Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Украина в шаге от «клуба богатых» — флирт с ускорением

15 ноября 2013, 11:00 0

Пока внимание общественности приковано к Соглашению об ассоциации, незамеченным проходит процесс сближения Украины с одной из влиятельных международных организаций...

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) среди граждан бывшего СССР менее известна, чем допустим МВФ, ЕБРР или Мировой Банк. Однако эта международная организация не менее влиятельная и потенциально может быть весьма полезной для стран, еще не потерявших надежду построить у себя такую социально-экономическую систему, которая не предполагает отказа от демократии и принципов свободного рынка.

ОЭСР — это очень серьезно

Предшественником ОЭСР была созданная в 1948 году Организация европейского экономического сотрудничества. Главной целью организации, которой в то время руководил французский экономист Роберт Марджолин, было содействие осуществлению Плана Маршалла для экономической реконструкции Европы после Второй мировой войны. Тогда в состав организации вошли 18 европейских стран, а немного позже еще и Турция.

Считается, что ОЕЭС создавалась как экономической двойник военно-политического блока НАТО, у членов которого были общие экономические системы, общие проблемы и схожие перспективы развития. Организация действительно сыграла жизненно важную роль в восстановлении экономики Западной Европы. В частности, ОЕЭС оказалась в центре европейского движения экономического сотрудничества. Принятые в то время рекомендации по либерализации взаимной торговли уменьшили торговые преграды между членами организации.

В 1950 члены ОЕЭС создали Европейский платежный союз (ЕПС), служивший клиринговым и кредитным механизмом по обслуживанию сделок между этими странами. В конце концов, естественным итогом деятельности ОЕЭС стало создание Европейского экономического сообщества (Общего рынка) в 1957.

В 1961 отлично поработавший ОЕЭС был преобразован в современную «Организацию экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР). На момент основания в состав организации вошли 20 стран.

Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Германия, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты, Турция, Франция, Швеция и Швейцария.

В 60-70-е годы в организацию вступили: Япония, Финляндия, Австралия, Новая Зеландия. После принятия в члены ОЭСР Новой Зеландии в 1973 эта организация в течение 21 года функционировала как «закрытый клуб богатых» и называлась также «Группой 24-х».

В 1994 с принятием в члены организации Мексики начался новый период развития ОЭСР — ее членами также стали Чехия, Венгрия, Польша и Южная Корея. На новом этапе расширения, после 2000, ряды организации пополнили Словакия, Чили, Эстония, Словения и Израиль.

ОЭСР — клуб государств-единомышленников

С момента создания ОЭСР ставит перед собой цель усиливать развитие своих стран-членов, продвигать рыночную экономику и представительную демократию, способствовать росту как развитых стран, так и развивающихся. Сегодня организация является престижным клубом 34 наиболее богатых и одновременно наиболее демократических «стран-джентльменов», которые помогают друг другу стать более успешными и богатыми. В настоящее время это государства, в которых проще всего основать бизнес, легче всего получить кредиты на его развитие, а также получить защиту и помощь от государства в случае каких-то экстренных и непредвиденных ситуаций.

Кроме того, организация поддерживает контакты со многими государствами, не входящими в нее, путем осуществления совместных программ. В некоторых случаях такие контакты могут в перспективе привести к появлению новых членов.

Однако можно быть страной G20 и даже G8, но отсутствие в стране демократии и экономической свободы наглухо закрывает ей двери этого «клуба избранных».

Например, в мае 2007 года в ОЭСР были официально приглашены Чили, Эстония, Словения, Израиль и Россия. И в настоящее время все эти страны, за исключением России, уже стали членами этой организации. Очевидно, что влиятельному члену группы G8 России путь в ОЭСР преградили не чьи-то враждебные козни, а упорное нежелание российской элиты реформировать свою страну в направлении большей экономической свободы и демократизации.

ОЭСР не занимается финансированием, кредитованием или предоставлением грантов. По существу, организация осуществляет исследования и анализ, организовывает дискуссии с целью помочь правительствам определить стратегию выхода на конкретные реформы, которые будут реализованы национальными институтами, помогает достичь соглашения между странами-членами и в других международных договоренностях.

По существу, ОЭСР является авторитетным международным форумом, мнение которого формулируется в виде «мягких законов» — все рекомендации, в отличие от указаний МВФ или Всемирного банка, исполняются исключительно добровольно. Но ОЭСР способен инициировать и более жесткие процедуры, например, создание всем известной системы противодействия криминальному обороту денег ФАТФ или составление «черных списков» стран, в которых не соблюдаются общепринятые в современном мире налоговые стандарты.

ОЭСР и Украина

Сотрудничество между ОЭСР и Украиной началось еще в 1997 г., тогда был подписан договор о привилегиях, иммунитетах и льготах для ОЭСР на территории Украины. После ратификации этого документа Верховной Радой в июле 1999 г. представительные делегации Украины начали на постоянной основе принимать участие в мероприятиях, проводимых ОЭСР для стран, не являющихся членами этой организации. С 2000 г. сотрудничество осуществляется в соответствии с ежегодным Планом действий.

Прослеживая хронологию контактов, можно заметить плавный, но неуклонный рост количества встреч, совместных заявлений и соглашений.

До 2010 г. были сделаны весьма важные шаги по углублению этого сотрудничества, например, 14 декабря 2006 года Украина стала постоянным членом Комитета по стали Директората науки, технологий и промышленности ОЭСР, то есть того комитета, с которым часто ассоциировали начало евроинтеграции в 50-х годах.

Начиная с 2008 года, Украина получила статус наблюдателя в Комитете по государственному управлению ОЭСР, Комитета по вопросам экономического и социального развития на местном уровне ОЭСР и Рабочей группе по вопросам развития малого и среднего бизнеса и предпринимательства.

Однако наиболее интенсивные сдвиги стали заметными в прошедшие два года. В течение этого времени произошли важные встречи, и самое главное, украинским правительством были приняты серьезные, «работающие» постановления и другие документы.

В августе 2011 президент Украины Виктор Янукович уполномочил на тот момент главу Минекономразвития Андрея Клюева подписать письмо к Генсеку ОЭСР о присоединении Украины к Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях, а также об участии Украины в работе Инвестиционного комитета ОЭСР, что, судя по всему, стало сигналом о серьезности намерений Украины сотрудничать с ОЭСР.

В январе 2012 Минекономразвития Украины официально объявило, что Украина поставила своей целью приобретение статуса полноправного члена ОЭСР.

Решающий год

Углубление сотрудничества в текущем году продолжается. В феврале 2013 украинское правительство утвердило план-график, предусматривающий непосредственное включение отечественных госучреждений в работу всех известных комиссий и постоянно действующих проектов ОЭСР, с ежеквартальными докладами в Минэкономразвития о достигнутых успехах и, соответственно, неудачах.

В ближайшее время – в случае, если документ действительно будет выполняться – наших чиновников ждет жесткий аудит на предмет эффективности, надежности и вообще соответствия современным нормам богатых и свободных стран.

27-28 июня в состоялась совместная конференция министров стран Евразии и ОЭСР. От Украины в ней приняли участие Министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов и замглавы Администрации Президента Ирина Акимова. Судя по всему результаты именно этой встречи дали повод премьер-министру Николаю Азарову уже через несколько дней, во время визита в Швейцарию, еще раз объявить о намерении Украины стать полноправным членом ОЭСР.

Уже 12 июля Прасолов сообщил, что Украина стала одним из лидеров в реализации Евразийской программы конкурентоспособности ОЭСР. В настоящее время начата третья фаза реализации этого проекта, в ходе которой ожидается практическое применение подготовленных экспертами ОЭСР (вместе с украинской стороной) рекомендаций по совершенствованию инвестиционной политики в сфере возобновляемой энергетики, государственного корпоративного управления в секторе гражданского авиастроения, усовершенствование механизмов финансирования малых и средних предприятий, а также развитие государственно-частного партнерства в сфере образования и агробизнесе.

Относительно недавно, в сентябре, министр доходов и сборов Александр Клименко заявил о намерении Украина вступить в Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для налоговых целей. После этого украинская налоговая будет обязана обеспечить доступность налоговых деклараций украинских налогоплательщиков не просто по запросу, а в режиме онлайн — в прямом доступе по интернету, взамен получит возможность «наблюдать» за своими должниками в других странах, участниках Глобального форума.

В начале октября тот же министр напомнил, что уже никому не спрятаться от закона о трансфертном ценообразовании, имплементацией которого активно занимается его ведомство.

Нет сомнений в том, что все упомянутые события этого года хорошо укладываются в процедуру выполнения требований по подготовке Украины к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС. Но не все понимают, что участие ОЭСР во всем этом не является простым выполнением заданий Евросоюза. Хотя бы потому, что ЕС сам является как бы составной частью ОЭСР. Согласно Конвенции об образовании ОЭСР, Европейская комиссия является таким же членом этой организации, как и любая из стран. То есть статус ОЭСР в чем-то даже выше статуса ЕС.

И действительно — мягко, ненавязчиво, но неуклонно, рекомендации ОЭСР рано или поздно претворяются в жизнь. Примером может быть создание того же ЕС или недавние решения стран G8 и G20 о борьбе с офшорными уклонениями от налогообложения.

Поэтому сотрудничество с ОЭСР в виде принятия его рекомендаций и, что очень важно, собственного участия в выработке таких рекомендаций, существенно облегчает отношения с другими важными международным организациями. Помимо уже упомянутого Евросоюза, это МВФ, Мировой Банк, ЕБРР и даже НАТО. Более того — участие в программах ОЭСР помогает стране выходить на более высокий и более продуктивный уровень общения с этими весьма важными организациями.

 

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Останні новини

читать
Мы в соц.сетях