Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Антимонопольный комитет бьет рекорды по штрафам, но провинившиеся платить не спешат

16 декабря 2013, 13:45 0

Уходящий год можно смело называть годом штрафов и АМКУ. Антимонопольный комитет превзошел самого себя, по сумме выписанных штрафов увеличив в 20 раз показатели двухлетней давности. Тем не менее госбюджету от этого ни холодно ни жарко: в казну дошло менее 4% от совокупного размера санкций. Объясняется это как ненаступившим сроком уплаты штрафа, так и упорством провинившихся компаний, которые вины не признают и отчаянно отстаивают свою правоту в суде, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

Антимонопольный комитет Украины в январе-октябре текущего года оштрафовал предприятия на общую сумму 814,7 млн грн, что почти в 21 раз больше, чем за весь 2011 год, по результатам которого этот показатель был равен 43,5 млн грн. А в прошлом году АМКУ оштрафовал предприятия на общую сумму 814,7 млн грн.

По данным АМК, за десять месяцев 2013 года прекращено свыше 5,7 тыс. нарушений конкурентного законодательства. Наиболее резонансные расследования, начатые в нынешнем году, еще не завершены.

Одно из них - разбирательство в отношении группы крупнейших украинских ритейлеров, которых обвинили в сговоре по установлению стоимости продовольственных товаров. Ранее председатель АМК Василий Цушко заявлял: если вину компаний удастся доказать, им грозит максимальный предусмотренный законом штраф - 10 % от годовой выручки. А это значит, сумма общих штрафов для ритейлеров превысит миллиарды гривен, что станет абсолютным рекордом для Украины, пишет Gazeta.ua.

Несмотря на то, что последние два года размеры выписанных бизнесу штрафов растут очень быстро, суммы, уплаченные нарушителями в государственный бюджет, остаются весьма скромными. По данным АМК, в текущем году было выплачено 36 млн грн штрафов и пени по их просрочке. Это менее 4 % от размера наложенных взысканий. В АМК говорят, что причин подобной диспропорции несколько. Во-первых, по некоторым из принятых решений срок уплаты еще не наступил. А во‑вторых, часть решений комитета оспаривается ответчиками в судах.

Напомним, что в октябре АМКУ поверг ритейлеров в шок своими штрафами. Тогда Антимонопольный комитет обвинил 18 крупных торговых сетей и украинское подразделение глобальной исследовательской корпорации The Nielsen Company (ACNielsen Ukraine) в картельном сговоре. По мнению регулятора рынка, отечественные операторы и шведская компания в 2010-2011 годах искусственно поднимали цены на продовольственные товары. АМКУ уже выписал провинившимся ритейлерам штрафы, которые, по их мнению, являются непосильными и некорректно рассчитанными.

17 сентября Inpress.ua сообщал, что Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) обвинил 18 крупных украинских торговых сетей и украинское подразделение глобальной исследовательской корпорации Nielsen в картельном сговоре.

АМКУ начал следствие в отношении торговцев еще в мае 2012 г.: их обвинили в повышении цен на основные продукты питания в 2010-2011 гг. на 22-38% при повышении индекса потребительских цен лишь на уровне 13,5%. В числе обвиняемых оказались «Фоззи-Фуд», «Фора», «Ашан Украина», «Фудмаркет», «АТБ-Маркет», «Эко», «Адвентис», «Билла-Украина», «Край-2», «Новус Украина», «Икс 5 Ритейл Групп», «Спар-Центр», «Бимаркет», «Метро Кеш энд Керри Украина», «Фуршет» (и ряд его дочерних предприятий).

В корпорации Nielsen обвинения украинского антимонопольного ведомства опровергают, ссылаясь на многолетний позитивный имидж компании. В АМКУ отреагировать на заявление компании отказались и пообещали публично огласить свою позицию после окончания расследования.

Как считает председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак, АМКУ зря так много внимания уделяет торговому рынку розничной торговли. «Именно этот рынок является едва ли не наиболее конкурентным — здесь конкурируют не только крупные торговые сети друг с другом, а и средние, и мелкие торговые магазины, мини-маркеты, гастрономчики и даже базары. АМКУ хочет влиять на ценообразование, что невозможно даже чисто теоретически. Для того, чтобы влиять на формирование цен, у государства есть два механизма: законодательный механизм или участие на определенных рынках», – заявил эксперт и добавил, что сговор лучше искать на заправках.

По мнению Антимонопольного комитета, доходы ритейлеров растут еще больше, чем у народа в целом. Причем происходит это благодаря отнюдь не легальным способам.

Подробнее о розничной торговле в Украине читайте в статье Марии Бабенко «Людей влечет дешевизна».

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях