Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Призрак гражданской войны — слово за президентом

20 января 2014, 11:45 448

Кровавая бойня на Грушевского свидетельствует только об одном — парламентская оппозиция в этой стране бездарна абсолютно во всех своих начинаниях. 

То, что происходило вечером-ночью возле стадиона «Динамо», назвать «мирными акциями протеста» уже не возможно. Равно как и невозможно сотни людей в масках, закидывающих сотрудников правоохранительны органов камнями и «коктейлями Молотова», окрестить «провокаторами від влади». Нет никаких «провокаторов». Есть участники майдана, которые нарушают законы. При этом совершенно не важно, какими мотивами они пользуются — светлыми, европейскими, христианскими, какими угодно. Нельзя оправдать, например, зверское избиение бойца «беркута» разъяренной толпой.

Хотя бы потому, что это не по-человечески. Это мерзко. Равно как и не поддаются каком-либо объяснениям активные попытки «мирных протестувальникив» поджечь Национальный художественный музей Украины. Все это не оправдывается никакими «евраинтеграционными чаяниями». Горящие автобусы, подожженные солдаты, разбитые автомобили и витрины магазинов… Это уже не революция — это бандитизм.

Ошибка Януковича

В текущей ситуации главная ошибка Виктора Януковича в том, что он упрямо пытается договориться с:

  1. теми, кто В ПРИНЦИПЕ делают все возможное, чтобы никаких договоренностей не было;
  2. теми, кто АБСОЛЮТНО не контролируют ситуацию на улице;
  3. теми, у кого СОВЕРШЕННО нет каких-то конкретно-адекватных требований.

Создается впечатление, что действия оппозиционной тройки понятны уже всем, кроме самого президента. Кличко/Яценюк/Тягнибок ежедневно выступают на майдане, ежедневно накручивают толпу, но как только она — толпа — начинает погромы, тут же от нее дистанцируются, объявляя всех дебоширов «провокаторами». По сути, главными провокаторами как раз и является эта «тройка», которая занимается стравливанием властных структур с протестующими.

Что интересно, даже в ситуации, когда на улицах массово льется кровь, «тройка» все равно ведет борьбу за главенство между собой. В кои-то веки переиграть Яценюка удалось Кличко, который сначала перед камерой демонстративно попытался «защитить милиционеров» (за что тут же был коллективно послан протестующими), а затем поехал к Януковичу в ранге главного «миротворца» в Межигорье. Впрочем, Яценюк оказался тоже «крут» и сообщил, что у него был «телефонный разговор с гарантом», по результатам которого в понедельник состоятся переговоры между властью и оппозицией.

Однако ошибка Януковича заключается в том, что он все еще УБЕЖДЕН, что Кличко, Яценюк и Ко что-то решают. А они ничего не решают. Абсолютно ничего. Это политические неудачники, которые за два месяца:

И вот с этими «решалами» Янукович собирается проводить в понедельник очередной раунд переговоров. Правда, создание рабочей группы между властью и оппозицией ВФЯ поручил Андрею Клюеву, что в определенной мере является не только тонкой издевкой, но и символом того, что переговоры будут проходить с позиции диктата власти.

Однако вопрос не в том, кто будет вести переговоры с оппозицией и даже не в том, на какие очередные уступки готова пойти власть. Проблема в том, что ЛЮБЫЕ переговоры в очередной раз завершатся ничем. Ни Кличко, ни Яценюк, ни Тягнибок не способны увести толпу праворадикалов с улицы. Лидеров системной оппозиции УЖЕ сейчас освистывают и посылают на майдане. А с другой стороны, у оппозиционной тройки нет предметной повестки переговоров. Досрочные выборы — а это единственное, к чему сейчас оппозиция апеллирует — это изначально неприемлемо для власти. А все остальные «детали» переговорного процесса не решают главного — не уводят толпу с улицы. И получается тупик.

Даун Хаус

Майдан подтвердил естественный закон человеческого общежития — безвластия не бывает. Искусственная попытка власти «забить» на толпу протестующих, забаррикадировавшихся на Крещатике (хотя надо признать, что «забивание» проходило исключительно из-за нажима Запада), таки не удалась. Цель власти была ясной и простой — совершенно перестать трогать «буйных», не обращая на них никакого внимания, и дождаться полной маргинализации протестующих.

И эта маргинализация все эти два месяца проходила достаточно успешно. Первопричина, почему собрались люди на майдане, давно уже была забыта. Протестующие создавали «университеты», водили карнавалы, еженедельно проводили «миллионные вече», организовывали свои судилища и… создавали свои «воинские подразделения».


Такие потешные «подразделения» не могут априори существовать без конфликта. Иначе они распадутся. В результате перманентный поиск конфликта ЕСТЕСТВЕННО перерос за географические границы майдана. 19 января таким центром противостояния стала улица Грушевского, где уже в ночь на 20 появились попытки сооружения новой баррикады. И возводится она исключительно с единственной целью — вызвать новый виток противостояния с властью. Вирус анархии или расширяет границы, или загибается.

И в данном случае граница «приемлемого противостояния» уже пройдена. Психологически участники майдана перешагнули черту, за которой насилие стало допустимым методом протеста.

Сейчас все — буйные протестующие, системна оппозиция, однобокий Запад, уставшая от запретов быть лояльными милиция — ждут решения власти. А вот власть в лице ВФЯ как раз этот психологический барьер насилия для себя не переступила. Но выбора у Януковича в принципе не остается. Для самосохранения государственности необходимо наводить конституционный порядок. Силой. С разгоном толпы, массовыми арестами, штурмом захваченных зданий.

Можно еще какое-то время оттягивать принятие подобного решения, но дальше будет только хуже. Уже сегодня кровавая разборка 1 декабря не кажется такой кровавой, потому что появились разборки имени 19 января. Но главный рассадник анархических веяний — неподконтрольный власти майдан — только радикализируется. И самое страшное, что может произойти — «майданизация» регионов, к которой, кстати, так активно призывает системная оппозиция. Та самая оппозиция, которая СОВЕРШЕННО не контролирует один майдан в стране, но желает создать таких майданов десятки.

А все подвижки к «майданизации» (при этом исключительно западных регионов) имеются. Только в минувшую ночь были заблокированы две воинские части, с которых (как утверждает оппозиция) должны были отправиться войска на Киев. И как видно на фото, блокировка была явно не мирной.

Кто победит

Страна скатывается к гражданскому противостоянию. Пока еще создается искусственная видимость, что противостояние проходит по линии «власть — оппозиция», где первые защищают свое законно выигранное право править, а вторые «хотят жить по европейским ценностям».

Однако проблема на порядок глубже. Янукович, при всех его тотальных недостатках — это продукт реванша юго-восточных регионов страны за проигранный «оранжевым» 2004 год. И если Янукович гипотетически начнет обсуждать вопрос досрочных выборов — он подставляет не только группы влияния в своем окружении, но и миллионы людей, которые вручили ему 5-летний мандат на управление страной. Получается тогда, что право толпы на майдане ВЕСОМЕЕ, чем арифметическое большинство избирателей, отдавших свои голоса за Януковича в 2010 году.

А с другой стороны майдан — это ярко выраженное западноукраинское явление, которое характеризуется даже не столько европейскими устремлениями (о них постоянно заявляет та же команда Януковича), сколько патологическим русофобством. И как показывает вся история майдана, начиная с 2004 года, для него — западноукраинского майдана — допустима победа любыми способами, в том числе незаконными.

Перевернуты легковые (не милицейские, частные) автомобили на улице Грушевского? Ничего, это революция. Сожжены кассы стадиона «Динамо»? Так не надо было за ними прятаться бойцам «Беркута». Избиты киевляне, вышедшие выразить протест против баррикад на Крещатике? Это провокаторы!.. И так во всем. У майдана всегда есть оправдание в фразе «у людей накипело».

В результат в стране сложился такой себе когнитивный диссонанс. Есть две Украины. Одна избрала Януковича президентом и живет по правилам, которые как минимум не вынуждают выходить людей на уличные протесты. Это не значит, что этим людям живется хорошо — это означает только то, что их в той или иной степени устраивает тот общественный договор, который выработался за два десятка лет в стране.

И есть вторая Украина — численно меньшая, а потому ВЫНУЖДЕННО более агрессивная, у которой почти никогда нет шанса победить в борьбе количественного сопоставления голосов избирателей. Эта вторая Украина богата на фантазии, не очень любит работать, но зато профессионально умеет протестовать. Не против чего-то конкретного противостоять, а против всего и сразу.

Очевидно, что устранение Януковича с политической арены, равно как и силовая зачистка майдана, в целом проблему двух Украин не решает. Стране нужен новый общественный договор. Но опять же проблема в том, что договариваться пока что не с кем. Оппозиция свято верит, что она представляет «весь украинский народ», который недоволен «бандитской властью донецких», и никаких «двух Украин» нет. А Янукович все еще наивно полагает, что все эти массовые протесты искусственно генерируются агентами влияния, и если правильно со всеми договориться, то все сможет устаканиться.

Но по-старому жить уже не получится. Люди, закидывающие булыжниками и «коктейлями Молотова» сотрудников милиции — оплот ЛЕГИТИМНО избранной власти — демонстрируют неуважение к тем людям, которые делегировали этой власти мандат управления. А это означает, что одна часть страны по ранее установленным правилам уже не живет. И вариантов здесь остается немного. Или прогнуться под западноукраинское меньшинство, или нагнуть западноукраинское меньшинство, или составить принципиально новый общественный договор. Правда, есть еще один вариант — гражданская война и, как результат, — очень нецивилизованный развод.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях