В соответствии с законодательством правительство ежегодно подает в Верховную Раду проект закона о госбюджете на следующий год не позднее 15 сентября текущего года. Принять его финальную версию рассчитывают уже до конца ноября.
На минувшей неделе, 11 сентября, Кабмин одобрил проект госбюджета-2014 с ростом ВВП в 3% (до 1,69 трлн грн), инфляцией — 8% и дефицитом 2,7% (47,5 млрд грн). Кроме того, ожидается, что госдолг к ВВП составит примерно 32-32,5%. По словам первого замглавы Администрации Президента Ирины Акимовой, такие цифры соответствуют прогнозным показателям, которые дают международные финансовые организации, и даже после рассмотрения в Раде они вряд ли изменятся. 14 сентября документ был зарегистрирован в парламенте.
Однако уже 16 сентября правительство приняло решение отозвать проект бюджета. Такие действия Кабмина вполне объяснимы — этой осенью нашу страну ожидает ряд важных событий, как политических, так и экономических. В ноябре с большой долей вероятности может быть подписано Соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС. Кроме того, до конца года может быть достигнута договоренность с МВФ о новом кредите. Да и в парламенте в настоящее время находится ряд законопроектов, которые в случае принятия также окажут существенное влияние на доходную часть будущего бюджета. А теперь — обо всем по порядку.
Президент настаивал на том, что в госбюджете-2014 нужно «сделать правильные выводы из бюджетных неурядиц» 2013 года. В Кабмине последнюю версию госбюджета называют «сбалансированной» и «реалистичной». Насколько это так — покажет только время. Отказаться от популистских целей правительство вынудила непростая внутренняя и внешняя экономическая ситуация.
Напомним, что госбюджет-2013 рассчитан исходя из таких показателей: номинальный ВВП — 1,57 трлн грн (+ 3,4%), инфляция — 4,8% и дефицит на уровне 50,43 млрд грн (3,2% ВВП), с доходами — 361,5 млрд грн, расходами — 411,9 млрд грн. Реальность же такова, что во II квартале по сравнению с аналогичным периодом 2012 года ВВП упал на 1,3%, а по сравнению с I кварталом 2013 года — на 0,5%.
Эксперты указывают на то, что указанные в проекте госбюджета-2014 показатели в разной мере не отвечают экономическим реалиям.
«О росте ВВП на 2014 г. на 3% говорить еще рано, хотя такой рост вполне возможен. Что касается дефицита, то 2,7% кажется явно заниженным. Перед выборами дефицит бюджета всегда рос. В 2014-м он будет на уровне 4%», — комментирует главные финпоказатели госбюджета-2014 руководитель аналитического департамента ИГ «АРТ Капитал» Игорь Путилин.
Начальник отдела рейтингов корпоративного сектора агентства «IBI-Rating» Игорь Дикий отмечает, что анонсированные основные показатели проекта госбюджета на 2014 год в текущей экономической ситуации выглядят довольно оптимистично.
При заложенном в бюджете на 2013 год прогнозе роста ВВП на уровне 3,4% по итогам года по факту имеем снижение ВВП. Обеспечение роста ВВП в 2014 году возможно только за счет повышения экономической активности во II его полугодии, поскольку на текущий момент существенных драйверов роста не просматривается.
Опрошенные эксперты единодушны в том, что параметр инфляции выглядит даже завышенным. По словам Игоря Путилина, перед выборами правительство не пойдет на риск раскручивания инфляции.
«Начиная с 2010 года официальный уровень инфляции измеряется однозначным числом, по итогам же 2012 года и вовсе зафиксирована дефляция. Поэтому удержание инфляции на уровне не выше 8% выглядит вполне выполнимой задачей.
Сдерживающими факторами выступят сохранение жесткой монетарной политики, недопущение значительного повышения тарифов на коммунальные услуги накануне выборов 2015 года, а также хороший урожай 2013 года», — добавляет Игорь Дикий.
По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, нужно всячески «приветствовать» инфляцию.
«Если инфляция будет 8%, то и рост ВВП будет 3%. В данной ситуации инфляция должна стать стимулом для развития экономики. Дефляция ведет к тому, что бизнес боится много выпускать продукцию и, наоборот, сдерживает выпуск и сокращает рабочий период. Инфляция же будет стимулировать выпуск продукции и рост заработных плат.
В 2014 году инфляция на уровне 8% возможна за счет роста зарплат и пенсии, а также за счет продажи валюты населением, если введут налог на обмен валюты», — говорит эксперт.
Отметим, что согласно результатам консенсус-прогноза, подготовленного в августе на основе экспертных оценок перспектив развития украинской экономики, сводная оценка темпов роста реального ВВП в 2014 году составляет 2,3%, при этом в 2015-2016 годах темпы экономического роста ускорятся. Усредненное значение роста инфляции в 2014 году составляет 5,5% (вариация значений от 3,4% до 9,3%).
Отметим, что в апреле Кабмин представил проект бюджетной резолюции, учитывающий прогноз роста ВВП на уровне 3%, с дефицитом бюджета на уровне 3% от ВВП и уровнем госдолга до 31% от ВВП. Впрочем, документ так и не был утвержден парламентом, что позволяет правительству «маневрировать» цифрами. В противном случае Кабмин был бы обязан использовать вышеуказанные финансовые параметры при составлении госбюджета-2014.
Следует отметить, что среднегодовой курс гривны к доллару на 2014 год на заседании Кабмина 11 сентября не обсуждался. Но, по некоторым сведениям, он будет на уровне 8 с «копейками» грн/долл., т. е. будет несущественно отличаться от нынешнего официального курса.
Доходы и расходы госбюджета-2014 пока неизвестны. По более ранним данным, доходы бюджета на 2014 год были установлены на уровне 430 млрд грн против 472 млрд грн в 2013 году, а его расходы — на уровне 479 млрд грн против 522 млрд грн в т. г. То есть снижение по доходам — 8,9%, а по расходам — 8,2%. Впрочем, в отдельных источниках проскакивала цифра доходов в 457 млрд грн, что меняет картину на снижение в 3,1%.
Слабым утешением для Украины является сравнение с другими странами. Например, в России госбюджет также будет урезан не менее чем 5%. Многие специалисты не сомневаются, что во многом источниками «экономии» будут армия, демография и образование. Впрочем, не лучше ситуация и в Европе, где жесткие меры экономии приводят к необходимости сокращения бюджетных расходов по «социалке».
Судя по заявлениям наших властей, ставки в госбюджете-2014 будут сделаны на прозрачность госфинансов, ужесточение фискальной политики по отношению к крупному бизнесу, увеличение объемов госинвестиций и стимулирование большей свободы экономической деятельности в Украине (исходя из Госпрограммы активизации экономики на 2013-2014 годы), развитие регионов, поддержку нацпроизводителей, импортозамещение и выполнение социальных стандартов. Вместе с тем особого роста соцстандартов не будет, на это выделят примерно 9-10 млрд грн.
В правительстве давно говорят о сокращении части налоговых льгот, которые обходятся госбюджету весьма дорого. По официальным данным, общая сумма льгот по налогу на прибыль и НДС в 2012 году составила более 100 млрд грн (почти 22 млрд — по налогу на прибыль и свыше 88 млрд — по НДС).
При этом потери налоговых поступлений из-за существования этих льгот оцениваются в сумму свыше 15 млрд грн — по налогу на прибыль и 30 млрд — по НДС (в 2011-м — свыше 40 млрд грн).
В то же время многие инициативы, призванные стать источником дополнительных поступлений в бюджет, уже зарегистрированы в парламенте в виде законопроектов:
Очевидно, что доходы бюджета сократятся. «Виной» тому не только внутренняя и внешняя макроэкономика, но и решения самого правительства. Так, в 2014 году ставка НДС снизится с 20% до 17%, а налог на прибыль будет равен 16% вместо нынешних 19%.
«Снижение налогов было запланировано Налоговым кодексом, принятым еще в 2011 году. С тех пор ситуация в экономике ухудшилась. Оценочные потери госбюджета от снижения ставок в 2014 году составят около 25 млрд грн», — поясняет Игорь Дикий.
Кроме того, Миндоходов предлагает более радикальные действия — снижение НДС до 9%, а вместо этого ввести налог с оборота, но такая инициатива пока явно не стоит на повестке дня.
Кабмин планирует компенсировать потери госбюджета за счет приватизации объектов госсобственности. С этим и легко, и сложно. Дело в том, что за восемь месяцев текущего года Фонд госимущества перечислил в бюджет от приватизации 908,2 млн грн, при плане на 2013 год 10,9 млрд грн. Таким образом, план выполнен на 8,3%.
Впрочем, время до конца года еще есть, а Минфин прогнозирует, что поступления в госбюджет от приватизации и передачи в концессию государственных шахт еще в текущем году составят минимум 4,7 млрд грн. Напомним, что поступления от приватизации по итогам 2012 года составили 6,76 млрд грн — 67,6% годового плана.
В следующем году Кабмин хочет «отыграться» и заложил в проект госбюджета-2014 получение доходов от приватизации 159 объектов на уровне 17 млрд грн. Конкретные планы по приватизации пока неизвестны, скорее всего, это будут шахты, энергопредприятия и ряд химических компаний.
Интересно, что в бюджет не заложены вероятные доходы от внедрения закона о трансфертном ценообразовании, которые в настоящее время подсчитать невозможно.
«Недавно Миндоходов предложило ввести налог с оборота. Если этот закон пройдет в Раде, то это будет дополнительным существенным источником доходов для бюджета. Хотя его принятие маловероятно. Закон о трансфертном ценообразовании в таком случае остается единственной надеждой правительства на пополнение казны», — считает Игорь Путилин.
Еще более показательным является тот факт, что в проекте главного финдокумента страны никак не учитываются средства МВФ. С одной стороны, все логично — нет денег — их нельзя учитывать в бюджете. С другой, Кабмин будет всеми силами стараться «уговорить» МВФ, хотя перспективы этого пока неопределенны.
Восстановление же финансирования со стороны фонда не только снизит давление на платежный баланс, но и даст сигнал инвесторам, что положительно скажется на стоимости заимствований, коими традиционно закрывают все «дыры» госбюджета.
Не стоит сбрасывать со счетов и такое направление пополнения бюджета, как детенизация экономики. «Главный и важный резерв — это „отбеливание“ зарплат. Если удастся увеличить рост „белой“ зарплаты, то это позволит значительно нивелировать снижение поступлений от налога на прибыль», — подчеркивает Александр Охрименко.
С другой стороны, усилия усилиями, но спрогнозировать поступления по этой «статье» крайне сложно — на каждое решение власти бизнес сравнительно быстро находит «противоядие».
«Правительство рассматривает детенизацию экономики как одно из приоритетных направлений своей деятельности и работа в этом направлении ведется уже не один год. Однако в условиях наблюдаемого экономического спада детенизация является довольно сложным процессом и резервы роста за счет этого ограничены», — считает Игорь Дикий.
Нельзя также исключать продажу рекапитализированных госбанков, но получить за них солидную сумму (на фоне исхода иностранных банков из Украины) не представляется возможным.
Как видим, в настоящее время бюджет на будущий год, а если быть точным, его доходная часть по объективным причинам представляет собой уравнение с достаточным количеством неизвестных. Каким будет итоговый вариант главного финансового документа страны — в ближайшие месяцы определят как внутренние, так и внешние факторы. Обо всех изменениях бюджета-2014 и связанных с этим проблемах специалисты информационно-аналитического портала Inpress.ua расскажут в последующих публикациях...
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.