Созданная в прошлом году президентом Януковичем Конституционная ассамблея представила проект Концепции внесения изменений в Основной Закон. В документе содержится перечень предложений по внесению изменений в Конституцию Украины. Основные из них касаются положений Основного Закона относительно: референдума и народной инициативы, статуса президента и народных депутатов, полномочий Конституционного суда, Генпрокуратуры, порядка назначения судей, а также порядка функционирования Высшего совета юстиции. Текст проекта концепции неокончательный и до сентября в него можно вносить предложения и изменения, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
«Европеизация» Основного Закона
Авторы Концепции внесения изменений в Основной Закон предлагают конституировать основы европейских стремлений Украинского государства. Об этом говорится в проекте Концепции внесения изменений в Основной Закон (далее — Концепция), разработанном Конституционной ассамблеей, сообщает «Интерфакс-Украина».
«Обновленная Конституция должна урегулировать вопросы о приоритете международных договоров в сфере прав и свобод человека относительно актов национального права», — отмечается в Концепции.
Кроме того, реформированный Основной Закон Украины должен отвечать общепризнанным международным стандартам, принципам и требованиям международно-правовых документов.
Обновленная Конституция должна максимально учитывать рекомендации и выводы Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия), Парламентской Ассамблеи Совета Европы, достижения и тенденции современного конституционализма, отмечают авторы Концепции.
Подчеркивается также, что Основной Закон должен базироваться на положениях действующей Конституции, развивать и конкретизировать их. «Конституция Украины должна стать актом, который закрепляет основы инновационной модели общественного и государственного развития», — говорится в Концепции.
Авторы убеждены, что «в центре внимания должно быть определение приоритета общечеловеческих ценностей (жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, неприкосновенности, безопасности), а также создание институционных основ реализации, гарантирования и защиты прав человека и основоположных свобод».
Референдум и народная инициатива
В проекте Концепции внесения изменений в Конституцию предлагается решение, принятое на всеукраинском референдуме, сделать обязательным к исполнению без утверждения в Верховной Раде. «Предусмотреть, что решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в утверждении другим органом власти или должностным лицом», — говорится в проекте Концепции.
Проектом также предусмотрено введение моратория на пересмотр решений, принятых на всеукраинском референдуме, путем проведения повторного референдума или принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады соответствующего решения.
Также предлагается ввести институт народной законодательной инициативы, предусмотрев, что в Верховную Раду могут вноситься законопроекты по инициативе определенного количества граждан Украины, имеющих право голоса. Такие законопроекты должны рассматриваться парламентом безотлагательно.
Ассамблея считает, что в Конституции «должен быть отражен баланс в применении форм представительной и непосредственной демократии путем закрепления невозможности применения референдума для прекращения деятельности сформированных на выборах государственных органов, запрета за счет референдума проводить предусмотренные законом выборы».
Президент и неприкосновенность депутатов
В проекте обновленной Конституции также предлагается сохранить порядок избрания президента Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.
Согласно Концепции, в Конституции не будет определена конкретная форма правления. «Поскольку Украина не является абстрактной „республикой“ (статья 5), а является республикой с президентом, а от этого идет определение формы правления в государстве („парламентская“, „президентская“, смешанная). В контексте принципа разделения государственной власти это определение будет зависеть от тех полномочий, которые будут закреплены для президента Украины, Верховной Рады и Кабинета Министров. Однако это не означает, что в разделе I должна быть определена конкретная форма правления в Украине, достаточно ограничиться включением в этот раздел положения о президенте Украины как главе государства», — говорится в проекте.
Проект предусматривает наделение президента Украины правом прекратить полномочия Верховной Рады в случае несформирования персонального состава Кабинета Министров в определенный Конституцией срок.
Кроме того, авторы предлагают изменить основания для смещения с поста в порядке импичмента президента Украины — в случае совершения им преступления. При этом обвинение должно выдвигать не менее трети депутатов от конституционного состава парламента. Решение принимается не менее, чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады с учетом заключения Конституционного суда. Считается необходимым исключить положения о предоставлении Верховным Судом заключения в связи с процедурой импичмента, поскольку это противоречит принципу беспристрастности суда.
Кроме того, в обновленной Конституции предлагается ограничить неприкосновенность народных депутатов Украины, установив, что депутат не может быть задержан или арестован без согласия парламента до вынесения обвинительного приговора в отношении него, за исключением задержания на месте преступления.
Конституционный суд и его судьи
Авторы проекта Концепции внесения изменений в Основной Закон также считают, что в обновленной Конституции целесообразно пока сохранить нынешний порядок назначения судей Конституционного суда.
«Вместе с тем считаем возможным в будущем... перейти к другой системе назначения и увольнения судей Конституционного суда, в которой основная роль отводится президенту Украины как гаранту соблюдения Конституции Украины и Верховной Раде. В свою очередь кандидатуры на должность судьи Конституционного суда Украины главе государства могли бы предлагать съезд судей Украины, Национальная академия правовых наук Украины, министр юстиции Украины», — говорится в проекте Концепции.
Авторы также предлагают в обновленной Конституции закрепить положение, согласно которому судья КС приобретает полномочия с момента принесения им присяги судьи КС на заседании Конституционного суда.
Кроме того, отмечено в Концепции, требует «конституирования» норма, согласно которой заключение об освобождении от должности судьи КС должен принимать Конституционный суд.
Авторы также предлагают расширить полномочия КС, в частности, проверкой соответствия Основному Закону вопросов, которые предлагается вынести на всеукраинский референдум.
Генпрокурор и Генеральная прокуратура
В проекте обновленной Конституции Украины срок полномочий генерального прокурора предлагается увеличить с 5 до 7 лет.
«Установить требования к кандидатам на должность генерального прокурора Украины, сохранив предусмотренный действующей Конституцией порядок его назначения и освобождения, продлив срок пребывания его в должности до 7 лет», — отмечается в проекте Концепции.
Кроме того, предлагается исключить из текста действующей Конституции положение о выражении Верховной Радой недоверия генеральному прокурору, что влечет его отставку с должности.
Также предлагается ликвидировать функцию прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного (досудебного) следствия путем отмены пункта 9 Переходных положений Конституции.
В действующей Конституции генпрокурор назначается на пост по согласию Верховной Рады и увольняется с поста президентом Украины. Парламент может выразить недоверие генпрокурору, после чего следует его отставка с поста. Срок полномочий генпрокурора в нынешней Конституции — 5 лет.
Судьи и Высший совет юстиции
В обновленной Конституции Верховная Рада будет отстранена от назначения судей.
«Одним из ключевых вопросов должно стать усиление гарантий независимости судей. В связи с этим необходимо устранить политические структуры из процедуры назначения и увольнения судей. С этой целью предлагается исключить из Конституции Украины положения об избрании судей бессрочно Верховной Радой Украины, таким образом учитывая рекомендации Венецианской комиссии о необходимости устранения парламента как политического органа от процедуры назначения и избрания судей», — говорится в проекте Концепции внесения изменений в Основной Закон.
Согласно документу, «полномочия по назначению судей на должности и увольнения их с должностей, а также перевод судей должны осуществляться на основании и в соответствии с представлением Высшего совета юстиции (ВСЮ) президентом Украины».
Ассамблея считает, что, учитывая неоднократные замечания Венецианской комиссии, следует отказаться от процедуры первоначального назначения судей на должности на пять лет. В связи с этим необходимо повысить требования к лицам, которые претендуют на занятие должности судьи, повысить минимальный возраст (с 25 до 30 лет), а также минимальный стаж в области права (с 3 до 5 лет). Такие изменения будут служить улучшению качества судейского корпуса, поскольку у лица будет больше как профессионального, так и жизненного опыта. Предлагается также увеличить предельный возраст пребывания судьи в должности до 70 лет.
Предлагается установить, что председатели судов и их заместители, кроме Верховного Суда, должны назначаться ВСЮ по предложению собрания судей соответствующего суда. Относительно председателя Верховного Суда следует сохранить существующую процедуру избрания.
Ключевым органом, который будет решать вопрос об освобождении судьи от должности, а также привлечении его к дисциплинарной ответственности, должен стать ВСЮ. Предлагается учесть рекомендацию Венецианской комиссии о необходимости изменения существующего порядка снятия неприкосновенности судей и передачи полномочий по лишению судейского иммунитета от Верховной Рады в Высший совет юстиции.
Проектом предусматривается определить статус ВСЮ как независимого органа, который обеспечивает организацию и деятельность судов, защиту независимости судей, функционирование на постоянной основе, и закрепить за этим органом все полномочия по судебной власти.
В состав ВСЮ будут входить пятнадцать членов, девять из которых назначает съезд судей Украины, по два — Национальная академия правовых наук и съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, а также съезд адвокатов Украины. Члены ВСЮ назначаются на пять лет.
Таким образом, предлагается отказаться от включения в состав ВСЮ представителей прокуратуры, в том числе генерального прокурора, исключив из полномочий Совета жалобы на решение о привлечении к дисциплинарной ответственности прокуроров, а также принятие решения по нарушениям прокурорами требований относительно несовместимости. За лицами, которые ранее входили в ВСЮ по должности (генеральный прокурор, председатель Верховного Суда, министр юстиции Украины) предлагается закрепить право принимать участие в заседаниях ВСЮ с правом совещательного голоса.
Также предлагается ввести институт мировых судей и предусмотреть возможность установки альтернативных процедур урегулирования споров.
Местные органы власти
Конституционная ассамблея в проекте Концепции внесения изменений в Конституцию Украины также предлагает изменить статус местных государственных администраций, лишить их функций местного самоуправления и трансформировать в контрольно-надзирательные органы с подчинением президенту.
Согласно проекту, местные госадминистрации должны сосредоточить свою деятельность «на четко определенном круге государственных вопросов». Кроме того, предлагается исключить конституционные нормы относительно подотчетности и подконтрольности местных государственных администраций районным и областным советам, а также права выразить недоверие главе местной государственной администрации.
Предполагается введение трехуровневой системы административно-территориального устройства: регионы (Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь), районы и общины. При этом предлагается предоставить права образовывать объединенные территориальные общины не только сельским, но и другим общинам, имеющим единый административный центр.
Авторы также считают необходимым закрепить, что в городах со специальным статусом — Киеве и Севастополе — действует местное самоуправление, местные государственные администрации в соответствии со специальными законами. Кроме того, предлагается предоставить областным и районным советам полномочия образовывать собственные исполнительные органы. При этом осуществление государственных делегированных полномочий предлагается возложить на исполнительные органы местного самоуправления.
Справка
17 мая 2012 года президент Виктор Янукович подписал указ «О Конституционной ассамблее». В задачи этого органа входит подготовка законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины, организацию обсуждения законопроектов, а также доработка текста по результатам такого обсуждения. Затем ассамблея предоставит доработанный текст изменений в Конституцию президенту Украины, который вынесет его на рассмотрение Верховной Рады.
В состав Конституционной ассамблеи входят 94 человека. Председатель ассамблеи — первый президент Украины (1991-1994) Леонид Кравчук. Оппозиция отказалась направлять своих представителей в состав этого органа.
До 1 сентября 2013 года предложения в проект внесения изменений в Конституцию могут вносить члены Конституционной ассамблеи, эксперты, ученые, общественные объединения, политические партии и граждане.
Комментарии
2После слов Кравчука, что Конституция Украины есть Договор между народом и властью, видно некомпетентность г-на Кравчука. Таким образом Кравчук и его ассамблея есть марионетки власти. Пока в Конституции Украины не будет прописан пункт №1: о том, что на территории Украины не может быть принят ни один закон против благополучия народа Украины. Любую из предложенных Конституция я не приму. Ни сердцем, ни душой.
запопоновані зміни до Конституції України - це пропозиція подальшої узурпації влади президентом України, побудова монархії із елементами псевдодемократії. вибудовується чітка вертикаль президентської гілки влади, нікому непідзвітної і безконтрольної. безпрецедентним є відведення президенту функцій нагляду за діяльністю рад, які є владою народу, під "крило" президента відводяться генеральний прокурор та судді, при цьому з генпрокурора знімаються функції нагляду за законністю. Де демократичне управління народу, коли судова влада буде в руках президента, а для контролю дотримання законності не буде незалежного органу ? так звана вища рада юстиції - це фікція, а незалежний орган з контролю за діяльністю суддів, оскільки цей орган самими суддями і формується.