До уличных противостояний все оппозиционные партии имели свои «теневые» правительства. Но когда появилась возможность возглавить правительство реальное — все, оппозиция сдулась.
До начала уличных противостояний, «триединая» оппозиция активно создавала «теневые правительства», грозясь «в случае чего» быстро начинить все властные коридоры расово правильными специалистами. Свои «премьеры» были у «Свободы» и «Батькивщины», а незадолго до 2014 года о таком же (только, «объединенном оппозиционном кабмине») заявил и Кличко.
«В ближайшее время весной мы сможем представить теневое правительство. Весна — это крайний срок». Это слова главного оппозиционного боксера страны. Слова эти сказаны были в декабре 13-го года, когда никто в оппозиции серьезно не рассматривал, что Азаров куда-то уйдет.
Но затем была не только отставка Кабмина (оппозиция, напомним, своими силам это сделать не смогла), но и сенсационное предложение от президента Яценюку возглавить это самое правительство. Ответ Яценюка после «консультаций» с «майданом» и принятого решения в Вашингтоне оказался забавным — отдайте нам — оппозиционному меньшинству — ВЕСЬ Кабмин, и вот на таких условиях мы готовы его возглавить.
Вот только на дворе середина февраля, а оппозиция не смогла даже между собою договориться о конкретных именах, которые войдут в этот вероятный Кабмин.
По большому счету наличие «теневых правительств» в современной политической истории Украины — это такая себе бесполезная калька на страны вестминстерской системы, которая ничего общего с западными аналогами не имеет. То, что, например, Александр Сыч у «Свободы» является теневым «премьер-министром», совершенно не означает, что он — Сыч — станет главою правительства, даже если Олега Тягнибока изберут президентом. У «теневиков» нет абсолютно никаких юридических, да и морально-этических обязательств друг перед другом, что и показали последние переговоры в оппозиционном лагере, когда появилась возможность по-настоящему войти в правительство.
Войти в состав теневого правительства в украинских реалиях — это такая себе «респект и уважуха» конкретным партийным функционерам от руководящей верхушки партии. И не более. А самый яркий показатель того, что само теневое правительство не более чем филькина грамота — это отсутствие какого-либо лидера партии во главе правительства. Ни Юлия Тимошенко, ни Арсений Яценюк, ни Олег Тягнибок никогда не становились «главами правительств». Просто не дойти до абсурда с назначением себя самих «теневыми президентами» у них ума хватало. Хотя отсутствие этих имен в «правительственных списках» как раз говорит об обратном.
А вот ситуация с единым теневым правительством от оппозиции уже интересна. А самое главное, крайне противоречива и в деталях не продумана самою же оппозицией. То, что в правительственном списке не может быть больше одного «премьера» из «триединой оппозиции» — более чем очевидно. К тому же ВФЯ очень конкретно предложил возглавить Кабмин Яценюку, т. е. это кресло оппозиция УЖЕ не может обсуждать между собой.
Интересно другое. Как будут распределяться другие должности в таком правительстве между оппозиционными представителями? Еще раз напоминаем — формально обязательств у участников этой политической игрушки под названием «теневое правительство» нет никаких. Можно любого бомжа брать с «майдана» и назначать его министром образования или главою Антимонопольного комитета. Но есть здесь другой нюанс — имиджевый.
Виртуальные должности «вице-премьеров» оставляем в стороне (к тому же Кличко ВФЯ уже тонко стебанул, обозначив тому интеллектуальный потолок — «гуманитарного вице-премьера»). Таких вице-премьеров можно придумывать/назначать сколько душе угодно, особенно, если это касается конституции образца 2004 года, к которой сейчас так стремится вернуться оппозиция. Однако в Кабмине есть министерства базовые и министерства второстепенные. Последние тоже могут создаваться под политическую целесообразность в любом количестве. А вот ключевых министерств не так уж и много:
Вот эти семь ключевых министерств, собственно, и определяют, у кого в стране власть. В случае с «теневым дерибаном» та политсила, которой и достанутся большинство из указанных министерств, в глазах протестного электората будет претендовать на интеллектуально-кадровое лидерство в оппозиции. А потому главный вопрос не в том, какие конкретные имена будут прописаны напротив указанных министерств, а какие группы влияния собираются их обозначить в качестве своей «вотчины».
То же самое касается и распределения в «управлении регионами». Оппозиция дружно настаивает, что самый демократический способ определения глав областей — это не давать возможность людям выбирать губернаторов, а назначать их из центра. Соответственно, «своих» губернаторов уже сейчас можно было бы публично озвучить. Но этого не делается. Хотя бы потому, что ЕДИНОЙ координационной работы между «тройкой» никогда не проводилось, и не проводится. Яркий пример тому — полный провал по обсуждению конституционной реформы.
Пока что все сводится к тому — что ничего. Последнее решение Высшего административного суда Украины, отказавшегося отменить решение ВР по изменению в Налоговый кодекс, безусловно, морально добил Кличко. Экс-боксер видит себя исключительно президентом Украины и никем иным. А ситуация как раз развивается сейчас по сценарию, что Кличко отцепят (с подачи «союзников» из «Батькивщины», к слову) от участия в президентских выборах 2015 года.
Что тогда? Во-первых, Кличко может в самую последнюю очередь рассчитывать, что объединенная оппозиция по этому поводу устроит массовые акции протеста. Вернее, она что-то устроит… Но это будет выглядеть приблизительно так же, как и пикеты в поддержку освобождения ЮВТ из колонии. Оппозиция последние 3 месяца пикетирует что угодно — суды, министерства, дачи частных лиц (того же Медведчука, который формально в Украине лидер всего лишь общественной организации), подъезды родственников «Беркута»… но только не колонию, в которой живет/лечится Юлия Тимошенко. Потому что она — Тимошенко — никому из оппозиции не нужна.
Точно так же не нужен Яценюку и Тягнибоку Кличко с правом участия в президентских выборах. Намного больше не нужен, чем тому же Януковичу, за которого в любом случае не будет голосовать избиратель оппозиционной тройки.
А потому из такой ситуации и выплывает, во-вторых, публичная договоренность для УДАРа и лично Кличко по будущим перераспределениям правительственных преференций. Правда, и здесь возникают вопросы. Представить Кличко президентом Украины достаточно легко. Особенно после Ющенко. Но вот представить Клико уже тем же вице-премьером Украины… ну скажем так, это будет весьма экзотическое представление. Точно так же экс-боксера можно представить, скажем, ректором Киевского университета им. Тараса Шевченко. Образ, прямо скажем, не соответствует.
Поэтому максимум, что может сейчас требовать Кличко при своем участии в «теневом правительстве», — это максимальное и публично гарантированное распределение его партии квот по базовым министерствам. Собственно, потому Кличко и решил участвовать в этом мероприятии.
Но на другом полюсе маячит персона 7%-го Яценюка, для которого премьерское кресло — это последний шанс вклиниться в президентскую гонку с Януковичем (если, конечно, Кличко точно не отцепят). Каким будет Яценюк премьером, можно очень легко представить. Это будет Юлия Тимошенко образца 2009 года, которая во всех бедах винила Януковича, Ющенко, мировой финансовый кризис и эпидемию птичьего гриппа. Арсений Яценюк РАБОТАТЬ не будет. Вернее будет, но только на свою президентскую кампанию.
Непонятно в этом случае будет также и вопрос с международными кредитами, как России, так и Запада. Касательно России, то ее публично обещанные 15 миллиардов долларов + скидка на газ выдавались под конкретные гарантии конкретным правительственными чиновникам. Даже для небедной России — цифры существенные. И еще непонятно, захотят ли русские давать такой стабилизационный кредит под русофобское правительство Яценюка.
Что касается 15 миллиардов евро, обещанные Западом, то это больше похоже на дешевое «разводилово». Во-первых, беспрецедентно наглым является публичное обещание государственных кредитов оппозиционным силам, а не действующей власти. Такое в мировой практике просто НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ. А во-вторых, не озвучено ни сроков, ни условий, при которых будут даваться эти виртуально-обещанные деньги.
В любом случае цирк под названием «оппозиционное правительство», можно назвать закрытым. Оно не только бутафорское по своей сути, но его до сих пор так и не сформировали. А все потому, что правительство для оппозиции — это только ИНСТРУМЕНТ будущего дерибана власти. А источник, к которому «тройка» стремится — это президентское кресло. Вот только президента в Украине еще не назначают, а выбирают. К тому же не на «майдане».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.