Конституционная ассамблея закончила подготовку проекта концепции реформирования основного закона. Авторы документа сохранили большинство положений, представленных в начальной редакции проекта. На заключительном этапе подготовки документа в ассамблее разгорелся скандал, вылившийся в попытку срыва работы ассамблеи – часть экспертов покинули КА, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Конституционная ассамблея занималась подготовкой целостной концепции изменений в Конституцию с мая 2012 года. В предварительной редакции документ был утвержден еще в июне. Концепция предусматривала полное изменение модели управления государством — отдавала часть президентских полномочий Верховной раде, в частности право назначать персональный состав Кабинета министров. Президенту между тем предоставлялся полный контроль над назначением и увольнением судей.
О том, что подготовка документа завершена сообщила советник президента, секретарь КА Марина Ставнийчук, передает Коммерсантъ-Украина.
«В сравнении с тем документом, который у нас был по состоянию на июнь, концепция серьезно доработана — это касается и текста, и подходов. Мне кажется, что концепция имеет теперь действительно европейский вид и по всем ключевым вопросам учитывает рекомендации Венецианской комиссии», — заявила Ставнийчук.
По ее словам, КА должна была одобрить документ на заседании 6 декабря, но «в связи с тем, что политическая ситуация в стране усложнилась», заседание пришлось перенести. Ожидается, что проект концепции будет одобрен на заседании КА в январе и получит оценку Венецианской комиссии в марте.
Как и в начальной редакции, документ предусматривает, что президент получает монополию на назначение судей, а Верховная рада — контроль над формированием Кабинета министров. В то же время авторы концепции отказались от идеи обязать президента согласовывать с парламентом назначение и увольнение председателей Антимонопольного комитета, Фонда госимущества и Национального банка. Верховная рада будет давать согласие только на назначение председателя СБУ, главы Службы внешней разведки и генерального прокурора (его предлагается назначать на семь лет), при этом парламент утратит право выражать ему недоверие.
В Верховной раде эти инициативы расценили по-разному.
«Назначение парламентом Кабинета министров отвечает тому, что общество хочет поменять в Конституции. Что касается недоверия прокурору, то считается, что прокурорская ветвь власти должна быть отделена и не должна регулироваться парламентом»,— заявила народный депутат Наталья Новак (УДАР).
Депутат Евгений Карташов (Партия регионов) раскритиковал предложение лишить парламент права выражать недоверие генпрокурору.
«Я считаю, что Верховная рада — это высший орган, он должен иметь право на все, в том числе на назначение Кабмина, в том числе на выражение недоверия генпрокурору», - сказал он.
Бывший член КА, глава правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко назвал наиболее сильные стороны концепции.
«В этой концепции лучшие разделы касаются органов власти, парламента, президента, Кабмина, местного самоуправления»,— отмечает эксперт.
Авторы проекта концепции также отказались от идеи упростить процедуру импичмента президента. Согласно доработанному документу, для того, чтобы инициировать импичмент, нужно 226 голосов народных депутатов, как сейчас, а не 150, как это предлагалось в предварительном варианте концепции. Выдвинуть обвинение главе государства смогут 300 народных депутатов с учетом заключения Конституционного суда, при этом авторы документа предлагают исключить положение о необходимости заключения Верховного суда в связи с процедурой импичмента, «поскольку это противоречит принципу беспристрастности суда».
Проект концепции предусматривает существенное увеличение роли народовластия. Раздел действующей Конституции «Выборы. Референдум» предлагается заменить разделом «Народное волеизъявление». Согласно документу, ограничения на участие в выборах должны устанавливаться исключительно на конституционном уровне, требования к регистрации кандидатов и финансированию выборов должны носить «разумный характер», избирательное законодательство «не может быть изменено за два года до выборов».
«Это должно стать одной из институциональных гарантий стабильности избирательного законодательства», — говорится в документе.
Авторы также предлагают ввести институт народной законодательной инициативы и институт народного вето, позволяющего проводить референдум для отмены принятых парламентом законов. Обязательному утверждению на референдуме подлежат также международные соглашения Украины по вопросам изменения территории или вхождения Украины в межгосударственные объединения с делегированием суверенных прав. Согласно концепции, решение, принятое на референдуме, не подлежит дополнительному утверждению в других органах власти.
Напомним, необходимость внесения изменений в ныне действующую Конституцию Украины продиктована необходимостью модернизировать страну. Это отметила советник главы государства — руководитель Главного управления по вопросам модернизации конституционно права Администрации Президента Украины Марина Ставнийчук во время своего выступления на тему «Конституционно правовая составляющая державотворческих процессов в Украине», состоявшегося перед слушателями Национальной академии государственного управления при Президенте Украины.
Как сообщал ранее Inpress.ua, вопросы внесения изменений в Конституцию Украины могут быть вынесены на референдум, утверждает глава Конституционной ассамблеи Леонид Кравчук.
Кравчук рассказал, что в первом чтении концепции проекта изменений в Конституцию было 28 страниц, во втором ожидается 20-25.
Напомним, что первый вариант новой Конституции будет готов к середине 2014 года. Об этом рассказал глава Конституционной ассамблеи Леонид Кравчук.
Отметим, что 21 июня Конституционная ассамблея обнародовала проект Концепции по внесению изменений в Конституцию Украины.
16 июня Венецианская комиссия одобрила проект изменений в Конституцию Украины и отметила, что в целом предложенные изменения соответствуют многим рекомендациям, которые были сделаны ею ранее.
Ранее председатель Конституционной ассамблеи Леонид Кравчук сказал, что у ассамблеи нет полномочий анализировать и оценивать законы, принятые Верховной Радой. По его словам, в положении о Конституционной ассамблеи нет пункта о том, что ассамблея анализирует принятые Верховной Радой законы и дает им оценки и объяснения.
Как сообщал Inpress.ua, спикер Верховной Рады Владимир Рыбак выступает за внесение корректив в систему коммуникации власти с народом. По его мнению, серьезных корректив в нашем государстве требует вся система коммуникации власти с народом: «Она должна стать, наконец, откровенной, правдивой и убедительной».
Глава парламента обратил внимание на то, что «реальным толчком для выступлений молодежи на майдане фактически послужило непонимание населением действий власти, его неоправданно завышенные властью ожидания, что, мол, уже завтра будем жить «как европейцы».
Напомним, 19 декабря Верховная Рада приняла закон об устранении негативных последствий и недопущении преследований и наказания лиц касательно событий, которые имели место во время проведения мирных собраний.
За принятие законопроекта в целом проголосовали 339 народных депутатов.
Законопроект представил народный депутат Павел Петренко (фракция «Батькивщина»).
Петренко перед голосованием сообщил, что законопроект освобождает от ответственности лица, которые были участниками акций протеста с 21 ноября, до дня вступления закона в силу. Это значит, что законопроект не касается правоохранителей, которые избили митингующих, так как оппозиция настояла на изменении формулировки «лица, связанные с участием в акциях протеста» на «участники акции».
Законопроект также определяет, что все уголовные производства против участников акций, открытые с 21 ноября, подлежат закрытию, а лица — освобождению. Кроме того, эти люди считаются несудимыми.
Проект подан народными депутатами от фракции «Батькивщина» Павлом Петренко, от фракции УДАР Виталием Карпунцовым, от фракции «Свобода» Олегом Махницким, от фракции Партии регионов Нестором Шуфричем и Юрием Мирошниченко, который является представителем президента в парламенте.
Более подробно читайте о новом проекте Конституции в статье Федора Михайловского «Украина: тень Конституции».
Подробнее о поражении «евромайдана» и оппозиции читайте в статье Игоря Лесева «Деградация майдана: от революции к унылому фарсу».
Подробнее о решающей роли президента Виктора Януковича в решении политического кризиса в Украине читайте в статье Игоря Лесева «Битва за Украину продолжается — выбор за президентом».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.