Правительство продолжает реформировать отечественное законодательство, приводя его к европейским стандартам. Пришла пора урегулировать законодательную систему наказаний за картельные сговоры, которые участились в последнее время в связи с ростом торговых монополий. Сейчас система штрафов неоправданно жесткая к нарушителям, и в результате ее исполнения с рынка могут исчезать довольно крупные игроки. Поэтому система штрафов требует смягчения, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Кабинет Министров в среду на своем заседании одобрил законопроект о внесении изменений в статью 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» относительно смягчения ответственности.
В результате приведения законодательства Украины к европейским нормам статья 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» относительно смягчения ответственности дополнена двумя пунктами.
Пункт 6 этой статьи устанавливает возможность смягчения ответственности за причинение антиконкурентных согласованных действий лицам, которые добровольно уведомили Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) или его территориальное отделение о таких действиях, но не первыми. Или сообщили информацию, которая является важной для принятия решения в этом деле. Статьей 7 устанавливается норма, согласно которой порядок освобождения от ответственности и смягчение ответственности лица, которое причинило антиконкурентные согласованные действия, устанавливается Антимонопольным комитетом Украины.
Таким образом, законодательство Украины о защите экономической конкуренции продолжает проходить адаптацию к конкурентному законодательству Европейского Союза. Для состояния украинского правового поля это критично важно.
В настоящем АМКУ ведет несколько расследований, итоги которых могут обернуться многомиллиоными или даже миллиардными штрафами для подозреваемых в совершении антиконкурентных действий.
Одно из них — разбирательство в отношении группы крупнейших украинских ритейлеров, которых обвинили в сговоре по установлению стоимости продовольственных товаров. Если удастся доказать вину компаний, то им грозит максимальный штраф. Возможно, что новые пункты статьи 6 Закона Украина «О защите экономической конкуренции» могли бы смягчить штрафы для нескольких компаний, участвовавших в сговоре, пишет Информационно-аналитический бюллетень КМУ.
На данный момент законодательством Украины предполагается наложение штрафа за картельный сговор в размере 10% дохода (выручки) за последний отчетный год, который предшествовал году, в котором накладывается штраф.
За 10 месяцев этого года Антимонопольный комитет выписал штрафы на сумму порядка 911 млн грн, что почти на 100 млн грн больше объема наложенных штрафов в прошлом году. И это более чем в 20 раз больше, чем два года назад. Объем штрафов тогда составил всего 43,5 млн грн. Согласно последним представленным данным АМКУ, за 10 месяцев 2013 г. были выявлены и прекращены порядка 5,7 тыс. нарушений конкурентного законодательства.
Как сообщал Inpress.ua, Антимонопольный комитет Украины в январе-октябре текущего года оштрафовал предприятия на общую сумму 814,7 млн грн, что почти в 21 раз больше, чем за весь 2011 год, по результатам которого этот показатель был равен 43,5 млн грн. А в прошлом году АМКУ оштрафовал предприятия на общую сумму 814,7 млн грн.
Напомним, что в октябре АМКУ поверг ритейлеров в шок своими штрафами. Тогда Антимонопольный комитет обвинил 18 крупных торговых сетей и украинское подразделение глобальной исследовательской корпорации The Nielsen Company (ACNielsen Ukraine) в картельном сговоре.
В корпорации Nielsen обвинения украинского антимонопольного ведомства опровергают, ссылаясь на многолетний позитивный имидж компании. В АМКУ отреагировать на заявление компании отказались и пообещали публично огласить свою позицию после окончания расследования.
Как считает председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак, АМКУ зря так много внимания уделяет торговому рынку розничной торговли. «Именно этот рынок является едва ли не наиболее конкурентным — здесь конкурируют не только крупные торговые сети друг с другом, а и средние, и мелкие торговые магазины, мини-маркеты, гастрономчики и даже базары. АМКУ хочет влиять на ценообразование, что невозможно даже чисто теоретически. Для того, чтобы влиять на формирование цен, у государства есть два механизма: законодательный механизм или участие на определенных рынках», – заявил эксперт и добавил, что сговор лучше искать на заправках.
Отметим, что сфера розничной торговли демонстрирует самые интенсивные показатели развития. А по степени ежегодных отчислений в бюджет торговля вскоре догонит промышленные сектора экономики. Стоит отметить, что создаваемые условия для развития малого и среднего бизнеса должны еще больше подстегнуть темпы роста торговли.
Так, в Украине оборот розничной торговли за январь-октябрь 2013 г. составил 718 млрд 406,4 млн грн, что в сопоставимых ценах на 9,5% больше объема соответствующего периода 2012 г. Об этом сообщает Государственная служба статистики (Госстат).
Таким образом, из года в год наблюдается рост розничной торговли в Украине. Это связано с высокой потребительской способностью украинцев, особенно на фоне увеличения благосостояния. Правительство со своей стороны делает все возможное для установления прозрачных правил на розничном рынке и контроля качества и цен на продукцию и услуги.
Сегодня организованная торговля, в том числе сетевая, занимает около 55-60% украинского рынка розничной торговли. На современном этапе развития рынка наблюдается переход операторов на новые форматы организации торговли, а также качественный рост отрасли (усовершенствование и увеличение спектра услуг, сервисов, ориентированных на спрос потребителей).
Подробнее о розничной торговле в Украине читайте в статье Марии Бабенко «Людей влечет дешевизна».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.