Нынешний бюджетный процесс стал одним из сложнейших за все годы независимости Украины. Дважды главный финансовый документ страны отправлялся на доработку, из-за чего мы вошли в новый год без госбюджета. Безусловно, это являлось негативным обстоятельством, поскольку несло значительные риски для отечественной экономики и усилило социальную напряженность в обществе. Но несмотря на препятствия, чинимые оппозиционными деятелями, государственный бюджет страны был все же утвержден большинством из присутствующих. Таким образом, украинцы могут вздохнуть спокойно: задержек соцвыплат и зарплат, угроза которых уже реально замаячила на горизонте, не произойдет, а в ближайшем будущем можно ожидать их роста, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Верховная Рада Украины приняла закон о государственном бюджете на 2014 год. За это решение проголосовало 249 из 261 зарегистрированных в сессионном зале народных депутатов. Против проголосовал один депутат, воздержался тоже один, сообщает УНИАН.
Как отмечают правительственные эксперты, госбюджет на 2014 год полностью адекватен нынешнему положению дел в экономике Украины, так как он разработан с учетом низкой динамики ВВП и спада промышленного производства, отмечавшегося на протяжении предыдущего года. Также необходимо отметить, что нынешний вариант документа выглядит ощутимо более реалистичным по сравнению с первоначально поданным. В частности, показатель номинального ВВП снижен на 2,4% — до 1,653 млрд грн, уровень инфляции уменьшен на 4 п. п. — до 4,3%. Таким образом, есть основания утверждать, что в нынешней сложной ситуации стабильность — уже весьма позитивно.
Предусмотренный правительством на 2014 год рост ВВП в размере 3% следует признать вполне достижимым. Эта цифра имеет под собой основание, учитывая нормализацию торговых отношений с Россией и ожидаемое увеличение торгового оборота с Китаем. Около 15% ВВП Украины реализуется на рынках России и Таможенного союза. Поскольку в результате московских договоренностей ликвидированы нетарифные взаимоотношения между Украиной и Россией, украинский экспорт имеет все возможности вырасти, по оценкам экспертов, на 5 млрд долл. — на ту сумму, на которую он сократился в минувшем году по сравнению с 2011 годом.
Кроме того, логично ожидать рост экспорта украинских товаров в страны Европы (в частности, продукции металлургического и химического комплексов), принимая во внимание определенное улучшение состояния экономики ряда европейских стран, начавшееся в конце 2013 года (речь идет об экономиках стран, являющихся крупнейшими внешнеторговыми партнерами Украины среди членов ЕС — Германия, Польша, Италия), и с учетом достигнутой договоренности о существенном снижении цены на российский природный газ, что, самым благоприятным образом отразится на украинской металлургии и химической промышленности.
Не следует забывать о том, что на 2014 год предусмотрено урезание расходов на содержание Верховной Рады, Администрации Президента, функционирование различных государственных органов. Это свидетельствует о том, что правительство понимает всю важность и необходимость подобного рода экономии.
Новый бюджет позволит дать существенный толчок украинскому промышленному производству, его модернизации и повышению конкурентоспособности. В частности, финансирование капитальных расходов вырастет на 2 млрд грн, а для реализации приоритетных проектов инвестиционного характера, имеющих общегосударственное значение, предусмотрено предоставления государственных гарантий в объеме 50 млрд грн.
Государственным бюджетом на 2014 год предусмотрено существенное расширение бюджетной поддержки для регионов Украины — местные бюджеты получат на 15 млрд грн больше по сравнению с 2013 годом. Всего инвестиционный ресурс для социально-экономического развития территорий в следующем году составит почти 16 млрд грн, также 1 млрд грн выделяется на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт высокоспециализированных медицинских учреждений. На 2,5 млрд грн увеличится финансирование Государственного фонда регионального развития, что позволит ему заработать на полную мощность и будет способствовать активному развитию и модернизации коммунального хозяйства нашей страны.
Следует отметить и другие позитивные моменты в данном направлении:
- предусмотрено финансирование победителей конкурса проектов и программ местного самоуправления;
- на уровне 2012-2013 годов сохранена дополнительная дотация для местных бюджетов на выравнивание финансовой обеспеченности;
- предусмотрена субвенция на выплату государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;
- учтены целевые расходы на дополнительные выплаты медицинским работникам «Скорой помощи»;
- сохранена финансовая поддержка регионов, в которых проводится реформирование медицины, включая доплаты медработникам первичного уровня;
Существенная поддержка запланирована для сельского хозяйства — локомотива украинской экономики. В частности:
- в госбюджете на 2014 год на целевую программу развития села предполагается направить 7 млрд грн;
- в госбюджете на 2014 год планируется сохранить налоговые льготы, которые в 2013 году обеспечили аккумулирование у сельхозпроизводителей около 19 млрд грн. Только на развитие животноводства госбюджетом 2014 года предусмотрено выделение 0,9 млрд грн;
Серьезное внимание будет уделено такой наболевшей проблеме, как состояние дорожного хозяйства страны — госбюджетом на 2014 год предусмотрено выделение «Укравтодору» 14,06 млрд грн финансирования на развитие и содержание автодорог, 9,78 млрд грн на выполнение долговых обязательств по полученным кредитам;
Качественно проработан и вопрос погашения и привлечения государственных заимствований — в госбюджете Украины на 2014 год есть четкие параметры относительно долговой политики. Объем госзаимствований на 2014 год прогнозируется в сумме 151,895 млрд грн, в том числе: внешние — 36,975 млрд грн, внутренние — 114,92 млрд грн. Важно то, что внешние заимствования в 2014 году составят всего лишь 24,3% от общего объема ожидающихся поступлений, а основную часть составят заимствования внутренние — 75,7% от запланированного объема. Объем платежей по погашению госдолга на 2014 год прогнозируется в размере 95,48 млрд грн. Сравнительно серьезный объем платежей по возврату госзадолженности связан со слабо продуманной долговой политикой, которая проводилась в стране с 2005 по 2009 годы.
Украина, несмотря на сложный для ее экономики период, по-прежнему остается одной из немногих стран мира, продолжающих политику роста социальных стандартов — повышение зарплат, пенсий и уровня социальных гарантий. В бюджете-2014 главное внимание уделено решению именно социальных задач, что однозначно позволяет назвать его «социально ориентированным». Предусмотренные в нем дополнительные расходы пойдут, на повышение социальных стандартов для самых широких слоев населения. Например:
- к концу 2014 года минимальная зарплата будет в 2 раза больше, чем в 2009 году (т. е. годы работы правительства, сформированного политическими силами, которые сейчас находятся в оппозиции);
- прожиточный минимум планируется поэтапно повысить на 8,1%, среднегодовой размер минимальной зарплаты — на 8,2%;
- должностной оклад работника первого тарифного разряда Единой тарифной сетки увеличится к декабрю 2014 года на 18,7% по сравнению с декабрем 2013 года;
- дотации на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства и детям-инвалидам вырастут на 22%;
- размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям будет увеличен: на каждого ребенка в возрасте от 3 до 13 лет на 250 гривен, на каждого ребенка в возрасте от 13 до 18 лет — на 500 гривен;
- стипендии для студентов повысятся на 70–120 грн.
- трансферты Пенсионному фонду будут увеличены, по сравнению с 2013 годом, на 5% – до 87,4 млрд грн, что позволит поднять размер минимальной пенсии до 1014 гривен;
- предусмотрено 6 млрд грн для выплаты компенсаций вкладчикам бывшего Сбербанка СССР;
Эти и ряд других мероприятий социальной направленности происходят в условиях, когда во многих странах Европы, наоборот, «замораживаются» зарплаты в государственном секторе и пенсии.
Народные депутаты от оппозиционных фракций продолжают блокировать трибуну Верховной Рады Украины. Возле трибуны находилось около 20 парламентариев, среди которых депутаты от «Свободы» Игорь Швайка и Юрий Сиротюк.
Президиум парламента все еще не заблокирован. Однако руководство парламента еще не появилось на своих рабочих местах. Вместе с тем в сессионном зале присутствует первый заместитель министра финансов Украины Анатолий Мярковский, который должен докладывать по законопроекту о государственном бюджете Украины на 2014 год.
Также оппозиция заблокировала кабинет председателя Верховной Рады Владимира Рыбака, протестуя против попыток принять закон о госбюджете на 2014 год.
На заседание Верховной Рады Украины прибыли первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов, министр финансов Юрий Колобов, первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский, первый заместитель министра экономического развития и торговли Анатолий Максюта, а также глава бюджетного комитета Евгений Геллер. Чиновники заняли места в правительственной ложе.
Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заверяет, что ситуация с принятием государственого бюджета на 2014 год будет решена. Об этом он сказал в интервью журналистам. Ефремов сказал: «Будем работать».
На уточняющий вопрос, как работать, если трибуна и президиум Верховной Рады заблокированы, а также в своем кабинете заблокирован председатель ВР Владимир Рыбак, Ефремов ответил: «Мы найдем вариант решения вопроса». По его словам, у кабинета председателя ВР не было никаких потасовок.
Ефремов напомнил, что фракция Партии регионов не собирается, как и заявляла раньше, применять силу для разблокирования парламента.
Уже сейчас можно говорить о поражении лидеров оппозиции, которые не оказывали серьезных препятствий для принятия бюджета на 2014 год. Об этом в эксклюзивном комментарии сказал финансовый эксперт Эрик Найман. Он предположил, что у оппозиции на данный момент не было программы социально-экономического развития страны, что привело к поражению Майдана.
«Если говорить о людях в целом, то их гражданская позиция у меня будет всегда вызывать уважение. Однако у лидеров Майдана не оказалось ни идей, ни предложений народу по социально-экономической программе развития страны. Вот это большое и самое главное разочарование Майдана», — отметил эксперт.
По его мнению, оппозиция сегодня не оказывала серьезных препятствий для принятия главного финансового документа страны.
«Я еще детально не изучал бюджет. И судя по тому, что его удалось сегодня принять — оппозиция не оказывала столь серьезных препятствий для его принятия», — резюмировал финансовый эксперт.
Генеральный директор инвестиционно-банковской компании «European Capital Management» Вадим Браиловский считает, что благодаря восстановлению традиционных рынков сбыта украинской продукции, а также открытию новых источников внешнего финансирования, правительство имеет все шансы достичь заложенного в Государственном бюджете 2014 года экономического роста.
«На фоне общего восстановления мировой экономики и, соответственно, традиционных рынков сбыта украинской продукции химической промышленности, металлургии, электроэнергетики и сельского хозяйства, можно ожидать роста ВВП на уровне 1,5%-2%. Цифра в 3% роста выглядит относительно оптимистично, но с учетом кредитов Российской Федерации в 15 млрд долларов и договоренности о кредитах и инвестициях в размере почти 30 млрд долларов из Китая вполне может быть осуществима», — заявил он, пишет ФраЗа.ua.
В частности, по словам финансиста, российский кредит в 15 миллиардов долларов был направлен на балансировку бюджета.
Браиловский также обратил внимание на увеличение в государственной смете помощи регионам.
Он напомнил, что документ предусматривает увеличение финансирования Государственного фонда регионального развития по сравнению с 2013 годом почти в 4 раза.
Таким образом, по его словам, можно говорить о реализации основной составляющей реформы президента Украины Виктора Януковича о местном самоуправлении — децентрализации власти, финансовой самостоятельности регионов и увеличение поступлений в местные бюджеты.
«В своей политике власти стремятся постепенно перемещать центр тяжести в регионы Украины и усиливать местное самоуправление, работая над децентрализацией власти», — добавил он.
Между тем специалист обратил внимание на социальную составляющую главного финансового документа.
По его словам, заложенные в нем увеличение зарплат и социальных выплат позволят увеличить расходы домохозяйств, которые, в свою очередь, будут свидетельствовать об экономическом росте Украины.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что госбюджет 2014 года рассчитан с учетом реального состояния экономики. Он не содержит потемкинских деревень, и поэтому рост расходной части очень четко увязан с доходной частью.
«Госбюджет на 2014 год – это бюджет предвыборный. Поэтому нет ничего удивительного, что в этом бюджете запланированы и рост минимальной заработной платы на уровне 6,8%, и рост прожиточного минимума на 6,5%, как базовые показатели, на основании которых рассчитан рост заработной платы бюджетникам и пенсионерам
Фактически в 2014 году заработная плата бюджетников вырастет более чем на 15%, а пенсии – более чем на 17%», - сказал он.
Эксперт напомнил, что указанное повышение будет носить поэтапный характер и пройдет в три этапа – с 1 января 2014, с 1 июля и 1 октября 2014 года.
По его мнению, это позволит не допустить разбалансирования госбюджета, чтобы повышение происходило после необходимого наполнения госбюджета за счет поступления налогов.
В то же время финансист уточняет, что госбюджет решает не только социальные вопросы.
«Хотя большая часть денег из госбюджета 2014 года действительно будет направлена на выплату пенсий и заработной платы бюджетников, но в проекте бюджета запланирован целый ряд государственных инвестиционных программ. Кроме того, может быть, впервые за всю историю Украины будут уменьшены расходы из госбюджета на содержание госслужащих. Во многом это произойдет за счет оптимизации штатной структуры госслужащих, с целью ликвидации дублирующих функций. Экономика не может позволить себе финансировать за счет госбюджета все желаемые депутатами расходы», - добавил Охрименко.
«Приняли бюджет», — рассказал народный депутат (фракция «Свобода») Юрий Михальчишин в среду вечером.
При этом он подчеркнул, что члены комитета от оппозиции за данное решение на заседании не голосовали.
Как сообщал Inpress.ua, принятие проекта бюджета на 2014 год может пройти без обсуждения в случае, если работа парламента будет и далее заблокирована, заявили народные депутаты от Партии регионов Ярослав Сухой, Владимир Макеенко и Олег Царев.
Напомним, что народный депутат от фракции Партии регионов Иван Попеску обратился к представителям оппозиции с призывом принять участие в работе и рассмотрении госбюджета Украины и работать в стенах парламента, а не на майданах.
А предложения оппозиции по срыву бюджетного процесса совершенно деструктивно, поскольку приведет к замораживанию социальных расходов государства и лишит Украину возможности сотрудничества с международными финансовыми институтами — сказал Олег Устенко, исполнительный директор международного фонда Блейзера, комментируя призывы оппозиционных политиков блокировать принятие государственного бюджета на 2014 год.
В свою очередь, президент Украины Виктор Янукович считает, что правительство должно наладить работу с парламентом для скорейшего принятия государственного бюджета на 2014 год.
Так, проект закона «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» должен быть рассмотрен и принят в Верховной Раде в течение одного дня, сказал премьер-министр Украины Николай Азаров.
Отметим, что Кабинет Министров намерен предусмотреть в проекте госбюджета-2014 трехэтапное повышение минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Об этом сообщил премьер-министр Николай Азаров.
Кроме того, крайне необходимо усиление бюджетной поддержки для аграриев, как для дальнейшего драйвера отечественной экономики, который сейчас показывает наиболее интенсивные темпы роста, а также нуждается в значительном обновлении технических мощностей для наращивания объемов производства.
О преимуществах и недостатках государственного бюджета Украины на 2014 год читайте в статье Андрея Краснова «Госбюджет-2014 — первый блин не комом».
Мнение экс-главы бюджетного комитета Верховной Рады Валерия Баранова о главном финансовом документе страны на следующий год читайте в материале «Как будет жить страна с бюджетом-2014».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.