По мере приближения президентских выборов оппозиция все выше поднимает планку своих политических амбиций, совершенно несопоставимых с реальными возможностями и тем самым утрачивает последние шансы на победу в противостоянии с действующей властью.
Каждому, кто побывал на Крещатике и воочию наблюдал происходящую там «национальную революцию» (как это называют находящиеся там активисты), становилось предельно ясно: «евромайдан» превращается в тягучую, обыденную, довольно скучную рутину. А ведь главными характеристиками революционной ситуации являются динамизм, зрелищность, реальная силовая борьба, без чего невозможно формирование значительного общественного интереса к событиям. Надо полагать, лидеры оппозиции вполне осознают данное обстоятельство и предпринимают воистину титанические усилия для того, чтобы любыми способами повысить градус политического напряжения.
13 января «революционный комендант» Майдана, народный депутат от «Батькивщины» Андрей Парубий объявил о «мобилизации сил самообороны» в связи с ожидающимся штурмом. На брифинге в «штабе национального сопротивления» он заявил: «Есть информация, что 16 января может быть новая попытка силового разгона Майдана. Поэтому я сейчас объявляю на 15-е число мобилизацию всех волонтеров, чтобы мы на этой неделе могли иметь достаточное количество людей для локализации любых провокаций».
Напомним, что двумя днями ранее оппозиция объявила о предстоящем в ночь на 11 января штурме здания Киевсовета, где находится «штаб революции», и точно так же призвала к «мобилизации». И хотя ровным счетом ничего не произошло, лидеры оппозиции без малейшего смущения продолжают проигрывать эту заезженную пластинку, пытаясь таким способом хоть немного расшевелить скучающих на Майдане активистов.
Увы, вся эта возня в центре Киева может быть с полным основанием названа мышиной. Да и размах «революционной борьбы» как-то уж больно мельчает прямо на глазах. Ушли в прошлое грандиозные столкновения, вроде тех, что имели место 1 декабря на Банковой. Все, чего удалось добиться оппозиции в качестве демонстрации «наступления революционных сил» — это довольно незначительная по масштабу потасовка с «Беркутом» возле здания Киево-Святошинского суда. Несмотря на все старания, удалось набрать цифру только в 15 пострадавших, причем из них всего лишь у двоих оказались более-менее серьезные травмы, достойные для предъявления мировой демократической общественности в качестве доказательства «зверств авторитарного режима Януковича».
Сами оппозиционеры с похвальной откровенностью рассказывают журналистам о том, что в настоящее время их главной задачей является поддержание интереса к Майдану, чтобы тот не разбрелся по домам. Характерным в этом смысле можно считать следующее высказывание активиста Зоряна Шкиряка: «Мы в этом месяце будем активно напоминать власти, что Майдан стоит». Среди наглядной агитации, расклеенной на фонарных столбах и стенах зданий на Крещатике, чаще всего можно встретить наклейки с призывом вроде: «Я не уйду с Майдана».
Высказанное выше мнение активиста Шкиряка полностью разделяют политологи. Так, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев прямо говорит, что без нагнетания психоза и столкновений с милицией Майдан выдохнется: «Лидеры оппозиции понимают, что протест нужно подзаряжать. События вокруг Святошинского райотдела и на проспекте Победы логично вытекают из необходимости постоянно гальванизировать «евромайдан». Но при этом, считает Карасев, подобная тактика действий ведет в никуда: «Протест затухает потому, что люди уже устали быть в напряжении и не видят каких-либо результатов».
Далее политолог, которого никоим образом нельзя отнести к числу противников «евроинтеграции», ставит диагноз: «Майдан начинает деградировать. Когда люди стоят, не работают, когда нет большого дела, больших политических целей, когда утверждается бесцельность политическая, и просто бесцельность стояния и существования, идет деградация. Если майдан не перезарядит себя на какую-то большую легитимную цель, если не будут найдены новые методы тактики и стратегии, то эта тенденция будет продолжаться».
Конечно, политологам, наблюдающим «революционный» процесс со стороны, легко оперировать теоретическими рассуждениями о новой стратегии и тактике Майдана. Вот только в реальности поди изобрети эту самую «новую стратегию», да еще в условиях, когда действующая власть объективно находится на более выигрышных позициях.
Впрочем, происходящие события указывают на то, что лидеры оппозиционного трио особенно по данному поводу не заморачиваются и креативными изысканиями себя не утруждают. Судя по всему, они хорошо понимают, что для них главное «ночь простоять да день продержаться», то есть хоть как-нибудь худо-бедно дотянуть Майдан до выборов 2015 года. А для этого не требуется изобретать велосипед. В ход идут все те же старые лозунги и призывы, даже слегка не перелицованные к новому политическому сезону.
13 января лидер партии «УДАР» Виталий Кличко на заседании согласительного совета депутатских групп и фракций объявил о том, что оппозиция будет блокировать работу Верховной Рады, добиваясь отставки Кабмина и премьер-министра Николая Азарова. «Если наши требования исполнены не будут — Верховная Рада не будет работать в нормальном режиме», — с апломбом сказал Кличко, после чего оппозиционные фракции покинули здание парламента. И хотя ранее, когда оппозиция находилась в куда более выигрышном положении, затея с отставкой правительства с треском провалилась, ее лидеры снова вбрасывают этот лозунг, пытаясь создать у своего электората иллюзию владения инициативой.
Из той же оперы — попытка реанимировать идею общенациональной забастовки. Напомним, что 12 января на так называемом «народном вече» на Майдане Виталий Кличко торжественно объявил: «Сейчас мы организуем всеукраинскую забастовку». И тут же оговорился: «Сначала предупредительная — краткосрочная». Закрывая тему «всеукраинской забастовки», Кличко уточнил: мол, о начале забастовки объявят в скором времени после того, как будет завершена подготовительная работа. Смысл этого трюка понятен — если никаких признаков реализации сего наполеоновского плана налицо не окажется, можно, ничтоже сумняшеся, сказать собравшимся на Майдане, что забастовка пока готовится и вот-вот начнется. И так до 2015 года включительно.
Среди прочих «старых песен о главном» можно отметить идею «похода на Межигорье». Со сцены на Майдане об этой инициативе сообщила никто иная, как Руслана, причем в весьма патетических выражениях: «Майдан идет к Януковичу». Памятуя о том, что эта исполнительница «музыки революции» так и не выполнила своего обещания совершить акт самосожжения, можно не сомневаться и в безусловном выполнении «похода на Межигорье».
Правда, лидеры оппозиции все же пытаются привнести нечто новое в скучные революционные будни Майдана. К числу таких ноу-хау можно отнести идею с объявлением акции «Всеукраинское пикетирование регионалов», пикетирование столичного управления ГАИ и встречу Автомайдана с послом США в Украине Джеффри Пайеттом, который с видимым удовольствием пообещал его активистам поддержку Соединенных Штатов.
Разумеется, лидеры Майдана вполне осознают, что подобная имитация активности в практическом отношении может дать немного. А до выборов осталось уже всего ничего. Поэтому единственной возможностью для оппозиции мобилизовать свой электорат является непрерывный подъем политических ставок, предъявление власти все более запредельных требований. Со сцены на Майдане провозглашается «требование номер один — отставка Януковича», затем требование номер два — отставка премьер-министра и всего правительства, затем возвращение Конституции 2004 года, затем досрочные президентские и парламентские выборы... Причем трое «вождей революции», занятые увлекательным строительством всех этих воздушных замков, даже не задаются вопросом о реальном выполнении своих требований.
Опасность такого рода политических игр слишком очевидна: излишне высоко поднятая планка электоральных ожиданий на какое-то время, возможно, и сможет пригнать под знамена оппозиции некоторое число не особо разбирающихся в политике избирателей. Но поскольку все эти данные со сцены Майдана обещания могут провалиться раньше, чем начнется президентская кампания, то в итоге результат будет прямо противоположным: разочарование людей в деятельности оппозиции усилится, и это может произойти в самый неподходящий момент.
Деградация Майдана либо разочарование людей в оппозиционных лидерах на почве вбрасывания последними заведомо невыполнимых обещаний — это далеко не единственные риски, с которыми может столкнуться оппозиция на выборах 2015 года.
Куда более серьезную проблему представляют собой нарастающие внутренние противоречия в оппозиционном стане. Чем ближе выборы, тем больше обостряются противоречия не только в тройке лидеров, но и между «вождятами» второго и третьего плана, группирующимися под «брендом» Майдана. Майдан породил множество новых политических проектов, вроде «Правого сектора» или «Общего дела», лидеры и спонсоры которых рассчитывают прорваться во власть на волне нынешних протестов. Кроме того, свою немалую лепту в грызню внутри оппозиции вносят бывшие «полевые командиры» Майдана-2004.
Так, еще в начале декабря прошлого года лидер мелкой политической партии «Европейский выбор» Николай Катеринчук провозгласил самого себя «революционным комендантом» и проплатил соответствующие сюжеты на ряде оппозиционных телеканалов. Для полноты картины следует добавить активно фрондирующих персонажей вроде Петра Порошенко или Анатолия Гриценко, вносящих дополнительную сумятицу в оппозиционные ряды.
Наиболее ярко уровень и размах противоречий внутри оппозиции проявляется в главном стратегическом вопросе, от которого напрямую зависит результат будущих выборов — в вопросе о выдвижении единого кандидата.
Понятно, что Виталий Кличко стремится перетянуть одеяло на себя. Еще 7 января лидер «УДАРа» с присущей ему скромностью, не называя имен, категорически заявил о необходимости выдвижения единого кандидата в первом туре. Против этого немедленно выступил Арсений Яценюк. Он подчеркнул, что в соглашении, подписанном еще в мае прошлого года между лидерами оппозиции, четко указано: все трое идут на президентские выборы отдельно, единый кандидат выдвигается только во втором туре. В данном случае на руку Яценюку и поддержка со стороны Юлии Тимошенко, которая высказала свою солидарную позицию: в первом туре президентских выборов единый кандидат от оппозиции «только навредит общей победе».
И уж совсем запредельные в своей фантасмагоричности проекты исходят от оппозиционных политиков второго плана. Так, Порошенко насмешил всех, предложив план, согласно которому Кличко становится президентом, а сам Порошенко — премьер-министром. Тем не менее, несмотря на периодически циркулирующие в масс-медиа слухи о том, что оппозиция, наконец, договорилась о выдвижении единого кандидата, можно уверенно предполагать — вся эта неразбериха затянется надолго.
Следует также отметить, что наряду с сугубо политическими между оппозиционным силами наличествуют также и разногласия идеологического характера. 1 января «Свобода» провела в Киеве и некоторых других городах «факелцунги» в честь 105-й годовщины со дня рождения Степана Бандеры. Интересно, что еще накануне Виталий Кличко категорически отмежевался от этого мероприятия, заявив: «Всеукраинское объединение «Майдан» не имеет отношения к проведению в Киеве факельного марша, потому что это исключительно инициатива партии «Свобода»». В общем, для характеристики оппозиции наиболее применимо знаменитое четверостишие из басни Крылова: «Однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись».
10 января Виталий Кличко потерпел свое первое, весьма значимое поражение. Высший административный суд Украины отказался отменять решение Верховной Рады по внесению изменений в Налоговый кодекс Украины, согласно которому лицо, имеющее право на постоянное проживание на территории иностранного государства, считается не проживающим в Украине.
Уточним: поправка предусматривает, что физическое лицо не является резидентом Украины, если у него есть вид на место жительства в другой стране. Кличко официально признал, что у него есть вид на жительство в Германии. Согласно ст. 103 Конституции проживание в Украине на протяжении 10 лет подряд до дня президентских выборов является одним из требований к кандидату на пост главы государства. Таким образом, действующая власть на совершенно законных основаниях может снять с политической шахматной доски наиболее опасную для себя фигуру. И это далеко не единственное преимущество.
13 января представитель европейского комиссара по вопросам расширения и Европейской политике соседства Штефана Фюле Питер Стано заявил, что Брюссель продолжает диалог с Киевом по подготовке к подписанию Соглашения об ассоциации. Иными словами, Виктор Янукович имеет все необходимые возможности для того, чтобы в течение 2014 года подписать Ассоциацию с ЕС и тем самым выбить из рук оппозиции ее главную козырную карту.
Добавим, что подписанные 17 декабря 2013 года Московские соглашения де-факто обеспечили действующей власти решение проблемы стабилизации экономики Украины. Все прогнозы оппозиционных политиков о девальвации гривны, падении ВВП и новом витке экономического кризиса лопнули, как мыльный пузырь. Финансовых резервов у Кабмина достаточно даже для того, чтобы в текущем году трижды поднять зарплаты и пенсии.
Единственная ошибка, которую может совершить в этой ситуации власть — принять решение о силовом разгоне Майдана. Майдан уже сейчас превратился во всеобщее посмешище и самым лучшим способом законсервировать эту выгодную власти политическую обстановку будет просто не обращать внимания на разыгрываемую там клоунаду. Итог будет прогнозируемым: несколько западных областей проголосуют за оппозиционных кандидатов, за действующего Президента будет центр, юг и восток.
При этом если избиратели Януковича будут консолидированы, то электорат оппозиции окажется раздроблен между тремя претендентами. А ожидающееся в 2014 году улучшение экономической ситуации может объективно создать условия для победы Януковича уже в первом туре.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.