То время, когда отечественные космические корабли делали первые шаги в покорении Вселенной, а каждый украинец мог с гордостью считать себя одним из непосредственных первооткрывателей глубин космоса, увы, осталось в уже довольно-таки далеком прошлом. Гигантский космический монстр в 1991 году рассыпался на звездную пыль. И сегодня главная задача - попытаться сохранить и приумножить былой потенциал.
Спустя 22 года, в 2013-м, Украина все еще имеет статус космической державы. Это означает, что мы способны не только обслуживать производство и запуск космических аппаратов, но и вполне можем создавать новые прогрессивные космические технологии. Благо, старая советская база несмотря ни на какие проблемы сумела выдержать проверку рыночными отношениями и даже вполне успешно конкурирует с лидерами мировой космической отрасли.
Однако радоваться успехам «вопреки», а не «благодаря» совершенно бессмысленно. Если мы хотим действительно сохранить за собой имидж весомого игрока космического рынка, пустых разговоров о «стратегической важности» космической отрасли в будущем развитии Украины недостаточно, для понимания этого вовсе не обязательно быть высоколобым чиновником из профильного министерства.
Реальные действия относительно масштабной государственной поддержки «украинского космоса» мало-мальски проглядываются только сейчас. Новая Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины на 2013-2017 гг. в отличии от своих четырех предшественниц имеет по крайней мере четко прописанное практическое назначение.
Речь идет о непосредственном внедрении результатов развития космических технологий в экономику страны, то есть мы наконец-то пришли к выводу, что космос нам нужен не для демонстрации некоего абстрактного международного могущества и осознания собственной значимости, а в первую очередь для получения дополнительной выгоды и прибыли.
В этом и видится основной позитив нынешнего этапа становления «космической» Украины, ведь предыдущие четыре программы развития отрасли имели скорее декларационный характер и были направлены на подготовку наследства, перешедшего нам от СССР, к функционированию в рыночных условиях.
Проблемы с финансированием, плюс нечеткое изложение естественным образом отображались на эффективности выполнения космических программ в Украине. К примеру, четвертая космическая программа, цели которой в принципе сходны с нынешними, была профинансирована всего на 30%. В этот раз в программе развития космической отрасли Украины заложено 2,6 млрд грн, среди которых только 1,12 млрд будет профинансировано из госбюджета.
Несмотря на то, что до 2017 года полеты в космос украинских астронавтов программой не предусмотрены, главными направлениями развития на этот период являются уже начатые ранее проекты более инфраструктурного характера. В частности, 415 млн грн программа предусматривает на запуск в 2015 году с бразильского космодрома Alcantara украинского спутника «Сыч 2 -1» с целью зондирования поверхности Земли, в частности оценки состояния озимых культур, выявления лесных пожаров, а также наблюдения за уровнем снежного покрова. Также до 2017 года правительство запланировало реализовать застоявшийся с 2009 года проект создания национальной спутниковой системы телекоммуникаций «Лыбидь», на что предусмотрено около 162 млн грн.
Обе суммы, естественно, выглядят не очень внушительно, учитывая мировые объемы финансирования аналогичных космических программ. Например, геостационарный телекоммуникационный спутник, аналогичный украинской «Лыбиди», стоит в Европе порядка 300-400 млн долл., не учитывая обслуживания непосредственно запуска, а также, что главное, использования ракеты-носителя. Так что в этом плане главная надежда украинского космоса в основном на частные инвестиции, однако их приток в отрасль еще необходимо обеспечить.
В то же время, привлекать средства частного бизнеса, безусловно, есть куда. Украина на сегодняшний день является одной из восьми стран мира, активно разрабатывающих ракетно-космические технологии. Именно ракета-носитель на сегодняшний день является основными элементом выведения так называемой полезной нагрузки (грузов, аппаратов, экипажа и т. п.) в космическое пространство, альтернативных технологий которому, помимо американских «Спейс Шаттлов», на сегодняшний день не существует.
Украина является разработчиком и производителем целого ряда разнообразных видов ракет-носителей, предназначенных для запуска космических аппаратов в космос, что ставит нашу страну в один ряд с такими признанными покорителями космоса, как США, Евросоюз и Россия. Как видим, наша страна довольно эффективно смогла использовать и развить полученный еще со времен СССР потенциал.
Выглядит все это очень и очень солидно, однако в ближайшее время мы рискуем столкнуться с крайне ожесточенной конкуренцией за рынки сбыта с Китаем, Индией, Казахстаном, Израилем, Японией и Южной Кореей, которые сейчас активно внедряют в жизнь собственные разработки ракет-носителей легкого и среднего класса.
Украина же как раз крайне незаинтересована в усилении конкуренции на этих двух сегментах рынка, ведь в сфере тяжелых ракет-носителей наша страна не представлена вообще. В легком классе мы производим два вида носителей: «Циклон-4», разработанный конструкторским бюро «Южное» имени М. К. Янгеля (Днепропетровск), а также «Днепр» совместной украино-российской корпорации «Космотрас».
Носители легкого класса способны выводить в космическое пространство полезную нагрузку не более 1,5 тонн, что делает их применимыми только в целях запуска легких навигационных спутников.
Для примера, уже упомянутый нами спутник «Сыч 2-1» будет выведен на орбиту именно с помощью ракеты-носителя «Циклон 4».
В то же время в среднем классе ракет-носителей наша страна может похвастать опять-таки совместной с Россией разработкой ракеты «Зенит» и последних ее модификаций (Зенит-3SL, Зенит-3SLБ, Зенит-3SLБФ).
В тяжелом и сверхтяжелом классе Украина на сегодняшний день не может объективно конкурировать с европейскими (Ariane-5), российскими (Протон-М) и американскими (Atlas-5 и Delta 4 Heavy) производителями.
Авиационный космический ракетный комплекс «Свитязь», разработки того же КБ «Южное», а также АНТК им. О. К. Антонова на сегодня является всего лишь пилотным проектом. Для выхода на промышленные масштабы производства «Свитязю» традиционно не хватает финансирования, а иностранные инвесторы из ближнего зарубежья на данном этапе попросту не заинтересованы в стимулировании сильного конкурента для европейских и российских ракет-супертяжей. Тем не менее, сама концепция проекта выглядит чрезвычайно интересно. «Свитязь» представляет собой комплекс из крупнотоннажного самолета-носителя (Ан-225 «Мрия»), на котором закрепляется ракета-носитель.
После того, как самолет достигает определенных координат, а также высоты, с него осуществляется запуск ракеты-носителя. Все это вкупе позволяет не только достичь максимальной эффективности запуска ракеты с определенной высоты, но и также избежать огромных финансовых и временных затрат на сооружение стартовых площадок. В целом, как видим, направление перспективное, свежие идеи у отечественных конструкторов определенно имеются.
Мировая космическая отрасль в последнее время переживает момент достаточно стабильного подъема. В среднем начиная с 2006 года сфера «освоения ближнего космоса» уверенно демонстрирует примерно 5%-й ежегодный рост количества запусков ракет-носителей. Такая ситуация напрямую связана с чрезвычайно активным развитием телекоммуникационных технологий последних лет. Все это, учитывая практически повсеместную информатизацию экономической и хозяйственной деятельности, привело к повышению доступности космических разработок, поэтому неудивительно, что каждая развитая страна может позволить себе запустить на орбиту Земли как минимум один телекоммуникационный спутник. На сегодняшний день активно пытаются развивать свою космическую отрасль около 80 стран мира, что, учитывая ограниченное предложение услуг по запуску космических аппаратов в космическое пространство, открывает очень и очень хорошие перспективы для стран-производителей ракет-носителей, в число которых входит и Украина.
Кроме того, недавние технологические казусы российской «Протон-М» в перспективе могут открыть значительные перспективы по завоеванию рыночной ниши тяжелых носителей для украинских проектов, таких как принципиально инновационный «Свитязь».
Эксперты по-разному оценивают динамику развития «коммерческого покорения космоса» в среднесрочной перспективе, однако наиболее усредненные прогнозы обещают уже к 2020 году ежегодный рост рынка в 15-20% при ежегодной емкости в 3,5 млрд долл.
Помимо этого, в ближайшем будущем более 50% запусков на орбиту будут покупать коммерческие структуры. Правительственные заказы гражданского назначения составят 30%. Для военных же целей будет использовано 20% запусков в ближайшие годы. При этом суммарный объем рынка запусков космических спутников за десятилетие до 2020 года уверенно превысит сумму в 10 млрд долл.
Сегодня же спрос на пусковые услуги значительно превышает предложение, что еще раз свидетельствует о существенных перспективах данного направления, в том числе и для Украины.
Комментарии
0Комментариев нет. Ваш может быть первым.