14 сентября — день украинского кино. С момента обретения независимости на Украину навалилось столько социальных вопросов, требующих немедленного решения, что культура отошла на второй план. Но сегодня встал вопрос подъема культуры, поскольку это фундамент имиджа государства во всем мире. И далеко не последнюю роль в этом играет «важнейшее из искусств». Куда движется отечественное кино и есть ли у него будущее?
Оглядываясь назад, нельзя не согласиться с тем, что у украинского кинематографа было чем похвастаться перед всем миром. Пик буйного расцвета пришелся на вторую половину прошлого столетия, когда начали появляться ленты, ставшие впоследствии классикой: «Весна на Заречной улице», «За двумя зайцами», «Вий», «В бой идут одни старики», «Полеты во сне и наяву» и т. д.
Украинский кинематограф 1960-70-х годов был представлен именами мировой величины: режиссеры Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, Леонид Осыка, Николай Мащенко, актеры Иван Миколайчук, Юрий Шумский, Гнат Юра, Леонид Быков, Константин Степанков, Николай Гринько, Богдан Ступка.
Из Одесской киностудии вышла масса фильмов, ставших бешено популярными во всем СССР: «Д'Артаньян и три мушкетера», «Приключения Электроника», «Место встречи изменить нельзя», «Зеленый фургон», «Чародеи», «Незнайка с нашего двора», «Выше радуги», «Фантазии Веснухина», «Приключения Петрова и Васечкина» и другие.
Столичная киностудия имени Довженко не отставала: «Одинокая женщина желает познакомиться», «В бой идут одни старики», «Аты-баты, шли солдаты…», «Тени забытых предков», «Белая птица с чёрной отметиной», «Каменный крест», «Вавилон XX».
Чрезвычайно успешным был этот период и для украинского анимационного кино. Мультфильмы режиссеров Владимира Дахно (сериал «Как казаки ...»), Давида Черкасского («Приключения капитана Врунгеля», «Крылья», «Доктор Айболит», «Остров сокровищ»), Леонида Зарубина («Соломенный бычок»), Владимира Гончарова («Млечный путь») прославили украинскую анимацию за пределами страны.
Из фильмов, посвященных социальным проблемам, всплывают в памяти такие сильные картины, как «Астенический синдром» Киры Муратовой и «Распад» Михаила Беликова. Последний затрагивает весьма актуальную и болезненную тему Чернобыля.
С распадом же СССР в страну сначала робко, а потом смелее хлынули мексиканские, а затем и американские сериалы. И на студии Довженко стали осваивать этот жанр. Результатом стали «мыльные оперы» «Роксолана» и «Остров любви». Однако эти работы стали началом конца киностудии. Во второй половине 90-х фильмы стало практически некому делать, павильоны начали сдавать в аренду для съемок видеоклипов или телепрограмм. На сегодняшний день, по большей части, павильоны служат офисами для фирм и местом для конвейерных съемок телепродукта, массово поставляемого на каналы.
Посему украинские актеры (разумеется, те, кто был востребован) стали сниматься в зарубежных лентах. В частности, огромный успех имел фильм польского режиссера Ежи Гофмана «Огнем и мечом», в котором Богдан Ступка сыграл роль гетмана Богдана Хмельницкого. С этого времени Ступка стал главным гетманом украинского экрана — ему принадлежат также роли в историческом сериале «Черная рада» Николая Засеева-Руденко (2000) и фильме Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу» (2001).
Оранжевая революция 2004 года на короткий промежуток времени всколыхнула «полный метр» и режиссеры обратили внимание на яркое (во всех смыслах) событие в жизни страны и народа. После 2004 было снято несколько фильмов об Оранжевой революции: «Оранжевое небо» (2006, режиссер Александр Кириенко), «Прорвемся!» (2006, режиссер Иван Кравчишин), «Оранжлав» (2006, Алан Бадоев). Последний получил приз за лучшую режиссуру на XV Международном фестивале «Киношок» в Анапе (Россия). В 2006 году состоялась также премьера первого украинского триллера «Штольня» (режиссер Любомир Кобыльчук). Правда, фильм получился настолько невнятный, что зрительские отзывы поголовно были настолько же нелестными.
Однако не все в нашем кино может показаться безнадежным и остановившимся в развитии. Для налаживания контактов с братьями по киноцеху в мире необходимым условием было проведение кинофестивалей, поскольку церемоний награждения по типу «Оскара» у нас не предусматривалось.
Первым кирпичиком стал кинофестиваль «Молодость», стартовавший еще в 1970 году, и долгое время он оставался единственным ежегодным кинособытием в жизни Украины. С 1989 появился фестиваль анимационного кино — «КРОК», проводимый и в России, и в Украине.
В 1995-м стартовал международный фестиваль «Стожары», привлекший в Киев кинематографистов из Австрии, Италии, Грузии, Германии, Казахстана, Латвии, Беларуси и других стран. 2000-е отметились созданием международным кинофестивалей в Киеве и Одессе, в 2009 и 2010 соответственно. Столичный кинофест был инициирован Богданом Ступкой, а председателем жюри стал польский режиссер Кшиштоф Занусси. Среди участников и гостей фестиваля также были основатель кинофестиваля «Кинотавр» Марк Рудинштейн, российский режиссер Александр Прошкин, а также британский режиссёр Питер Гринуэй.
На одесский кинофест вообще привозили голливудских актеров, чтобы те провели мастер-классы: Джона Малковича, Рутгера Хауэра, Майкла Мэдсена; массу известных режиссеров, сценаристов и продюсеров.
То есть жизнь киношная если не бьет ключом, то журчит ручейком и имеет шансы стать полноводной рекой. В последнее время стало уже традицией, что на натурные съемки многих российских фильмов живописные места приезжают снимать именно в Украину, что еще раз говорит о том, что у нас есть где и над чем работать и есть что развивать.
Отечественные режиссеры вновь начали обращаться к классикам — Шевченко и Франко, экранизируя их произведения. В частности, в 2014 году на украинские экраны должен выйти исторический фильм Михаила Ильенко «Толока», поставленного по шевченковской балладе «У той Катерины хата на помосте». То есть подъем культурного наследия имеет место быть, что уже неплохо. Однако присутствует одно «но»: инвестиции, которые могут вкладывать в кинематограф разве что украинские олигархи, но не делают этого по причине непрестижности и маловероятной окупаемости финансов.
По словам режиссера Анатолия Матешко, в России этот период уже пройден и выстроены взаимоотношения между кинопроизводством, инвестором и государством. При этом серьезным недостатком, что в России, что в Украине, по-прежнему остается дефицит качественных сценариев.
О светлом будущем украинского cinema задумываются уже сейчас и даже предпринимают первые шаги: дан зеленый свет на строительство аналога Голливуда под Киевом, где должна разрастись буйным цветом своя «фабрика грез».
Однако вопрос денег по-прежнему остается «любимой мозолью» любого украинского кинопроекта. Фильм Михаила Ильенко «Тот, кто прошел сквозь огонь» дал начало новому для современной Украины явлению — в кинотеатрах, хотя пока и не часто, можно увидеть украинский фильм, с украинскими актерами, авторами и, соответственно, на украинском языке. Но эта лента снималась несколько лет — из-за нехватки денег.
В то же время это не мешает плодотворному сотрудничеству в рамках совместных проектов. Так, например, группа компаний FILM.UA совместно с российской кинокомпанией Intra Communications Inc и казахскими телеканалами сняла мини-сериал «Касым». Украинская кинокомпания «Татофильм» совместно с турецкой кинокомпанией «Каракирмизифильм» завершила в прошлом году работу над картиной «Люби меня». Госкино Украины поддержало производство в размере 870 тыс. долл., что составило 50% бюджета.
Вообще, теле- и кинопрокат — дело весьма прибыльное. Это поняли интернет-ресурсы, которые поначалу просто выкладывали видео, не особо парясь над авторскими правами и запретом публичной трансляции. Но сегодня, когда интеллектуальную собственность в Украине начали потихоньку защищать, телеканалы и интернетчики решили объединить свои действия и легализовать трансляцию телепродукта и фильмов, на показ которых имеются права у тех же телеканалов. То есть созданный цикл телепрограмм можно теперь посмотреть в сети в плейере канала-правообладателя с подвязанной под него рекламой. И овцы целы, и волки сыты.
Тем не менее, начальник управления государственного регулирования и реализации кинопроектов Государственного агентства Украины по вопросам кино Станислав Притула считает, что иностранный производитель ничего не знает об Украине и не рассматривает ее как место, где можно что-то создавать, а кроме того, не рассматривает ее как партнера, с которым можно создавать совместные проекты.
Популяризации украинского кинематографа за рубежом, по его словам, может способствовать расширение ко-продукции и дистрибьюторной географии проектов. К тому же, если удастся найти контакт и наладить сотрудничество с партнерами в Германии, Франции и других странах, то это откроет путь для украинских кинолент в Европу.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.