих частных университетах не стоит даже говорить. Показательно, что многие выпускники, скажем, экономических факультетов подобных заведений (слово «учебных» опущено умышленно), к сожалению, не могут отличить прибыль от дохода. Но в наших условиях это не главное: важно лишь, чтобы студент вовремя вносил плату за обучение. Зачем получать такой диплом? — вопрос, которым задаются, очевидно, немногие.
Так что из года в год количество жаждущих получить знания на высшем уровне только возрастает. Не стала исключением и вступительная кампания 2013 года, в рамках которой было подано 2,09 млн заявлений в вузы от 677,5 тыс. абитуриентов.
Традиционно лидерами предпочтений абитуриентов являются крупнейшие вузы страны, предоставляющие практически полный спектр образовательных услуг, готовя специалистов, что называется, на все случаи жизни. Речь идет в первую очередь о Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко, Львовском национальном университете им. Ивана Франко и Национальном техническом университете Украины «Киевский политехнический институт».
В каждой из этих «вышек» можно получить любую специальность — от переводчика до физика. Однако зачем, к примеру, КПИ — когда-то всесоюзному гиганту технического образования — обучать на своей территории филологов, до конца так и не ясно. Причина здесь видится только одна — преференции со стороны государства. В нашей стране сегодня на плаву могут продержаться только многопрофильные университеты, в то время как «быть институтом» просто невыгодно.
В целом за первое полугодие 2013 года на «образовательные нужды» государство ассигновало из госбюджета 10,6 млрд гривен (1,3 млрд долларов). Пожалуй, не надо лишний раз обсуждать мизерность этой суммы — всего 1,5% от ВВП страны на образование по сравнению с мировыми показателями выглядит смешно: к примеру, США тратит на образовательный процесс в целом 7,3% ВВП, Израиль — 7,4%, Россия — 3,2%.
Тем не менее современный украинский студент, а вернее его родители, вполне готовы самостоятельно финансировать обучение в вузе, которое стоит, мягко говоря, недешево. Средняя стоимость обучения в Украине варьируется от 3750 гривен в Донецком институте социального образования до 20 тыс. грн в Винницком национальном медицинском университете им. Николая Пирогова. За обучение в стенах лидера абитуриентского спроса КНУ им. Шевченко необходимо выкладывать в среднем 18,1 тыс. гривен, в ЛНУ им. Франко — 9,5 тыс., в Донецком национальном университете — 11 тыс. гривен.
Однако при всем при этом поступить на бюджетную форму обучения в нашей стране вполне реально: действительно умный ребенок, который хорошо учился и успешно сдал внешнее независимое оценивание, по результатам которого и проходит поступление в отечественные вузы, имеет достаточно хорошие шансы попасть на престижный факультет любого государственного университета страны, не прибегая ко взяточничеству (хотя, конечно, отрицать ужасающие масштабы коррупции в отечественном образовании по меньшей мере глупо).
К слову сказать, в нынешнем году в рейтинг QS World University Rankings, в который входят 800 лучших университетов мира, попали четыре украинских вуза: КНУ им. Шевченко, НТУУ «КПИ», ДНУ, а также впервые попавший в рейтинг Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт».
В целом интеграция украинского высшего образования в мировую систему происходит с переменным успехом: с одной стороны, еще в 2005 году мы присоединились к так называемому Болонскому процессу, когда Украина взяла на себя обязательства по введению стандартов, рекомендаций и основных инструментов Европейского пространства высшего образования. С другой стороны, в европейских странах дипломы большинства украинских вузов не имеют абсолютно никакого практического значения.
И все же украинское образование имеет достаточно неплохой потенциал, ведь научная база и квалифицированные специалисты (несмотря на страшный отток кадров за рубеж и жалкую зарплату в 2,5 тыс. гривен) продолжают работать на благо украинской образовательно-научной системы. Важно только на основе качественного советского фундамента постепенно построить не менее качественное здание, в чем наша страна, увы, пока не преуспела.
Как ни печально, сегодня отечественное образование функционирует по инерции, сохраняя форму еще советской эпохи, постепенно деформируясь под давлением рыночных сил. Соответственно, и образование личности, в исконном смысле этого слова, происходит деформировано. Поэтому нам срочно нужно менять само отношение к образовательным процессам, осознать его важность для будущего страны. Ведь мы не вправе сейчас разбрасываться целыми поколениями молодых людей, без которых на этом самом будущем можно уже сейчас поставить крест.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.