Еще до старта «евромайдана» Юлия Тимошенко уже не была основным объектом ньюсмейкинга оппозиции. Любое резонансное политическое событие похоже на открытую бутылку с газировкой: сначала ее приятно пить, но с каждым часом она становится все менее вкусной.
Именно поэтому персональная «тема Тимошенко» была легко отодвинута Вильнюсским саммитом, а потом «евромайданом». Тема выдохлась. Сейчас экс-премьер пребывает далеко не в топе оппозиционных спикеров, а ее влияние, по всей видимости, находится в нижней точке воображаемого цикла.
Чем больше Юлия Тимошенко проводит времени в местах лишения свободы, тем труднее ей и ее команде удерживать фокус общественного внимания. Еще совсем недавно, зимой 2013 года, основной тематикой оппозиционного движения в Украине было освобождение политических заключенных. Но все быстро и необратимо изменилось.
В марте 2013 года оппозиционные лидеры сделали первый серьезный шаг для того, чтобы перетянуть «информационное одеяло» на себя: стартовала акция «Вставай, Україно!».
Уже в апреле на свободу вышел Юрий Луценко, который также влился в оппозиционное русло и увеличил собственной персоной количество говорящих голов и без того многоголовой оппозиции.
Летом 2013 года вполне ожидаемо вопрос освобождения экс-премьера был отложен до старта нового политического сезона в сентябре (а это еще несколько месяцев событийного простоя).
Осенью ненадолго началась рецессия имиджевых потерь Юлии Владимировны: тема ее освобождения актуализировалась накануне Вильнюсского саммита, и именно этот вопрос стал прологом для проведения «евромайдана».
Вместе с этим стоит признать, что «евромайдан» начался лишь после заявления Виктора Януковича о невозможности подписать Соглашение об ассоциации с ЕС.
После старта самых массовых акций протеста в Украине со времен «оранжевой революции» проблема освобождения Юлии Владимировны тщательно отодвигалась на второй план ее же союзниками. «Евромайдан» впервые дал реальную возможность Виталию Кличко, Арсению Яценюку, Олегу Тягнибоку и другим политическим лидерам занять место «первой скрипки» в протестной симфонии.
Впервые у них не было утомляющей необходимости постоянно ссылаться на Большую Сестру и согласовывать свои действия с ней (с учетом того, что «она все видит»). Этот ресурс был реализован оппозиционными лидерами весьма эффективно.
На это указывает несколько фактов: отчаянная попытка донести свою мысль при помощи выступления дочери 8 декабря, неадекватная ситуация с плакатами Юлии Тимошенко на Майдане и общее отсутствие образа Юлии Владимировны в протестных событиях последнего месяца.
Следует разобраться в том, что ждет образ Леди Ю в будущем: сможет ли она вернуть себе былое значение на большой украинской шахматной доске или же мы сейчас созерцаем закат ее эпохи?
Если сгруппировать основные причины пока еще временного забвения Юлии Тимошенко в информационном пространстве «Евромайдана», то основные будут выглядеть так:
Системно над адгезией образа экс-премьера с «евромайданом» никто не работал, а действия, связанные с визуальным рекламированием Юлии Владимировны, иначе как провокацию воспринимать нельзя. Имеется в виду случай с ее большим плакатом на «народной елке», который вызвал шквал негативных эмоций как у части участников акций протеста, так и в журналистской среде.
Примитивность работы политических технологов из ВО «Батькивщина» конкретно в этом случае показывает всю нелепость попыток приватизировать народный протест определенными политическими силами (сюда же стоит добавить народное объединение «Майдан», которое попросту является попыткой электоральной капитализации столичного протеста).
Возникает логичный вопрос: что может освежить образ лидера ВО «Батькивщина» и сделать его вновь востребованным в народных оппозиционных массах?
Идеальный вариант актуализации проблематики заключения Юлии Тимошенко в будущем тесно связан с главным событием ближайших двух лет — президентскими выборами.
Если на небе сойдутся звезды и на протяжении весны-лета 2014 года в Украине не будет резонансных политических происшествий, то оппозиции придется возвращаться к избитым разговорам о «узниках совести».
Однако в преддверии президентской кампании эта риторика несколько изменит свой оттенок: так как освобождение лидера ВО «Батькивщина» будет минимумом в джентльменском наборе любой протестной политической силы, каждая захочет чем-то выделиться и стать в общем потоке воды золотой каплей для электората.
Именно поэтому Юлия Владимировна уже скоро превратится в отечественный аналог мифического «меча в камне» (подтверждавшего право короля на трон). Тот, кто сможет вытащить Юлию Тимошенко из тюрьмы или убедить электорат в реальности подобного события, имеет наивысшие шансы на успешное преодоление первого тура президентских выборов.
Если же тема освобождения леди Ю не попадет в тренд будущей избирательной кампании, то, скорее всего, можно будет констатировать политическую смерть экс-премьера. И в этом следует винить не только выборочное правосудие, агрессию власти, но и в первую очередь непрофессиональные и, отчасти, предательские действия команды Юлии Владимировны.
Проблема политической реинкарнации Юлии Тимошенко, таким образом, тесно сопряжена с нежеланием оппозиции выделить место для главного лидера на протестной сцене, страхом власти потерять контроль над ситуацией и проиграть следующие выборы, а также безразличием народа.
Ведь именно «евромайдан» лучше всего продемонстрировал усталость народа от того, что его протест, возмущение, ненависть пытаются приватизировать и одеть в шутовской наряд.
Люди вышли на площади не потому, что они хотели освободить Юлии Тимошенко или свергнуть режим Виктора Януковича. Они вышли на площадь для того, чтобы с ними начали обращаться по-человечески, прислушиваться и выполнять действия, адекватные сложившейся ситуации (например, увольнение министра МВД после разгона студенческой демонстрации).
Пока команда Юлии Тимошенко этого не поймет и не научится с этим работать как с состоявшимся и утвердившимся фактом, ничего хорошего в политическом и электоральном плане ее не ждет.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.