Розничная торговля в Украине продолжает расти. Оборот розничной торговли в Украине в январе-июле 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в сопоставимых ценах), вырос на 10,6% — до 476,583 млрд грн), сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Наибольший рост отмечен в Волынской области — на 15,2%, до 9,699 млрд грн, в Луганской области — на 14,1%, до 20,878 млрд грн, г. Севастополе — на 13%, до 5,3518 млрд грн, Киевской области — на 12,7%, до 19,023 млрд грн. Оборот розничной торговли в Киеве в январе-июле вырос на 11,6%, до 62,701 млрд грн, передает УНИАН.
Напомним, что оборот розничной торговли Украины в 2012 году против 2011 года (в сопоставимых ценах) вырос на 15,9% — до 804,3 млрд грн.
Отметим, что в течение I квартала текущего года продажи товаров через интернет предприятиями розничной торговли составили 341,7 млн грн, или 0,36% от всего розничного товарооборота, что на 61% превышает аналогичный показатель за I квартал 2012 года. Об этом говорится в официальных материалах Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информации.
Вместе с этим наибольшая доля продажи товаров через интернет по регионам в Украине приходится на Киев и составляет 295,6 млн грн, или 86,5% от общих продаж товаров.
По мнению экспертов Минэкономразвития, сообщается в информационно-аналитическом бюллетене КМУ, увеличению товарооборота в 2012-2013 годах способствовали рост реальной заработной платы и доходов населения, а также проведение Евро-2012. Реальные располагаемые доходы населения в 2012 году поднялись на 9,7% по сравнению с 2011 годом, в первом квартале 2013 г. — на 7,6%.
Сегодня организованная торговля, в том числе сетевая, занимает около 55-60% украинского рынка розничной торговли. На современном этапе развития рынка наблюдается переход операторов на новые форматы организации торговли, а также качественный рост отрасли (усовершенствование и увеличение спектра услуг, сервисов, ориентированных на спрос потребителей), отмечают экономические аналитики.
Напомним, за девять месяцев 2012 года оборот розничной торговли в Украине увеличился на 16% и составил 578,2 млрд грн. Об этом говорят данные Государственной службы статистики.
Наибольший оборот розничной торговли за девять месяцев 2012 года наблюдался в Киеве (73,866 млрд грн) и Донецкой области (56,973 млрд грн), наименьший — в Севастополе (7,158 млрд грн) и Черновицкой области (8,109 млрд грн).
Согласны с тем, что рост розничной торговли в Украине свидетельствует об увеличении доходов населения и неудовлетворенном спросе, и эксперты, которые высказали свое мнение специально для Inpress.ua. В ближайшей перспективе, по их мнению, официальный товарооборот может увеличиться за счет повсеместного внедрения торговых терминалов и ограничения на наличные расчеты свыше 150 тыс. грн.
Финансовый эксперт Анатолий Заика в увеличении розничной торговли отмечает два момента: доходы населения выросли, и люди начали больше тратить на потребление, второе — требование по внедрению кассовых аппаратов косвенно начало стимулировать декларирование того товарооборота, который находился «в тени».
Как отмечает директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, рост розничной торговли свидетельствует о неудовлетворенном спросе со стороны населения, а также о росте доходов населения — если бы не было роста доходов, мы бы не наблюдали роста розничной торговли.
Тем не менее, по мнению Антимонопольного комитета, доходы ритейлеров растут еще больше, чем у народа в целом. Причем происходит это благодаря отнюдь не легальным способам. Напомним, что 23 июля АМКУ предъявил официальные обвинения 18 крупнейшим розничным сетям Украины, среди которых «Сильпо», «АТБ-маркет», «Ашан», «Фуршет» и Metro C&C. В целом они контролируют 80% столичного розничного рынка. Комитет подозревает ритейлеров в том, что правила, установленные ими для работы с поставщиками, привели к росту цен на продукты.
Согласно данным Госстата, на протяжении 2010-2011 годов государственный индекс потребительских цен вырос только на 13,5%. В то время как в розничных сетях Киева рост цен на основные продукты питания составлял 22-38%, а на некоторые продукты даже 50-70%.
В АМКУ считают, что причиной подорожания продуктов питания является то, что супермаркеты требовали от поставщиков продуктов оплачивать дополнительные услуги по рекламе, бонусам и т. д., составляющие порядка 5-10% от стоимости товара. В то же время розничные сети заставляли поставщиков оплачивать товар с отсрочкой до 120 дней.
В свою очередь представители сетей супермаркетов в официальных комментариях опровергают, что между ними существовал какой-либо сговор и само существование дополнительных требований от них к поставщикам продуктов.
Юристы считают, что АМКУ будет сложно доказать, что действия разных сетей супермаркетов были согласованы между собой и не были обоснованы объективными причинами поднимать цены. «Сложность квалификации заключается в необходимости доказать согласованный характер таких действий. К тому же ведомству необходимо будет опровергнуть доводы компаний о наличии объективных экономических причин для поднятия цен», — отмечает партнер юридической компании Arzinger Лана Синичкина.
Более подробно на тему европейской и евразийской интеграции Украины читайте в статье Александра Шаяна «Таможенный союз и ЕС: рисков больше, чем возможностей?».
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.