Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Битва за Украину продолжается — выбор за президентом

16 декабря 2013, 11:30 171

Единственная причина, почему в стране до сих пор не началась гражданская война — это усилия Виктора Януковича «не заводить» в противостояние на Майдане юго-восточную Украину.

"Антимайдан", собранный в Мариинском парке, — это такая себе не самая удачная калька власти на своих конкурентов, берущая корни еще с 2004 года. Главная идея "антимайдана" — картинка для Запада, демонстрирующая, что власть в Украине появилась не с Марса и у нее тоже есть всенародная поддержка.

Другое дело, что явление Майдана для носителей другого цивилизационно-ментального кода юго-востока страны, в принципе, не свойственно. Во-первых, электорат Юго-востока УЖЕ победил в 2010-м, так как именно их представитель — Янукович — сегодня и занимает главный кабинет страны на Банковой. Во-вторых, как бы это избито не звучало, Юго-восток работает и не может себе позволить неделями стоять на площадях. Если хотя бы на 10 дней весь Юго-восток уйдет на забастовку, экономика Украины просто перестанет существовать.

Наконец, в-третьих, и это самое важное — Янукович до сих пор не дал внятного месседжа своему электорату начать противостояние с западно-украинским Майданом в Киеве. А цивилизационные ценности у юго-востока существуют — русский язык, каноническое православие, федерализация (от которой в 2010-м сознательно отказалась Партия регионов), культурная и хозяйственная близость с Россией. При этом уже сейчас могут быть подняты следующие вопросы:

– почему граждане юго-востока Украины не вправе решать, в какой экономико-политической альтернативе им жить — в Таможенном союзе или Евросоюзе?

– почему в круглых столах для урегулирования политического кризиса допускается европейская общественность, но не допускаются представители России?

– корректно ли служителям некоторых конфессий Украины, в частности Предстоятелю УПЦ КП Филарету, вести открытую русофобскую риторику?

– корректно ли Западу поддерживать Майдан, в котором преобладают откровенно профашисткие лозунги антисемитизма, русофобства и антикоммунизма?

– какие КОНКРЕНТНЫЕ и первоочередные шаги предлагает оппозиция, в случае своего прихода к власти?

– как будут решены вопросы с украинской промышленностью в случае полной потери рынков и кооперационного сотрудничества со странами Таможенного союза?

– что ожидает людей, которые не согласны с гуманитарно-идеологическими лозунгами Майдана и украинской оппозиции?

С такой повесткой Янукович вполне мог бы поднять свой персональный Антимайдан Юго-востока. Но он на это не идет. Хотя бы потому, что это будет конец старой Украины, и быть может, вообще, единого государства. ВФЯ все еще пытается «разрулить» ситуацию мирным способом, идя шаг за шагом на уступки Евромайдану.

Триголовая видимость решения конфликта

Лидеры системной оппозиции — Кличко, Яценюк и Тягнибок — последние недели душевно выступают на трибуне Евромайдана, угрожая власти самой страшной и беспощадной расправой. Однако к «заслуге» появления Майдана оппозиционная тройке ВООБЩЕ никакого отношения не имеет.

Если кто-то из троицы — Яценюк, Кличко, Тягнибок — выйдет на Майдан и скажет — «все, ребята, мы с властью пришли к компромиссу, давайте будем расходиться» — он тут же станет главным врагом Евромайдана. Толпа, собранная на главной площади страны объединена некими иррациональными идеями — мифическим членством в Евросоюзе, откровенным русофобством и персональной ненавистью к Януковичу, который и создает единый образ врага. Однако у этой толпы нет единого лидера, а соответственно нет и единого логистического плана действий. По сути, эта толпа может давать «мандат доверия на переговоры с властью», но мандата на принятия решений ни у кого нет.

Отсюда ежедневно и появляются все более одиозные требования Евромайдана к действующей власти. Сначала было требование прекратить попытки силового разгона Майдана. Затем требование отставки правительства. Но «отставка правительства» не проходит на майданах — существует процедура в рамках законодательной ветви власти, которую оппозиция сама же и провалила. Дальше появились требования освобождения «политзаключенных».

Власть пошла и на это, выпустив практически всех задержанных, которые наносили увечья сотрудникам правоохранительных органов. Потом начался поиск «виновных», и власть и здесь назвала имена Попова (тем самым фактически самоустранившись от борьбы за Киев, что накануне президентских выборов далеко не самая маленькая уступка) руководителя СНБО Сивковича и главы МВД по Киеву Коряка.

Но у Евромайдана стали появляться все более футуристические требования. Последнее — Майдан запрещает президенту Украины Януковичу подписывать ЛЮБЫЕ соглашения на встрече с Путиным, которая должна состояться 17 декабря. Т. е. Янукович, который в 2010 году был легитимно избран БОЛЬШЕЙ частью граждан Украины, теперь (согласно «указам» толпы на Майдане, не репрезентирующей даже 0.5% населения страны) лишается мандата на принятия межгосударственных решений, которые ему передал украинский народ.

Ну и еще один «призыв» Евромайдана, который через мощное сопротивление Кличко и особенно Яценюка, смогла протянуть группа Турчинова — это немедленное освобождение Юлии Тимошенко. Исходя из все новых требований «народного вече» Майдана, предельно ясно только одно — он — Майдан — не намерен расходиться в принципе. И даже если гипотетически власть в Украине сменится, и оппозиция займет кабинеты на Банковой, потом уже ей — вчерашней оппозиции — придется разгонять Майдан силой. Потому что он анархичен и бессистемен по своей природе.

Яркий пример этому — потешные баррикады из мебели, льда и песка, наваленные по всему Крещатику. «С точки зрения фортификационных конструкций «баррикады» на Крещатике — это цирк Шапито. Единственная польза от них — «революционеры» тратят на их пустое сооружение свою воинственную злобу, которая могла бы обрушиться в виде погромов на другие объекты столицы, например, кафе и рестораны. А вот коммунальщикам, которым предстоит когда-то разгребать весь этот хлам, можно только посочувствовать», — прокомментировал ситуацию с «баррикадным строительством» подполковник инженерных войск в отставке Вадим Ковнацкий.

Внешние смотрящие

С другой стороны, ситуацию с поиском компромисса для всех сторон осложняет крайне односторонняя позиция Запада. Он — Запад — не просто давит на Януковича и Ко (напомним, легитимно избранную власть Украины), но еще и заранее поучает/угрожает/предостерегает от того, что эта власть даже не делала.

Западные СМИ с помощью западных же политиков успешно создают информационную истерию вокруг Украины, максимально демонизируя команду Януковича. В Брюсселе говорят о «недопустимости повторной попытки разгона Евромайдана», Пентагон предупреждает Киев «о жесткой реакции на возможное привлечение военных для разгона мирных протестов», польский посол «возмущен действиями Захарченко, который предпринял попытку штурмов взять здание КГГА»

В это же время заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд озвучивает «дорожную карту» для Украины, в которой основными пунктами являются отставка Кабмина и досрочные выборы парламента и президента. А еврокомиссар Штефан Фюле через твиттер сообщает, о приостановке переговоров с Украиной по вопросам об ассоциации. На языке дипломатии это означает буквально следующее — с Януковичем и Ко мы работать отказываемся.

Что характерно, Запад даже не пытается создать видимость нейтральности. Он действует приблизительно также, как в сербско-косовском конфликте принял исключительно сторону албанцев, а в грузино-осетинской войне — сторону грузин. Украинская власть на Западе — это зло, и все ее действия априори неверные. А оппозиция (которая еще в октябре призывала европарламентариев не подписывать соглашение об ассоциации с ЕС), чтобы она не делала — захватывала административные здания, сносила памятника или наносила увечья милиционерам — действует всегда «от имени и по зову украинского народа».

А то, что эту оппозицию открыто консультирует, например, сенатор США Джон Маккейн, а потом и вовсе выступает на Майдане — это в среде оппонентов действующей власти воспринимается как что-то само собой разумеющееся.

Вот если гипотетически представить картину — за столом сидит Владислав Сурков, а напротив него Янукович, Левочкин и Арбузов, а затем этот же Сурков едет на Антимайдан к Мариинскому парку и выступает с поддержкой курса украинского президента. Истерика среди официальных лиц Запада и украинской оппозиции без сомнения стала бы главным информационным поводом планеты нескольких дней. А вот присутствие Маккейна, только в лагере противоположном, — это норма.

***

Проблема Януковича в том, что он еще пытается договориться мирно с теми, кто на такие переговоры и не собирался идти. Янукович попал на гопников, которые точно не удовлетворятся пожеланием «прикурить», даже если им оставить все сигареты и деньги. Равно как и совершенно бессмысленно звучат доводы Азарова, апеллирующего к оппозиции цифрами, почему было решено ОТЛОЖИТЬ подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Власть никто изначально не намерен слушать, ни в среде оппозиции, ни «на дружественном Западе»

Опираться бесконечно на силовиков Янукович тоже не может. И не потому, что силовики предадут. Как раз во внутренней среде милиции антимайданные настроения, особенно после 1 декабря, крайне популярны. Но милиционерам, людям далеко не самым талантливым от природы, необходимо понимание четкого алгоритма действий власти. А его — этого понимания — сейчас нет. Тяжело объяснить (без риторики революционного пафоса), почему люди, задержанные за избиения 18-летних безоружных срочников ВВ, отпускаются на свободу с приставкой «национальные герои».

Шанс Януковича — это переходить в нишу идеологического противостояния. В противном случае его будет ожидать медленная саакашвилизация, с постепенным выдавливанием со всех занятых позиций, вплоть до 2015 года. А как показывают события последнего месяца, «выдавливать Януковича» — особо приятное занятие для всех ведущих СМИ Украины. Практически все они сейчас работают против ВФЯ. С учетом экономического кризиса затягивание майданных настроений точно не будет работать на укрепление рейтинга действующего президента.

Поэтому выбора у Януковича больше нет. Или терпеть и медленно сдаваться, или делить страну на «своих» и «чужих». И надеяться, что в 2015-м после подсчета голосов, «своих» снова окажется немного больше.

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях