В связи с решением Кабмина о приостановке подготовки к Соглашению с ЕС, новой актуальности обрел вопрос украинского протестного потенциала. Невольно напрашивается вопрос возможности второго «майдана». Здесь точек зрения несколько. Однако эксперты называют ряд неоспоримых факторов, согласно которым, в 2004 году, особенно в начале 2005 года было колоссальное доверие и к президенту Украины, и к премьер-министру – рейтинги доверия были за 50% у каждого. Сейчас такого доверия нет ни у кого – ни у представителей власти, ни у представителей оппозиции. Об этом в субботу, 23 ноября в эфире онлайн-студии Inpress-клуб на тему «Возможен ли в Украине МАЙДАН-2?» заявил директор компании Research and Branding Group и социолог Евгений Копатько, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Политический эксперт Евгений Копатько убежден, что в обществе в латентной форме существует уже вырывающееся наружу глухое недоверие и к власти, и к оппозиции.
«В 2004 году, особенно в начале 2005 года существовало колоссальное доверие и к президенту Украины, и к премьер-министру – рейтинги доверия были за 50% у каждого. Сейчас такого доверия нет ни у кого – ни у представителей власти, ни у представителей оппозиции. Это первый очень сложный момент, то есть они не могут организовать вокруг себя большое количество людей. Когда происходило начало «майдана», в Facebook уже начали формировать легенды. Я понимаю, что все это технологические примочки, бог с ним. Но люди — я уважаю их позицию, просто у некоторой части людей это вызывает неприятие, недоверие — и они каким-то образом организовались. Обратите внимание — нет партийной символики. Это очень важно», - считает эксперт.
Он также отмечает рост протестных настроений, которые выражаются в недоверии к власти, в неудовлетворенности в экономической и социальной жизни.
«Социологи говорят: 25-30% людей, которые готовы выйти на улицу. Но здесь есть один момент: в декларируемых заявлениях очень много негатива. Но вопрос, насколько они могут быть конвертированы в активные действия — по большому счету, мы это увидим завтра (в воскресенье, 24 ноября - Inpress.ua). Завтра будет та лакмусовая бумага, которая проявит социальную активность, покажет, что произошло и изменилось со времен «майдана-2004». Тогда при всей готовности этих акций, огромное количество людей шло абсолютно бескорыстно, солидарно и позитивно настроившись. Это нельзя не уважать», - убежден эксперт.
Главным отличием массовых акций текущего года от майдана-2004 эксперт видит в их коммерциализации и использовании не ради идеи, а как политтехнологии.
«В 2004-м была красиво исполненная ситуация, и люди этим жили. Они сами этим восторгались, потом они в этом разочаровались, они потом отрефлексировали на то, что произошло. Я обращаю внимание на усилия огромного количества людей. Теперь, что произошло сейчас. Последние массовые акции, которые были 18 мая. Коммерционализация политической деятельности — это о чем-то говорит? Когда меряются, кто больше выведет людей на улицу. Причем это стало совершенно технологическим процессом», - убежден социолог.
По его мнению, в 2004-м году коммерциализация также была, но она не носила настолько циничного характера.
«Я подчеркиваю, что сегодяшний «евромайдан» надо четко отделять от «оранжевого». Тогда была колоссальная энергия людей, которые делали это не за деньги. Сейчас это станет однозначно достоянием, потому что информационные технологии таковы, что если мы увидим, что это коммерческая тема — тогда до свидания. Тогда не нужно больше собирать людей, не нужно создавать иллюзию того, что это воля народа. Если это коммерческий проект, то пусть лидеры оппозиции скажут, что мы заплатили деньги, чтобы вышли 30-50 тысяч человек. Но здесь не надо обижать тех людей, которые пришли без этих флагов. Давайте эту часть людей, активных граждан будем уважать и уважать их позицию. Но когда сюда подмешиваются политики... Сами политики, которые придут, они могут нивелировать тему. Это звучит сейчас парадоксально, но это именно так», - резюмировал Евгений Копатько.
Постановление принято в интересах национальной безопасности Украины, с целью более детального изучения и наработки комплекса мероприятий, которые Украина должна выполнить для восстановления объемов и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими странами СНГ.
Кабинет Министров также принял распоряжение об инициировании создания трехсторонней комиссии при участии Европейского Союза и Российской Федерации для возобновления потерянных объемов производства и направлений торгово-экономических отношений.
22 ноября, выступая с трибуны Верховной Рады, премьер-министр Николай Азаров решение Кабмина приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС связал с крайне жесткими условиями предоставления кредита Международным Валютным Фондом (МВФ).
Он подчеркнул, что решение правительства страны о приостановке подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС носит тактический характер, оно вызвано сложившейся экономической ситуацией.
Принятое решение Кабмина спровоцировало недовольство оппозиционных политических сил и проевропейски настроенных граждан. Вечером 21 ноября, на Майдане Незалежности в Киеве сторонники евроинтеграции страны собрались на акцию, в которой приняли лидеры оппозиции - Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олега Тягныбока.
Вечером 22 ноября милиция вынужденно демонтировала палатки участников «евромайдана».
Активисты установили три палатки, несмотря на то, что согласно решению Киевского окружного админсуда установление малых архитектурных форм в центре города до 7 января следующего года запрещено.
Установленные палатки были демонтированы, милиция оказала помощь при демонтаже. Серьезного противодействия митингующие не оказывали и все свелось к словесным выражениям.
Также в милиции подчеркнули, что никого из митингующих не задерживали, протоколы об административном нарушении не составлялись.
Число участников киевского «евромайдана» меняется. На воскресенье, 24 ноября, оппозиция обещает собрать на главной площади страны от 50 до 100 тысяч человек.
Подобные киевскому «евромайданы» также прошли и в других областных центрах Украины.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что у сегодняшнего «Майдана» нет цели, в то время как в 2004-м она была и имела название «Ющенко-президент».
Слабо верит в успех нового «майдана» и политический эксперт Владимир Цыбулько. Он считает, что «майдан» уже давно используется политическими силами как политтехнология.
Цыбулько также обращает внимание, что украинцы уже грамотные, так как осознали, что кто-то постоянно использует их протест в свою пользу.
О причинах решения Кабинета Министров Украины приостановить подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС читайте в статье Игоря Лесева «Не говорите мне прощай: Украина и ЕС – пауза на пороге Вильнюса».
Подробнее о причинах организации и предназначения миссии Европарламента Пэта Кокса и Александра Квасьневского читайте в статье Андрея Самброса «Кокс и Квасьневский: всадники евроинтеграции».
О крайне напряженной политической обстановке в Украине в преддверии саммита ЕС в Вильнюсе читайте в статье Артема Ивановского «Между ЕС и Россией: в шаге от ассоциации «игра нервов» на пределе».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.